Main Menu

Новый образ Моськи, что лает на Слона

Об очередном выходе оппозиции на общественную авансцену

На политической арене страны появилась новая единица — оппозиционное движение «Референдуму — нет!», объединившее в своих нестройных рядах всех (или почти всех) противников конституционной реформы. Судя по названию, очередное пассионарное образование не претендует на долговечность — 4 декабря, на которое предлагается проведение всенародного голосования, так или иначе пройдет, а вместе с ним — и формальный повод существования новой оппозиционной группировки. Во всяком случае, именно так воспринимается новое название уже знакомого сообщества.

В рядах данного протестного формирования знакомые лица — Равшан Жээнбеков, Сапарбек Аргымбаев, Кенешбек Душебаев, Айбек Мырза, Рита Карасартова, Тимур Саралаев, Мавлян Аскарбеков. 8 октября они грозятся провести так называемый народный курултай, где попытаются (в какой уж раз!) сформулировать отрицательное общественное мнение и к предстоящему плебисциту, и к действующей власти. Их аргументы: что поправки вносятся в Основной закон без учета мнений граждан, что они не прошли экспертизу на соблюдение прав людей, гендерного равенства и антикоррупционную экспертизу. Они утверждают, что сторонники скорейшего проведения референдума открыто работают по графику, составленному «наверху», а депутаты Жогорку Кенеша — в нарушение законов, регламента, без учета мнения граждан. Все это, считают в «Референдуму — нет!», вызывает сомнения в легитимности парламента, который замешан в этом незаконном процессе. Сложившаяся ситуация дает им повод расценивать Жогорку Кенеш как участника узурпации власти, якобы выступающего против своего народа. В связи с этим движение решило начать сбор подписей против референдума и за роспуск парламента.

Прежде всего умиляет извечное апеллирование оппозиционеров к нуждам и чаяниям масс, за интересами которых они, якобы, так заботливо надзирают, — вот ведь надо же: «не учитывают мнение народа», «преступления против своего народа», «узурпация власти»… Формулировки вновь удивительно напоминают звучавшие ранее из их уст призывы. И созвучны с тезисами заокеанских носителей «демократических ценностей», раскатистым эхом отзывающимися в различных горячих точках мира. Вот и думай: отечественные оппозиционеры в этот раз сами рискнули порадеть за народные интересы или опять выполняют политический заказ «старшего брата»? Уж очень по старинке, по сценариям, известным почти дословно, озвучивают они новые претензии к власти. И опять же бросается в глаза, в уши — во все органы чувств — дикое противоречие: если, как утверждают противники референдума, новые редакторы конституционных статей не посоветовались с народом, почему они сами лишают народ возможности высказать свое мнение на референдуме? Ведь это именно то место, где граждане страны могут продемонстрировать свою волю. Или по привычке считают, что народ не дорос до понимания тех «важностей», которые якобы знают они? Вот это извечное высокомерие, характерное для оппозиционеров постсоветского пространства, особенно раздражает здравомыслящих людей. Но с ними оппозиционеры не разговаривают — они дискутируют исключительно внутри своих, ими же сформированных «элитных» кружков. И кто будет присутствовать на объявленном курултае, мы заранее знаем — буквально по фамилиям. Все это, как говорят немцы, плюсквамперфект, не раз отработанный на столичных и провинциальных площадях Кыргызстана.

Кроме своего «фи» референдуму пассионарии грозятся начать сбор подписей за роспуск парламента. Но это, думается, до кучи, чтобы придать солидность протестной акции и немного пощипать нервы парламентариям. Опыт предыдущих акций подобного рода показывает всю их бесперспективность и нереальность. Хотя сам по себе это именно тот случай, когда не ведают, что творят, ибо в стране с парламентской формой управления, как мы хвастаемся чуть ли не на каждом серьезном форуме, роспуск ЖК — самоубийственный ход. К тому же, абсолютно нелогичный, ведь тогда хочешь не хочешь, но вся полнота власти перейдет к исполнительным органам, против которых, по сути, и направлен данный либеральный демарш. Так называемые общественные активисты с явными прозападными симпатиями не скрывают своего убеждения (заблуждения), что поправки в статьи Конституции имеют под собой исключительное усиление позиций премьера и защищают интересы А. Атамбаева. Не Президента как должностного лица, а именно Атамбаева, эту должность исполняющего. В процессе разнузданной риторики, во многом благодаря словесной активности лидера одной из парламентских фракций О. Текебаева, произошла подмена понятий — претензии местных политиков прозападного толка персонифицировались. Во всяком случае, так видится со стороны. Создается устойчивое впечатление, что оппозиционеров гораздо больше раздражает личность Президента, нежели сам факт конституционной реформы. Не случись она, нашли бы другой повод. Боятся они, что А. Атамбаев останется у власти еще на один срок и взятое им направление от Запада к Востоку укрепится, народ, уже почувствовавший преференции от этого курса, заживет благополучнее, страна наконец-то станет стабильнее, перспективы обретут конкретность.

Мутность и неопределенность прогнозов, в которых оппозиционеры — как рыба в воде, сменятся четкостью и ясностью реалий. Этого они боятся. И хотя А. Атамбаев многократно публично заявлял, что не имеет намерений бороться с ними за власть после истечения срока, оппозиционеры постоянно ищут коварного подвоха, обмана, неискренности. Во всяком случае, господин О. Текебаев, затеявший эту возню и воспринимающийся обществом сегодня как новый оппозиционный лидер, многократно за последнее время демонстрировал именно такое поведение. И, если честно, им действительно есть чего бояться — очень многие в стране поддерживают курс Президента и хотели бы видеть его во главе страны еще хотя бы один срок. Чтобы начатое им окрепло настолько, чтобы уже не зависело от дальнейшей смены персонажей. Ведь у нас, чего греха таить, новая метла всегда метет по-новому. А куда заведут страну отечественные «западники», знаем (мы уже там были) — до 2010 года. Да и мировой опыт достаточно красноречив: пока, кроме войн, крови, пожарищ и массовых убийств, на фоне невероятной коррумпированности так называемых элит мы ничего не видели ни в Украине, ни в Сирии, ни в других странах Востока, где огнем и ракетами насаждаются западные «демократические ценности».

Пока оппозиционные «элиты» считают народ недоумком, он вынашивает свои мысли. По роду своей журналистской деятельности мне приходится общаться с людьми гораздо больше и чаще, чем любому из оппозиционеров.

Противников поправок в массах практически не встречала — люди хотят идти на референдум, понимая, что это редкая возможность выразить свою волю, поучаствовать в политической жизни страны напрямую, без посредников (может, потому, что народные представители в нашем парламенте далеко не всегда выражают мнения своих избирателей). К тому же вето на изменение Основного закона до 2020 года Временное правительство тоже широко не обсуждало с массами. Не факт, что народ с ним согласился бы тогда, в не столь далеком 2010-м. Смешно слышать от политика-временщика (слово-то какое многозначное!), что он не против поправок, более того — он даже считает, что их нужно вносить, но, говорит с мученической интонацией, давайте потерпим. Не буду называть фамилию этого человека, у него и так репутация не шибко, но не глупо ли «терпеть» и жить по ущербной Конституции, относясь к ней, как к священной корове? Ну нет тут никакой логики, даже простой, житейской, которая, казалось бы, многое допускает.

Между тем противники референдума, понимая, видимо, что на поддержку внутри страны особо рассчитывать нечего, всячески стараются привлечь внимание международных — исключительно западных — высоких инстанций. Мы их называли в предыдущем номере газеты. Но, как выяснилось, не всех. После Венецианской комиссии и ОБСЕ слово взял Генсек ООН Пан Ги Мун, поделившийся своими наблюдениями мировых тенденций:

…многие лидеры предают интересы своих граждан, манипулируют избирательным процессом и идут на другие отчаянные меры, чтобы удержаться у власти,

— многозначительно изрек он. В растиражированном СМИ высказывании главного секьюрити прав и свобод никакой конкретики нет — каждый трактует, как считает нужным. Мне, например, кажется, что эти слова вполне применимы к узкой оппозиционной группировке «Референдуму — нет!».

Хотя они-то считают себя массовым явлением, а поправки в Конституцию представляют нам и миру как продукт меньшинства (во главе с парламентом, избранным гражданами страны):

Народ знает, как складывается политическая ситуация в государстве. Летом, когда все отдыхали, была озвучена инициатива об изменении Конституции, которая без общественных обсуждений и даже без дебатов в парламенте начала навязываться населению. Это стало началом процесса объединения сил, выступающих против изменений. Мы планировали начать акции по противодействию инициативе с начала сентября. Но потом решили, чтобы спокойно прошли мероприятия, связанные с 25-летием независимости и Всемирными играми кочевников. Потом мы ждали, чтобы прошел Саммит глав государств СНГ, 60-летний юбилей Президента Алмазбека Атамбаева. В этом месяце мы создали движение, которое объединяет патриотические силы, политиков, журналистов, представителей гражданского общества, молодежь, не согласных с изменением Конституции. До этого мы заявляли, что референдум преследует политические цели узкой группы, что нарушаются правовые и процедурные нормы. Жогорку Кенеш, в обязанности которого входит обеспечение законности таких процессов, стал неким подобием отдела аппарата Президента. Он выполняет его указания,

— заявил радио «Азаттык» один из отцов движения «Референдуму — нет!» Кадыр Кошалиев.

Прочитав это, убедилась в первоначальном ощущении, что в виде данного оппозиционного движения нам вновь, как и раньше, предлагается некая группировка для нервотрепки — и Президента (всегда неприятно понимать, что тебя демонизируют без реального повода), и парламента ( угроза роспуска хоть и призрачна, но чем черт не шутит?), и электората (июнь 2010-го еще очень свеж в памяти). Я уже молчу об откровенной лжи и фальсификации фактов, но наша оппозиция себе не изменяет: сначала отпраздновали все государственные и частные праздники, а потом решили пощекотать обществу нервы, чтобы, значит, не забывали о существовании некоей «мощной» силы, способной «поколебать властные устои», — этакая извечная Моська, что лает на Слона. Так называемые оппозиционеры опять решили громко о себе заявить — с некоторыми мы действительно давно не виделись. Они успешно слились из НОД, как-то тихо почившего в бозе; потом засветились в приснопамятном «народном правительстве», рассосавшемся, как майский снег, при первом же профессиональном жесте силовиков; теперь предъявили себя в образовании, самокритично определившем сроки своего существования. Вновь они попытаются заставить нас быть счастливыми — по их образцу и пониманию. И нервы помотают, как всегда, — видели, знаем и даже уверены, что не в последний раз; мы, страна гуманистов, воспринимаем оппозицию не как разрушающий, а как будирующий фактор. Тем более в теле здорового взрослого человека — почти 75 процентов нервов. Мотать, не перемотать!

Татьяна ПОПОВА.






Добавить комментарий