Main Menu

За идеологическое противодействие в вузах

В Оше в Гуманитарном педагогическом институте состоялось обсуждение вопросов по противодействию идеологии экстремизма и терроризма в рамках межвузовского сотрудничества России и Кыргызстана. Мероприятие организовал общественный фонд «Единство» в партнерстве с ОГПИ имени А. Мырсабекова.

Во встрече участвовали представители научно-консультативного совета при Антитеррористическом центре СНГ, Минобразования и науки, Госкомиссии по делам религии, силовых структур, мэрии Оша, представители вузов из Бишкека и Оша, а также городов Томска и Кемерова (Россия), общественных организаций.

Председатель научно-консультативного совета при Антитеррористическом центре СНГ Марианна Кочубей посвятила свое выступление опасности распространения религиозного экстремизма в молодежной среде, ознакомив собравшихся с основными формами и методами вовлечения молодежи в ряды экстремистских организаций.

М. Кочубей рассказывала о деятельности органов безопасности стран Содружества, отметив, что прежде спецслужбы сталкивались с неготовностью руководителей учебных заведений, их профессорско-преподавательских составов к противодействию вербовке студентов различными экстремистскими организациями.

Но жизнь сложилась таким образом, что это придется знать и профессорам. И сегодня, после того как проделана серьезная работа с нашими партнерами, в том числе с органами безопасности стран, входящих в СНГ, мы видим, что руководители вузов, административно-управленческих структур, отвечающих за молодежную политику, очень активно включились в это дело. И нас это не может не радовать, — заявила М. Кочубей. — Потому что силовые действия — это хорошо, а противодействовать идеологии экстремистов должно гражданское общество. Здесь такое разделение труда.

М. Кочубей подчеркнула опыт работы спецслужб Республики Узбекистан, которые, по ее словам, продвинули «потрясающую по эффективности программу»:

Я своим российским коллегам говорила, что нам есть чему поучиться у СНБ Республики Узбекистан в том направлении, как организованы технологии противодействия вербовке.

Знакомя участников форума со сложившейся ситуацией, М. Кочубей заметила, что технологии вербовки молодежи в ряды сторонников квазигосударства ИГИЛ абсолютно идентичны с вербовкой в тоталитарные секты. Она обратила внимание, что, говоря о преступлениях террористического и экстремистского характера, нужно подразумевать и «всю криминальную инфраструктуру»: финансирование, материальное и организационное обеспечение, вербовку, а также преступления, связанные с нарушением миграционных правил.

Когда мы говорим, что уровень этих преступлений растет, для меня как специалиста это означает, что органы безопасности дают хорошие результаты,

— добавила она, подчеркнув, что в данном случае речь идет и об улучшении оперативно-следственной работы спецслужб.

Прослеживается отчетливо корреляция: чем больше органы безопасности выявили, раскрыли или пресекли инфраструктурных преступлений вокруг терроризма и экстремизма, тем становится заметно меньше фактов террористической или экстремистской активности,

— отметила М. Кочубей.

Она ознакомила и с методикой вербовки, и с признаками применения деструктивных психотехник, призвав профессорско-преподавательский состав учебных заведений к более пристальному вниманию к возможным внешним признакам того, что представители студенческой молодежи оказались в сфере влияния вербовщиков: изменению поведения, переменам в одежде или появлению татуировок.

Факторам, способствующим эскалации и усилению террористической угрозы в международных отношениях и внутренней политике отдельных государств, посвятили доклад доктор социологических наук, доцент кафедры социальных коммуникаций НИ Томского политехнического университета Наталия Мещерякова.

В числе традиционных причин на уровне международных отношений она назвала экономические, политические и культурные противоречия между странами. По мнению эксперта, в последнее десятилетие фактором, приведшим к эскалации террористической угрозы, стала глобализация.

Неравномерное распределение совокупных мировых богатств между странами и регионами — важнейший фактор, провоцирующий терроризм. Несправедливость существующего порядка вещей питает террористические и экстремистские настроения. Пусть это патологическая реакция на несправедливости мира, но она именно такова,

— отметила Н. Мещерякова, добавив, что еще одним фактором повышения террористической угрозы является борьба за ресурсы.
К внутренним вызовам Н. Мещерякова отнесла такие факторы, как бедность и социальная поляризация населения, коррупция, клановость (непотизм), правовой беспредел и правовой нигилизм в политической сфере, культурные травмы, а также противоречия на межконфессиональной и межнациональной почве.

По мнению Н. Мещеряковой, «надо, чтобы террористические и экстремистские идеи не находили питательной почвы в умах молодежи», которая является объектом интересов вербовщиков.

В Российской Федерации в течение последних двадцати пяти лет существовала боязнь тоталитаризма. Провозглашение и пропаганда каких-либо идеологий принимались чуть ли не как возвращение к тоталитаризму. Но так устроено человеческое сознание, оно не терпит пустоты. Если мы не станем целенаправленно формировать какой-то комплекс идей на сплочение общества, который служил бы мирному сосуществованию и дружбе народов, то этим начнет заниматься кто-то другой, то есть заместят позитивные идеи негативными,

— сказала Н. Мещерякова.

Начальник учебно-методического управления НИ ТПУ кандидат физико-математических наук Юрий Данейкин рассказал об опыте работы в своем учебном заведении. По его словам, в ТПУ разработана концепция безопасности. В ее рамках идет целенаправленная работа с преподавательским составом и другими сотрудниками вуза, для которых проводятся курсы повышения квалификации на тему «Противодействие распространению идеологии экстремизма и терроризму». Их слушателям не только разъясняют, что такое экстремизм и терроризм, но и обучают их навыкам распознавания фактов возможной вербовки, ведения пропаганды экстремистских идей в студенческой среде. Для студентов всех направлений и специальностей на первом курсе организованы просветительские семинары по темам толерантности, межкультурного диалога.

В содержание таких дисциплин, как право, социология, добавлены разделы, разъясняющие, что такое национальный вопрос, национальная политика, почему надо противостоять экстремистской идеологии, какова мера ответственности за ее распространение,

— сообщил Ю. Данейкин, добавив, что разработан курс конфликтологии, подразумевающий развитие навыков предотвращения эскалации конфликтов на межнациональной и межконфессиональной почве.

Разработан и проводится тренинг по разрешению конфликтов в области межнациональных и межконфессиональных отношений. Его цель — предотвратить конфликтное поведение, связанное с деструктивными, насильственными способами разрешения противоречий в области межнациональных и межконфессиональных отношений, и сформировать позитивное отношение к установкам, ценностям и особенностям поведения представителей других культур и конфессий,

— рассказал Ю. Данейкин, отметив, что преподавание ведется силами в том числе представителей силовых ведомств РФ.
С презентацией проводимого ОГПИ проекта комплексного исследования усиления радикализации на юге Кыргызстана выступил декан гуманитарного факультета Турсунмамат Абжалов.

По его словам, в рамках трехгодичного проекта предполагается изучить причины присоединения молодежи к религиозно-экстремистским организациям и составить социологические портреты лиц, ставших наемниками.

Первый год исследования проводили в Оше и Ошской области. Джалал-Абадская область подлежит исследованию в 2017-м, в 2018 году — Баткенская область,

— сообщил Т. Абжалов. План действий проекта — един для всех южных областей Кыргызстана, заметил он.

По итогам круглого стола участники сошлись во мнениях по обсужденным вопросам, которые нашли отражение в резолюции. В ней, в частности, отмечается необходимость увеличения качества взаимодействия учебных заведений, органов власти и общественных организаций Кыргызстана и России по противодействию экстремизму и терроризму. Предлагается также организовать подготовку наиболее компетентных представителей студенческой молодежи для участия в проведении воспитательных и профилактических мероприятий антитеррористической и антиэкстремистской направленности в учебных заведениях. В рамках межвузовского сотрудничества обеих стран — разработать методику взаимодействия студенческой молодежи, преподавательского и экспертного сообщества в области противодействия экстремизму и терроризму. Рекомендовано углубить и имеющуюся практику разработки и создания учебных пособий для студентов вузов по истории взаимодействия народов Центральной Азии и России.

Участники встречи высказались за регулярное проведение на площадках учебных заведений мероприятий патриотического характера, направленных на воспитание гражданской ответственности учащейся молодежи и демонстрирующих общность нравственных и этических ценностей двух государств.

В связи с академической мобильностью молодежи предложено не менее одного раза в год проводить научно-общественные круглые столы, студенческие конференции и другие воспитательные мероприятия, посвященные обсуждению проблемы проявления деструктивного поведения в молодежной среде.

Айша КАМИЛОВА.
Фото автора.






Добавить комментарий