Main Menu

Латифа Хабибуллина — среди первых педагогов Кыргызстана

(На фото: Кызыл-Аскерская средняя школа. Л. Хабибуллина (в центре), слева — Н. Синегальская, преподаватель русского языка и литературы, классный руководитель; справа — И. Белевич, физрук учеников 6-го класса. Сверху, во втором ряду четвертая — автор этой статьи. 1946 год)

До советского периода население Киргизии не имело доступа к образованию. Как писал в начале ХХ века В. Ленин, «трудящихся России ограбили в смысле образования, света и знания». Первым документом, положившим начало народному обучению, стало «Положение об организации народного образования в Туркестанском крае», увидевшее свет 17 августа 1908 года.

Народ Киргизии жадно потянулся к знаниям, началось массовое движение и организация советских школ. К 1923 году в стране открыли уже 327 школ, из них кыргызских — 251, в них обучалось более 20 тысяч ребят. Новая советская школа требовала нового учителя. В начале 1919-го насчитывалось более 300 учителей, которых готовили на курсах в городе Верном (Алматы). А к середине того же года появляются первые подготовительные шестимесячные курсы в городах и селах Киргизии. Окончили их 95 человек. Из них в Токмаке — 60 человек, в том числе 10 женщин.

Первыми лучшими учителями советских школ Киргизии стали Э. Сутичеров, П. Шадыканов, А. Аралбаев, А. Ливерко, Н. Джаныбаев, К. Карымбаев, М. Буйко, З. Кадырбаев, У. Акмадуллин, А. Рыскельдиев, Д. Шамгунов и др. К 1928 году уже насчитывалось 1 273 педагога, в числе которых — 553 кыргызской национальности.

Разработкой вопросов педагогики тогда занималось Общество педагогов-марксистов при Коммунистической академии СССР, образованной в 1930 году под председательствам Н. Крупской. Основной задачей общества стала борьба против буржуазных теорий в области культуры, враждебных марксизму педагогических течений и разработка вопросов педагогики, выдвигаемых социалистическим обществом в СССР. Эта методика распространилась по всем республикам Союза.

Согласно циркулярному письму СНК Киргизской АССР от 2 марта 1930 года, кантонным и районным исполкомам предлагалось начать подготовительную работу по введению всеобщего начального обучения. 19 сентября 1930 года принято постановление правительства «О введении всеобщего обязательного обучения на территории Киргизской АССР». В октябре 1930-го в школах республики на родном языке обучалось 48 000 учащихся кыргызов и 32 250 русских, украинцев, таджиков, узбеков, корейцев и детей других национальностей. Всеобщее обязательное обучение относилось не только к детям — работа по ликвидации неграмотности проводилась и среди взрослых. Стране требовались учителя, их готовили вузы, техникумы, училища и краткосрочные курсы. В помощь педагогам стали выходить журналы на кыргызском языке. Первый номер «Жаны маданият жолунда» («На пути к новой культуре») вышел в свет в 1928 году. В 1932-м его переименовали в «Маданий майдан» («Культурный фронт»), а в 1938 году появился журнал «Окутуучуларга жардам» («В помощь учителю»), выходивший до 1941 года. Затем его выпуск пришелся на 1945-1959 годы.

Журналы сразу стали важнейшей опорой в повышении педагогического мастерства и идейно-политического уровня. Разрабатывались и учебники по кыргызскому языку. Первые 12 из них выпустили в 1925-26 годах кыргызские издательства. Одновременно увидели свет учебные пособия для школ. 25 октября 1925 года в Пишпеке открылось учебное заведение нового типа — Институт просвещения, преобразованный в Пединститут. Здесь же получили первое образование видные деятели культуры и искусства: композитор А. Малдыбаев, поэт Д. Боконбаев, драматург К. Джантошев, художник Г. Айтиев. В начале 1927-28 учебного года во Фрунзе открыли еще и педагогический рабфакультет, где обучалось 60, а в 1929-30-м уже 162 человека, из них 103 — кыргызы. С 1926 года начал готовить учителей Ошско-Джалал-Абадский педтехникум. Школы Киргизии пополнились 159 учителями, присланными Наркомпросом РСФСР. В последующие годы еще приехали 100-150 учителей с высшим образованием. Полиграфическая база в Киргизии в те времена была очень слабой, поэтому часть учебников для наших школ издавалась в типографиях Москвы, Казани и других городах России.

Большую роль в развитии образования сыграли комсомол и культармейцы. Комсомольские организации проводили культпоходы в отдаленных аилах, кыштаках, селах. Тысячи культармейцев занялись ликвидацией неграмотности.
В 1939 году в республике ввели всеобщее семилетнее образование в селах и десятилетнее — в городах, создали интернаты. К 1939 году грамотность населения достигала 70%. Многие семилетние школы преобразовали в десятилетние. Так, семилетняя Кызыл-Аскерская школа Ворошиловского района стала средней школой, а возглавила ее Латифа Идрисовна Хабибуллина, одна из первых учителей, награжденная орденом Ленина.

15-17 августа 1939 года состоялся первый всекыргызский съезд учителей, который подвел итоги за 1938-1939 учебный год и поставил задачи на 1939-40-й. В докладе наркома просвящения Киргизской СССР Елебесова сказано:

«Сотни лучших учителей окончили учебный год, не имея ни одного второгодника, и тем самым разбили «теорию второгодничества». Среди учителей-отличников — Аралбаев, Шмелев, Полухин, Кандратьев, Хабибулина… Замечательной картиной бурного роста культуры в нашей республике могут служить отдаленные районы — Чаткальский, Тогуз-Тороуский, Чон-Алайский, Советский, где не было ни одной школы, а сейчас здесь их 93. 12 июня 1939 года Президиум Верховного Совета Киргизской ССР наградил орденом Ленина учителей: З. Посащеву — Ильичевская с/ш Узгенского района, М. Байгазакова — Куланакская н/ш Нарынского района, А. Аралбаева — Кегетинская нс/ш Чуйского района, Л. Хабибуллину — Кызыл-Аскерская с/ш.; работников искусства: А. Куттубаеву, А. Малдыбаева и др; работников сельского хозяйства: Ф. Стрельникову, Ч. Вомаза, А. Анарова и др.1 июля 1939 года председатель Президиума Верховного Совета М. Калинин вручал ордена и медали большой группе особо отличившихся учителей сельских школ, награжденных за выдающиеся успехи в школьном обучении и советском воспитании детей в сельских школах, за отличную постановку учебной работы и активное участие в общественной жизни в деревне. Ордена и медали получили учителя сельских школ Узбекской, Туркменской и Киргизской СССР. В числе награжденных: учительница Кызыл-Аскерской нс/ш Л. Хабибуллина, учитель нс/ш им. К. Маркса Молдобай Байгазаков, учительница Чуйского района Анара Исаева. М. Калинин поздравил награжденных товарищей и пожелал им дальнейших успехов в работе. Он добавил, что учитель отдает свою энергию, знание и все ценное своим ученикам, народу. С другой стороны, он как губка впитывает в себя, берет все лучшее от народа, жизни, науки и это лучшее снова отдает детям, сказал Калинин (газета «Советская Киргизия», 3 июля 1939 г.).

Вернувшись из Москвы, Л. Хабибуллина получает партийный билет, и ее назначают на должность директора школы. В том же 1939-м принят Закон о переводе кыргызской письменности и латинского на новый алфавит на основе русской графики.

Великая Отечественная война на некоторое время прервала успешное развитие образования в республике. Газета «Советская Киргизия» опубликовала обращение работников просвещения Киргизской ССР о мобилизации сил на борьбу с фашистскими захватчиками, в котором говорилось: «Вместе со всей интеллигенцией Советского Союза мы, работники просвещения города Фрунзе, заявляем, что будем бороться в первых рядах». Борьба советского народа с ненавистным захватчиком вызвала огромный патриотический подъем среди учителей и школьников, выразившийся в многочисленных и разнообразных общественно-политических делах, помощи фронту, в активной тяге учащихся к освоению военных специальностей, чтобы стать наиболее полезными, и, наконец, в повышении знаний и навыков. Поднялась в целом и успеваемость. На конец 1941-42 учебного года в республике насчитывалось 1 490 школ. Часть зданий передали военным ведомствам, а учащихся распределили по другим школам; 60 тысяч школьников старших классов стали работать.

Организации и учреждения стали брать шефство над прибывающими в Киргизию эвакогоспиталями. По информации председателя ЦК Профсоюза работников госучреждений о шефстве над военным госпиталем в селе Воронцовка Ворошиловского (Аламединского) района от 31 декабря 1941 года, сообщалось, что школы «Кызыл-Аскер», «Красный Октябрь» отправляли бойцам посылки: книги — 61 шт., зубные порошки — 35 шт., зубные щетки — 21 шт., носовые платки — 25 шт., потифонные пластинки — 11 шт., одеколон — 6 фл., географические карты и др. Только за два года войны учителя и учащиеся собрали и отправили более четырех млн. рублей на строительство танковой колонны, 322 тонны металлолома, более двух тыс. теплых вещей, 5 147 посылок бойцам Красной армии. Оказывалась помощь и семьям фронтовиков.

За годы войны в небывалых масштабах развернулась общественно полезная работа учащихся: школьники помогали колхозам убирать урожай, а учителя возглавляли это патриотическое движение.

Кырыл-Аскерскую среднюю школу прикрепили к колхозу «Кызыл-Аскер». После уроков дети шли в поле, взяв с собой пол-литровые бутылки и кружки. В бутылки собирали жучков с колосков пшеницы, набрав полную, сдавали приемщице-колхознице. Потом в кружку им наливали обед — «затируху» (мучная затирка на воде).

В период войны Кызыл-Аскерская с/ш пополнилась новыми учителями, эвакуированными детьми.

В 1947 году исполком Фрунзенского облсовета депутатов трудящихся своим решением отметил неудовлетворительное исполнение Закона о всеобщем обучении детей… На начало 1946-47 учебного года по области не посещал школы 3 351 человек. Неохваченными обучением оказались и дети переселенцев: из 7 070 детей школу посещали только 5 020. На Сессии облсовета депутатов трудящихся посчитали, что основными причинами неудовлетворительного состояния обучения и состояния детей в школах являются недостаточная общеобразовательная и педагогическая подготовка учителей, неудовлетворительная работа по повышению квалификации, крайне неудовлетворительный контроль за работой школ и учителей со стороны органов народного образования и необеспеченность школ учебниками и учебно-наглядными пособиями.

На тот момент в школах Фрунзенской области из 2 680 учителей без соответствующего педагогического образования трудились 1 162 учителя.

Латифа Идрисовна Хабибуллина тогда была директором Кызыл-Аскерской средней школы и преподавателем истории и географии в кыргызских классах. Сама она отучилась в педтехникуме и один год в пединституте, чего тогда казалось достаточным, но уже требовались более подготовленные кадры.

В 1946 году Л. Хабибулину сняли с должности директора как не имеющую образования, оставив преподавать в начальных кыргызских классах, где она и проработала до 1959 года. Ее дело продолжила ее дочь Венера Матигуловна Хабибуллина. Окончив пединститут, она преподавала математику и физику в школе рабочей молодежи Киркомстрома, потом в Новопавловской средней школе.

Потерял тогда работу и военрук Кызыл-Аскерской школы И. Белевич (участник ВОВ, командир роты, трижды был ранен, имел награды). В 1947 году он вернулся на родину в Белоруссию.

Надо отметить, что приказом Кызыл-Аскерского районо от 23 августа 1945 года директора Кызыл-Аскерской школы Хабибуллину и военрука Белевича наградили «за образцовое выполнение учебно-воспитательной работы в 1944-45 учебном году, за активное участие в подготовке к новому учебному году и проведение общественно-массовой и политической работы с родителями».

Правительство республики в послевоенные годы заботилось об учителях школ, особенно сельских. По постановлению СНК Киргизской ССР, в 1947 году учителям выделили квартиры, выдавали топливо, обеспечивали жилищно-бытовые условия и выпускникам педвузов и педучилищ, направленным на работу в школу.

За годы советской власти в республике количество школ увеличилось в 17 раз, учащихся — в 45, учителей — в 100 раз.

Нина ВЕЛИЧКО,
историк-архивист.






Добавить комментарий