Main Menu

«Такой хоккей нам не нужен»?

Еще раз о политике двойных стандартов западной демократии

Сразу оговоримся — хоккей тут совсем ни при чем, просто по аналогии на ум пришло. Речь пойдет совсем о других командных играх. 20 сентября сего года в Варшаве (Польша) состоялось ежегодное совещание Бюро демократических институтов и прав человека (БДИПЧ) ОБСЕ, наделавшее много шума и в мире, и у нас в стране. И еще раз красноречиво продемонстрировавшее лицемерную политику двойных стандартов международных организаций, патронируемых США.

МИД ТРЕБУЕТ…

Нашу страну этот форум раздосадовал тем, что с его высокой трибуны выступил Кадыржан Батыров, приговоренный (заочно) Верховным судом Кыргызстана к пожизненному заключению за разжигание межэтнической розни в июне 2010 года и объявленный в международный розыск. Именно это стало поводом для инициации кыргызской стороной встречи министра иностранных дел Эрлана Абдылдаева с Генеральным секретарем ОБСЕ Ламберто Заньером в рамках 71-й сессии Генеральной ассамблеи ООН.

Как сообщила пресс-служба МИД, глава ведомства в жесткой форме выразил протест от имени страны по поводу К. Батырова и потребовал закрыть доступ осужденным и скрывающимся от наказания преступникам на все мероприятия, проводимые в рамках ОБСЕ. Генсеку ОБСЕ предложено принять немедленные меры, способные дезавуировать возможные негативные последствия этого события.

Тревога чиновника вполне понятна: беглый сепаратист, находящийся под высшей мерой наказания, с высокой заграничной трибуны рассуждал о поправках в Конституцию нашей страны, инициируемых Президентом и поддержанных парламентом, критиковал самого Президента и, как это ни удивительно, пытался защитить Временное правительство. То есть по всем статьям (ведь он еще и гражданин России) лез не в свое дело. Вот выдержка из его выступления:

За эти годы, мы думали, в Кыргызстан действительно пришла демократия, хоть что-то будет там стабильно. Однако последнее выступление Президента Алмаза Атамбаева, посвященное 25-летию независимости, удивило меня. В этом торжественном выступлении он открыто на центральной площади заявил о причастности его бывших коллег из Временного правительства к тому, что они мне предоставили возможность уехать из Кыргызстана. И что из-за этого они еще понесут ответственность. В последующем становится ясно, почему он это говорил. Оказывается, он очередной раз хочет сделать конституционную реформу. Это у нас в привычку вошло. Кто приходит к власти, сам единолично строит демократию. Он теперь хочет под себя подделать вот эту Конституцию. Нынешняя Конституция его не устраивает. Поэтому члены Временного правительства пошли против, официально письменно отказались от этой идеи и от него тоже потребовали этого не делать. Вот теперь он хочет таким образом с ними разобраться. И как раз этого не пришлось долго ждать: 15 сентября он открыто дает поручение Генеральному прокурору и Национальной безопасности возбудить уголовное дело и привлечь к ответственности.

Вот так из-за демократической заграницы уголовнику видятся наши события. Не слишком ли хорошо осведомлен господин Батыров о перипетиях и сумятице в рядах бывших временных?

Если сопоставить несколько предыдущих фактов — апелляцию парламентской фракции «Ата Мекен» (возглавляемой мятежным парламентарием Омурбеком Текебаевым) к Венецианской комиссии по вопросам законности внесения тех самых поправок и эпистолярные упражнения на эту же тему членов бывшего Временного правительства, — вырисовывается любопытная картина: в качестве главного лоббиста интересов противников поправок на международной арене выбран самый одиозный тип, какого только можно было бы найти в нашей стране, а может, даже в мире. Ну, про винтажных персонажей Временного правительства все понятно — на моральных тонкостях они никогда не зацикливались, поэтому делать ставку на Батырова, которого сами же и подставили под “вышку”, вполне в их правилах. Да и Омурбек Чиркешович, как показывают его высказывания последних дней, тоже не ставит этические нормы во главу угла. А то, что между выступлениями и действиями всех этих персонажей есть связь, видно невооруженным глазом. Удивляет беглый преступник, который в своих многочисленных интервью не скрывает, что члены так называемого Временного правительства его в свое время откровенно отдали на заклание (интервью радио «Азаттык»), а сам берет на себя неблагодарную миссию создания временщикам широкой политической рекламы на международных площадках. Думать иначе нелогично, ведь независимо от того, высказался преступный беглец против поправок или нет, последует ли его примеру Бюро ОБСЕ и тоже скажет свое «фи», ситуацию это уже не изменит — парламент утвердил закон о референдуме и теперь только народ Кыргызстана властен принимать поправки или отказаться от них. Да и Генпрокуратура работает в известном направлении, и на ее активность, надеемся, окрик из-за рубежей не повлияет.

ПУГАЮЩЕЕ ДЕЖАВЮ

Совсем не удивляет и реакция (точнее, полное ее отсутствие) Генсека ОБСЕ на гневные ноты высокого чиновника отечественного МИД — похоже, самым главным международным институтам по правам человека, так же как и главной стране — носительнице «демократических ценностей», особенно приятно защищать интересы уголовных преступников, а Батыров именно уголовник. Понятно, что в претензиях к нему со стороны нашего суда там видят только политику (они вообще видят то, что хотят), — оставим им эти привычки на их же совести. Тем более и наш беглец тоже не лыком шит — пиарит себя исключительно борцом за идею, ставшим жертвой коварных (временных) политиканов. Но вот правоохранительная система России, тоже разыскивающая говоруна Батырова с 2013 года, имеет к нему претензии совсем иного рода — как к обыкновенному мошеннику. И все же не удивлюсь, если в этом году премию Госдепа США получит именно он. Кстати, вам его персона не напоминает другого западного протеже — Азимжана Аскарова? Просто какое-то пугающее дежавю: из того делает невинную жертву политических интриг, из этого — ярого борца за права человека… Так и хочется добавить, что мы даже знаем фамилию этого человека, только путаемся, какую выбрать.

Как и в прошлый раз с Аскаровым, западным демократам наплевать на судебные решения нашей страны, они как смотрели свысока, так и смотрят, как пользовались откровениями уголовников для формирования собственного мнения, так и продолжают. Не потому ли, что в той самой Конституции, которую Президент рискнул поправить (хорошо понимая, что члены давно почившего Временного правительства не только не согласятся, но и откровенно разъярятся), международным институтам, типа ОБСЕ и ей подобным, отведено главенство над внутренними законами Кыргызстана? И тогда, бия себя в грудь и хвастаясь, что мы первая страна с парламентской формой управления в Среднеазиатском регионе, мы обманываемся, потому что, по сути, нами вполне могут управлять извне. И, как ни прискорбно, делают это. Президент решил разорвать порочную связь между их наглым вторжением во внутренние дела страны и нашим «дозволением» делать это, внеся поправки в соответствующие статьи Основного закона. Чтобы сохранить суверенитет Кыргызстана и исключить возможность «мягкого» продавливания западных интересов. Хочется верить, что народ это понимает и поддержит идею поправок на предстоящем плебисците.

ТАК КТО ЖЕ ТОТ «ГЕРОЙ»?

Кто же такой Кадыржан Батыров и почему он «всплыл» на столь высоком международном форуме именно сейчас? Википедия дает о нем скупые сведения:

узбек, предприниматель, экс-депутат киргизского парламента, лидер узбекской общины Кыргызстана (вице-президент республиканского Узбекского национально-культурного центра, президент Узбекского национально-культурного центра Джалал-Абадской области). Правоохранительными органами на Батырова заведено уголовное дело по обвинениям в разжигании межнациональной вражды и организации вооруженного мятежа против правительственных войск в г. Джалал-Абаде. Бежал. Получил политическое убежище в Швеции.

Добавим: имеет гражданство Российской Федерации.

А вот как интерпретирует те события июня 2010 года сам Батыров в интервью радио «Азаттык»:

Переходное правительство под руководством Розы Отунбаевой призвало меня мобилизовать узбекскую общину к сплоченным действиям против администрации в Джалал-Абаде, контролируемой сторонниками свергнутого Президента. Узбекская община поддержала центральное правительство и помогла захватить здание местной администрации. Это происходило именно тогда, когда некоторые узбеки осадили и подожгли дом отца Курманбека Бакиева. Неясно, что послужило причиной поджога дома: стало это актом мести прошлому режиму или знаком поддержки нового правительства?

Не правда ли, любопытная интерпретация? После нее становится понятным нервозное поведение «временного Президента», олицетворяющего “цветочные революции” в пределах СНГ, на трибуне в день празднования юбилея отечественной независимости.

Как говорят в уголовном мире, Батыров “взял реванш”, проведя комбинацию баш на баш: подставил некогда подставившего (-ую) его. Вот только белым и пушистым ему уже не быть — мешают как минимум две причины: политическое убежище в Швеции и уголовное дело по факту мошенничества в России. Впрочем, можно накопать и еще. Как утверждает корреспондент узбекской редакции радио «Свободная Европа»/ Радио «Свобода» Октамбек Каримов, недавно он связывался по телефону с Кадыржаном Батыровым, находящемся на… Украине, как подчеркивается, «в неизвестном месте» (смешно: телефон есть, а место неизвестно). И чего это он там делает? Официально, конечно, борется за права человека. Неофициально — поговаривают, у него там бизнес. Сейчас многие такие «политические бизнесмены» там ловят рыбку в мутной воде — наши не исключение. Впрочем, это совсем другая история.

НИЧЕГО ОСОБЕННОГО — ДВОЙНЫЕ СТАНДАРТЫ

Итак, ОБСЕ стала трибуной для критики осужденным уголовником страны, из которой бежал, скрываясь от органов правопорядка. Задачей ОБСЕ, как формулируется в ее уставе, является забота о сохранении стабильности и безопасности в любой стране, находящейся с ОБСЕ в партнерских отношениях. Чувствуете парадокс? Если такой человек поощряем этой организацией, то насколько ее деятельность соответствует целям? На эту тему порассуждал политолог Игорь Шестаков:

Это двойные стандарты, используемые западными специалистами, работающими на эту организацию. Такие персоны нон грата, как К. Батыров, не делают чести ОБСЕ… Я думаю, что международные организации, чьи представительства есть в КР, должны консультироваться по таким персоналиям. В этом плане позиция МИД Кыргызстана вокруг К. Батырова вполне логична. Но в то же время я не думаю, что предоставление трибуны сепаратисту является позицией всей ОБСЕ.

Кадыржан Батыров — это одиозная фигура, и, как у эксперта и простого гражданина, у меня нет никаких оснований верить его словам. Тем не менее такие вот заявления нельзя замалчивать, чтобы народ не подумал, что Батыров говорит правду,

— считает политолог Кубатбек Кожоналиев.

Лично я не верю ни одному слову Кадыржана Батырова. Он законченный подхалим и авантюрист. Все свои миллионы он нажил нечистым путем. Он выжал из Джалал-Абада все, что мог. Построил там же Исламский университет, где на самом деле готовили боевиков. При проверке в этом учебном заведении нашли около 500 новых автоматов. И это вовсе не сказки, а доказанные факты. Также все знают, что именно Батыров и Саллахудинов по узбекским каналам заявляли, что они этого момента (июня 2010-го) ждали 20 лет. Эти узбекские лидеры таких дел натворили, что впоследствии пострадали и простые узбекский и кыргызский народы. А они сидят себе теперь за границей и городят что попало. Конечно, на расстоянии они герои, а слабо предстать перед обществом здесь, в Кыргызстане? И, кстати, Атамбаев не обязан отвечать на обвинение каждого проходимца. К тому же господин Батыров уже не первый раз делает подобные заявления. И пусть они так и остаются на его совести,

— заявил известный политик и общественный деятель Топчубек Тургуналиев.

НЕДОВОЛЬНЫ НЕ ТОЛЬКО МЫ

Но не только наша страна выразила протест против присутствия на совещании ОБСЕ по человеческому измерению в Варшаве одиозного преступника Батырова. Официальная таджикская делегация заявила, что покидает данный форум из-за участия в нем представителей запрещенной Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) и других лиц, «совершивших преступления в Таджикистане».

Власти Таджикистана утверждают, что ПИВТ поддерживает так называемое «Исламское государство» (запрещенная террористическая организация «Исламское государство Ирака и Леванта», ИГИЛ, ИГ; ISIS или IS — англ., Daesh — араб., ДАИШ).

Мы уже сообщали о действиях ПИВТ, направленных на поддержку международной террористической организации ИГИЛ. …Допуск преступных элементов к ежегодным совещаниям БДИПЧ ОБСЕ подрывает имидж этой организации и не способствует конструктивному диалогу в рамках совещания… В связи с вышеизложенным наша делегация считает невозможным свое дальнейшее участие в работе нынешнего совещания БДИПЧ ОБСЕ по человеческому измерению. Делегация Таджикистана покидает совещание,

— сообщается в распространенном заявлении.

А дело в том, что при рассмотрении вопроса о правах человека в Таджикистане представители внесистемной оппозиции, в том числе члены ПИВТ и «Группы-24», получили возможность выступить и провести акцию с требованием освободить политзаключенных. В ответ на это в Душанбе прошли протестные акции студенческой молодежи, организованные проправительственным движением «Авангард».

Для непосвященных: в середине сентября прошлого года власти страны обвинили ПИВТ в причастности к военному мятежу во главе с бывшим министром обороны Абдухалимом Назарзодой. Лидер ПИВТ Мухиддин Кабири бежал из Таджикистана и теперь имеет возможность вещать с трибун ОБСЕ. Так что мы не одиноки в своем возмущении. А политика двойных стандартов, похоже, стала нормой для международной организации, которая вместо сохранения стабильности в странах мира в том же Таджикистане спровоцировала общественное возмущение, вылившееся в акции протеста против ее же политики. Мы знаем и много других примеров «торжества демократии» и повышенной «заботы» о правах человека. Поневоле приходит на ум сакраментальная фраза незабвенного Николая Озерова: «Такой хоккей нам не нужен»!

Татьяна ПОПОВА.

P. S. Вам не кажется, что в нашей правоохранительной системе что-то не так? Как только под ее «карающую длань» попадает какой-нибудь крупный бизнесмен или политик, или тот и другой в одном флаконе, так ему сразу удается благополучно сбежать — обязательно в благоприятный демократический оазис. А потом — ищи ветра в поле. Вернее — на трибунах высоких международных организаций. Хотя, как выясняется, журналисты могут найти даже номер телефона бегунка. Если плохо искать (или вообще не искать), то найти никогда не удастся — таков главный закон детективного жанра. И вот «такой хоккей» нам нужен?

 






Добавить комментарий