Main Menu

Любя землю, обнимая небо!

В столице отметили 83-летие гражданской авиации Кыргызстана

В столице отметили 83-летие гражданской авиации Кыргызстана. Одним из знаковых событий профессионального праздника стало открытие бюста заслуженного пилота СССР №1 Ишембая Абдраимова в авиационном колледже, который с 1994 года носит его имя.

В этом году создателю этого учебного заведения и основоположнику авиации КР исполнилось бы 102 года. Бронзовая фигура легендарного летчика внимательным прищуром глаз как бы вглядывалась в лица участников и гостей торжества, особенно в лица будущих покорителей неба. На церемонии открытия присутствовали работники авиационных предприятий республики, ветераны авиации, преподаватели и курсанты авиаколледжа имени И. Абдраимова, представители Министерства транспорта и дорог, официальные гости.

Ишембай Абдраимов был преданным тружеником неба, он учитель многих поколений авиаторов республики. И сегодня курсантов авиационного колледжа, который он основал, его бывшие ученики стараются воспитывать на мудрых заветах первого пилота,

— сказал, открывая торжественную церемонию, глава Агентства гражданской авиации КР Э. Омуралиев.

Участников праздника приветствовала заведующая отделом финансово-экономического анализа и мониторинга развития президентского аппарата Р. Сейткасымова, которая озвучила поздравление главы государства А. Атамбаева с профессиональным праздником авиаторов. Приветствие премьер-министра С. Жээнбекова зачитал собравшимся заместитель заведующего отделом транспорта аппарата правительства Д. Исаков (полные тексты поздравлений Президента и премьер-министра публикуются в этом номере газеты).

Небо — это необычный мир, мало знакомый авиапассажирам. Кажется, что воздушные просторы позволяют всем летать безгранично и бесконтрольно. Но это не так. Только четкая работа слаженной команды сотрудников гражданской авиации может разобраться в тонкостях этих воздушных просторов. Только вместе выполняя эту трудную работу, они обеспечивают безопасный полет ничего не подозревающим пассажирам. Мы очень гордимся вами, ценим ваши опыт и истовую преданность отрасли. Уверен, что вы и впредь будете успешно решать поставленные задачи и вносить весомый вклад в укрепление авиации и безопасности полетов, заботиться о сохранении и продолжении замечательных традиций, заложенных Ишембаем Абдраимовым и его соратниками,

— подчеркнул в своем выступлении на торжестве министр транспорта и дорог республики З. Айдаров. Он также отметил, что в этом году принята программа развития гражданской авиации КР на 2016-2020 годы, и, согласно ей, предусмотрено создание условий для дальнейшего развития авиапредприятий и привлечения инвестиций в эту важную отрасль.

Глава ведомства вручил отличившимся пилотам, штурманам, авиаинженерам, бортпроводникам и ветеранам авиации почетные грамоты.

Тружеников неба горячо поздравили и вручили нагрудные знаки отличия глава Ассоциации Союза авиаторов КР Ж. Алыбаев, директор ГП «Кыргызаэронавигация» У. Рахманов, председатель Совета ветеранов гражданской авиации КР Э. Камбаров, директор авиаколледжа имени И. Абдраимова У. Курманов, а руководитель ОАО «МАМ» Э. Чукуев передал в честь знакового события в дар авиаколледжу два монитора для повышения качества обучения курсантов. Наградами также отметили руководителей столичных авиамодельных секций и кружков, вручив им сертификаты признания. Такого же знака отличия удостоился старшеклассник одной из школ Токмока Мухаммед-Али Абдрахманов, ставший победителем международного авиаконкурса в Малайзии. Юноша выполнил оригинальную конструкцию авиасалона-капсулы, которая в случае ЧП отсоединяется от лайнера и плавно спускается на землю на специальных парашютах. Разработкой и расчетами юного конструктора уже заинтересовались международные авиапроизводители.

Тепло встреченные участниками праздничного торжества, выступили ветераны авиации Кыргызстана генерал-майор авиации К. Орузбаев, А. Козубеков, Т. Бошумова, Р. Даиров, которые поделились своими воспоминаниями об Ишембае Абдраимове.

Ишембай Абдраимов по комсомольской путевке поступил в ташкентскую летную школу. Окончив ее, плодотворно трудился в родном небе, в 1933 году на легком биплане У-2 и двухмоторном самолете Ли-2 проложил множество маршрутов по высокогорным районам республики. Он был участником Великой Отечественной войны, защищал Родину в составе 62-го гвардейского авиаполка Белорусского фронта. Совершив 155 боевых вылетов, награжден восемью орденами и 17 медалями СССР. После войны окончил Ленинградскую академию гражданской авиации. Трудовой стаж И. Абдраимова насчитывает 50 лет, из которых 41 год — летной работы. Им освоено 16 типов воздушных судов, на которых пилот налетал 17 000 часов, пройдя путь от рядового летчика до начальника Кыргызского управления гражданской авиации. В течение 25 лет он был шеф-пилотом первых руководителей республики.

По его инициативе и при непосредственном содействии в 1973 году во Фрунзе открыли авиационно-техническое училище, ныне ставшее колледжем, которому присвоили имя прославленного летчика. И. Абдраимов является автором трех книг: «Стальные птицы над Ала-Тоо», «Полвека в небе Киргизии» и «Полеты продолжаются» о становлении и развитии авиации КР. Эти издания сегодня стали настоящими профессиональными учебниками для будущих авиаторов. В 1966 году Ишембаю Абдраимову в числе первых 27 летчиков присвоено высокое звание заслуженного пилота СССР под №1, в декабре 1994 года он удостоился золотой медали ИКАО, а в мае 1997 года — высшей международной награды — Солдатского ордена имени маршала Г. Жукова. К 95-летию прославленного летчика выпущена специальная почтовая марка с его портретом, в 2009 году в Бишкеке на доме, где жил И. Абдраимов, установлена мемориальная доска, а в 2011-м одной из столичных улиц присвоено его имя.

К профессиональному празднику приурочено и еще одно событие, состоявшееся в этот день в авиационном колледже. Здесь открылся музей, стенды которого рассказывают о становлении и развитии авиации страны, пионерах этой отрасли, истории самого колледжа и его выпускниках. На церемонию открытия слетелись выпускники разных лет и из разных стран. Зарина Данабаева, например, прилетела из США. Четыре года назад она получила в колледже диплом бортпроводника, но волею судьбы оказалась в штате Техас, где теперь трудится в службе наземных перевозок аэропорта города Хьюстона. Очень скучает по Бишкеку, где родилась и выросла, и по своей альма-матер. Узнав о замечательном торжестве, не могла не прийти, призналась нам Зарина.
Экскурсию по разделам и стендам музея для участников и гостей праздничного события провел бывший многолетний директор колледжа Р. Даиров. Он рассказал, что первый самолет Ю-13 прилетел на территорию Киргизии в 1927 году и пилотировал его финский пилот Теодор Суолио. А 1933 год считается датой рождения гражданской авиации республики, тогда же был создан первый аэропорт в Попеновке. Первый авиапарк состоял из трех самолетов сельхозназначения. В том же году на У-2 летчик Николай Инеске, преодолев горные хребты Кунгей и Киргизский на высоте 3 500 метров, открыл авиамаршрут Фрунзе — Рыбачье — Пржевальск. Начала работу и воздушная линия Пишпек — Ташкент — Алма-Ата. Бурный расцвет отечественной авиации приходится на 60-е годы минувшего столетия, когда авиапарк страны пополнился новыми типами самолетов и возведены многочисленные объекты наземных авиаслужб, аэропорты.

Заметное развитие отрасль получила уже в период независимости Кыргызстана. Сегодня Международный аэропорт «Манас» является крупнейшим в Центральной Азии транспортно-пассажирским узлом. В нем имеется самая длинная искусственная взлетно-посадочная полоса.

В авиапарке республики сейчас 30 самолетов и 9 вертолетов международных модификаций, из которых 16 пассажирских, а 23 используются для грузовых перевозок. В стране функционируют 11 аэропортов: 5 — международных и 6 — внутренних. Сейчас гражданская авиация КР пытается выйти из “черного” списка ЕС. В отрасли внедряются международные стандарты для ее устойчивого развития. Все меры направлены на обеспечение безопасности полетов, и наши специалисты тесно сотрудничают с ЕС и ИКАО. Создан экспертный совет из ветеранов отрасли, реализуется также “дорожная карта” по выходу из “черного” списка, работают программы повышения потенциала летного состава и инспекторов агентства по вопросам эксплуатационной безопасности и поддержания летной годности. В 2017 году Кыргызстан готовится пройти через аудит ИКАО, что позволит претендовать на выход из “черного” списка ЕС.

В день открытия в музее также прошли презентации книги «История становления и развития», посвященной созданию и деятельности Кыргызского авиационного колледжа имени И. Абдраимова, и брошюры «Ишембай Абдраимов — заслуженный пилот
№1 — основатель кыргызской авиации».

Александр ШЕПЕЛЕНКО.






Добавить комментарий