Main Menu

Держись, геолог

Для меня мои родные горы —  это романтика, восхождения  на вершины, преодоление себя, неповторимая,   первозданная  красота  края. А еще — песни под гитару у ночного костра: «…я уехала  в знойные степи, ты ушел на разведку в тайгу…».

Мы живем в горной стране,  богатой природными  кладовыми.  В горах Ала-Тоо хранится чуть ли не вся таблица Менделеева. В бывшем СССР с исследованиями  и разработкой полезных ископаемых  связывали  военную мощь советской державы, на промышленное производство разведанных  месторождений надеемся и сегодня, когда наша страна стала суверенной, поменяв плановую экономику на рыночную.
Премьер-министр Алмазбек Атамбаев, возглавив коалиционное правительство, поставил перед ним амбициозные задачи: вдвое  увеличить  ВВП. Это не пустые слова, не популизм руководителя кабинета министров. Премьер видит,  где   есть незадействованные резервы, он много раз говорил об этом: «…надо больше опираться на  собственные ресурсы, данные нам Богом». А. Атамбаев имел в виду добычу  ископаемых, их  скорейшее промышленное освоение.
Почему же  по истечении 20 лет мы все еще находимся, образно говоря,  у разбитого корыта? Кто виноват и что делать? Эти вечные излюбленные  политиками вопросы  волновали  и простых кыргызстанцев,  заставив  их выйти на улицы  в 2005 году и пять лет спустя.
Сегодня в республике  парламентское правление. Новой  власти, пришедшей к рулю правления легитимно в результате выборов депутатов Жогорку Кенеша, пришлось разгребать авгиевы конюшни. Мы помним, какая неразбериха  творилась  в энергетике, банковском секторе,   коммуникациях, горной отрасли,  газеты  пестрели  разоблачениями.  Требовалось навести элементарный порядок в стране.  Известно: не совершает ошибок тот, кто ничего не делает.  В то время в  своих многочисленных поездках по республике к стабильности и порядку не уставала призывать глава государства Роза Отунбаева.
С чего начали? С аудита, с  ревизии всего того, чем обладаем, с уточнения,  в чьей собственности — государственной, частной, муниципальной  — находится  недвижимость, оформлена ли  она юридически в Госрегистре. Министерству природных ресурсов предстояло определить эффективность  вложенных в горную промышленность инвестиций, выяснить,  почему  до сих пор не заработали  золоторудные  месторождения  Джеруй, Андаш,  Талдыбулак Левобережный,   когда перестанет дышать на ладан Макмал, почему стоит  на приколе Ак-Тюз,  соблюдают ли  капиталисты, пришедшие из-за бугра и наши собственные, доморощенные,   условия лицензионных соглашений?
Это актуальная государственная задача первостепенной важности. Если в далекие 1990-е годы, когда подписывался первый международный договор с канадской компанией «Камеко», стоимость   унции золота на рынке составляла всего 340 долларов,  то сегодня благородный металл  значительно вырос в цене, за унцию уже дают   1 600 долларов, вдвое больше!  Кто же в таких благоприятных условиях откажется от перспективы быстро поднять отечественную экономику через развитие горнодобывающей отрасли?
В Жогорку Кенеше  создали  специальную комиссию, результаты ее работы  опубликовала  газета «Слово Кыргызстана». В редакцию посыпались письма. Дальнейшая судьба   горной отрасли   не оставила равнодушными ни  экс-руководителей Карабалтинского горнорудного комбината, ни рядовых геологов.
В ходе  дискуссий на страницах нашей газеты  высказывались  разные мнения, порой полярные, специалисты горного дела   давали советы  правительству. Многие рекомендации были приняты депутатами Жогорку Кенеша. Дважды мы публиковали полемику   между ветеранами-геологами и  нынешним руководителем Министерства природных ресурсов Замирбеком Эсенамановым, а также открытое письмо  ветеранов  Президенту, премьеру, торага Жогорку Кенеша.
И тем не менее  десятилетиями копившиеся проблемы в горной отрасли порождают новые и новые скандалы,  невежды-провокаторы  распространяют     среди местного населения слухи о якобы  грозящей  аборигенам экологической опасности. Вот здесь-то и  требуется практическая   помощь ветеранов-геологов — патриотов страны, способных  компетентно  разъяснить  простым людям степень угрозы их здоровью и жизни в тех районах, где идут разведка  ископаемых, их переработка. Своим сельчане скорее поверят и  не станут чинить  препятствия   инвесторам.
В свободной стране за двадцать  лет  выросло новое поколение кыргызстанцев, молодые люди не знают, что в прошлом при плановой экономике  все производство и распределение находились  в руках государства. Сегодня  экономикой занимаются бизнесмены, и это правильно. Правительство не строит заводы-фабрики, у него других дел по горло. Полезные ископаемые нужны тем, кто их ищет, то есть  инвесторам, вложившим свои кровные в  горнодобывающий бизнес. Логично предположить, что и подготовкой нужных геологии  кадров займутся  работодатели, я где-то  уже читала о  готовности  предпринимателей вложить средства  в  обучение нужных им специалистов.
Глубокоуважаемые экс-руководители   геологических  экспедиций, участники Великой Отечественной войны, кавалеры Ордена Славы всех трех степеней, заслуженные геологи Кыргызской Республики! Никто не умаляет ваших заслуг перед  отечественной геологией, напротив, ваш опыт, знания   крайне необходимы при проведении в стране демократических и рыночных преобразований.
Любая реформа, согласитесь,  это изменение  привычного уклада жизни и труда. Наша  республика уже два десятилетия  живет  в совершенно  иной, нежели раньше,  действительности — капиталистической, где бал правят  спрос и предложение, то есть рынок.  В своем письме вы пишете, что во времена Советского Союза вами разведано 20 тысяч месторождений и рудопроявлений 150 видов различных полезных ископаемых. Честь вам за это и  народная слава. Только все их пускать в промышленную разработку вряд ли экономически целесообразно, да и не потянет  это  Кыргызстан. Бюджет текущего года ограничен, принят с огромным, вы знаете, дефицитом.
Зато деньги есть у бизнесменов, тех, кто работает давно в нашей стране, и  у потенциальных стратегических инвесторов, которых  всеми силами стараемся заманить к себе.  И небезуспешно, так как  в лидеры сегодня выходят  страны с развивающимися  экономиками, здесь больше можно  получить  прибыли, чем на традиционных рынках.
Разведка, добыча и переработка  руды  считаются  во  всем мире капиталоемким,  рискованным бизнесом, чтобы его окупить, потребуются годы. Неизвестно, какой принесет доход то или иное   разведанное месторождение, нужно хорошо считать,  следить  за    ценами на  мировых сырьевых    биржах. Правительство лишь выдает лицензии, следит за выполнением  договорных условий,  а  в  геологоразведку, разработку месторождений,  строительство перерабатывающих комбинатов  вкладывают свои кровные, конечно,  бизнесмены.
Правительственные чиновники   не собираются бегать по  горам,  бурить скважины, производить замеры проб и т.д. Это в компетенции специалистов-геологов. Так что ваш хлеб никто не отнимает.  У меня есть  старый друг, потомственный геолог Виталий Ефременко, ему пошел восьмой десяток, он  давно на пенсии, но работает в одной из китайских геологических партий, получает  1 200 долларов в месяц. Китайцы  ценят  местных специалистов, хорошо знающих географические особенности горных ландшафтов. Не этого ли  в настоящее время  так жаждут  ветераны —  востребованности,  возможности самореализации?
После апрельской революции 2010 года  Министерство природных ресурсов возглавил  новый человек, что естественно, ведь должность эта политическая, мы с вами  сами  выбирали депутатов  Жогорку Кенеша по партийным спискам, а созданная   коалиция исполнительной власти  поделила портфели между фракциями по взаимной договоренности.
Критикуете министра, что он не может  отличить  кварцевый песок от обычного. Ему  и не надо, он  управленец,  менеджер, и задачи у него совсем другие. Если потребуется, министр  возьмет  на  службу  специалистов, только и всего.  Вспомните, президентом США когда-то был избран профессиональный актер  Рональд Рейган, а губернатором  штата Калифорнии  —   тоже  актер, знаменитый на весь свет  Шварценеггер. И что из этого? Глава американского государства внес свой вклад в  политику и  экономику  США, американцы  считают  его чуть ли  не равным  уникальному  президенту  Рузвельту…
Сетуете,  что новый руководитель Министерства природных ресурсов делает ставку на молодых. Это тактика, сознательно выбранная    руководством страны. Президент республики Роза Отунбаева, премьер-министр Алмазбек Атамбаев  да и весь народ Кыргызстана мечтают видеть у руля управления  страной молодых, энергичных,  сильных менеджеров с новым государственным мышлением.
К чему уважаемым ветеранам чиновничьи кресла? Зачем за них держаться? Чтобы раздавать лицензии? Но ведь живая аналитическая работа намного интереснее, к тому же  дает возможность  реализовать себя  в почтенном пенсионном возрасте, разве не этого жаждут геологи? Слышала, что   при Министерстве природных ресурсов планируется  создать специальный фонд, а  руководитель ведомства  З. Эсенаманов  всегда готов к  плодотворному сотрудничеству. Уверена, он способен увязать  запросы бизнеса и государства.
Зачем ходить по замкнутому кругу? Мудрым  ветеранам, думаю,  противостояние ни к чему. Жизнь быстрыми темпами движется вперед, не успеть вписаться  в глобальные экономические  процессы — значит остаться на обочине цивилизации.  Нам оно надо?

Галина ЛУНЕВА.
Фото  из Интернета.






Добавить комментарий