Main Menu

Качество госуслуг. Есть стандарты

Всем хорошо знакомая картина нашей повседневной жизни: если понадобилась какая-то справка, не знаешь куда обратиться, бегаешь по разным кабинетам, стоишь в утомительных очередях, выслушиваешь прозрачные намеки: дескать, неплохо бы применить «ускоритель» для решения проблемы… 

Далеко не каждый кыргызстанец способен потребовать от сотрудников госучреждений надлежащего выполнения их прямых функциональных обязанностей, без волокиты, напрасной траты времени и нервов. Ведь все мы аккуратно уплачиваем налоги, значит, чиновники обязаны нас обслуживать по высшему классу. Поэтому кабинет министров еще весной этого года подготовил и утвердил сервисные стандарты. Но кто об этом помнит, кто знает, что для каждой госуслуги, будь то получение паспорта, свидетельств о рождении, вступлении в брак, рождении ребенка в семье и прочих, существуют определенные правила, закрепленные в реестре?

Закон » О государственных и муниципальных услугах» приняли еще в 2014 году. Именно он регулирует правоотношения гражданина с государством по схеме «потребитель — исполнитель». Но, чтобы «качать свои права», необходимо прежде всего их хорошо знать, тогда ты вооружен и можешь «прижать» нерадивого клерка к стенке. Говорят же в народе: права не дают, их берут или завоевывают.

Сегодня государство в лице различных учреждений оказывает населению около 400 различных услуг, для каждой — свои регламенты. Они нужны самим госслужащим, ведь многие из них сами не знают четких процедур оказания той или иной услуги.
Проведенные экспертами Центра общественных технологий исследования выявили безрадостную картину: чиновники, не зная своих обязанностей или преднамеренно, отфутболивают граждан, направляя их из кабинета в кабинет, от одного сотрудника к другому. В некоторых учреждениях эксперты отмечали коррупционные риски, связанные с неполной информацией: перечень необходимых документов для получения той или иной госуслуги отсутствовал в публичном доступе, его нельзя было найти на доске объявлений. У чиновников, как оказалось, можно получить лишь устные разъяснения. Томясь в душных комнатах, очередях, теряя драгоценное время, невольно подумаешь о применении «ускорителя»…

Группа мониторинга зафиксировала нередкие случаи истребования документов, не предусмотренных стандартом.

— Лишь в Сокулукском райакимиате, в одном из его ведомств, мы нашли четкое соблюдение стандарта, — говорит руководитель Центра общественных технологий Ахмат Мадеюев. — На стенах развешаны стенды с необходимой информацией, перечнем нужных документов, сообщалось и о стоимости услуг.

Исследователи отметили: почти везде (кроме Каракола и Джалал-Абада) соблюдается этика государственного служащего. Но стандарты госуслуг не выдерживаются, их нигде не найти, чтобы иметь о них хоть какое-то представление, прежде чем требовать у клерка надлежащего выполнения своих обязанностей. На досках объявлений правила изложены непонятным языком, они громоздки и зачастую требуют немалых финансовых трат.

За справками в различные госучреждения обращаются в основном горожане или проживающие в районных центрах, а обитатели отдаленных горных сел — лишь в случае крайней необходимости. Там предпочитают лишний раз не иметь дел с непредсказуемым начальством.

Эксперты отметили отсутствие условий для лиц с ограниченными возможностями здоровья никакого комфорта! Даже стульев не хватает, не говоря уже о возможности перекусить или сходить в туалет.

Мы миримся с теми гадкими условиями, в которых предоставляются госуслуги, потому что не представляем себе ничего другого. Мы привыкли к хамству и мздоимству. Своим несопротивлением как бы поддерживаем укоренившийся годами незамысловатый, так называемый государственный сервис. Вынуждены считаться с поведением чиновников, которое может зависеть от их настроения.

Для того чтобы заработал Закон «О государственных и муниципальных услугах», сотрудники Государственной кадровой службы совместно с представителями Программы развития ООН и Управления Верховного комиссара по правам человека, гражданским обществом разработали главное: нормативно-правовые документы, благодаря которым хороший закон удастся претворить в жизнь. Ведь в законе не отразишь всех нюансов, а чиновник привык работать лишь с ведомственными инструкциями, ссылаться на них, если что.

В ходе бурного обсуждения новых правил все вместе проанализировали, насколько справедлив у нас доступ различных групп населения, включая этнические меньшинства, к работе госучреждений и сельских управ, сроки их ротации. Причин для критики деятельности чиновников предостаточно. К тому же частая смена руководителей бюджетных учреждений не приводит к улучшению их работы, ведь зачастую начальниками назначают некомпетентных людей, недоучек.

О современных квалификационных требованиях к процедуре проведения конкурсов на замещение вакантных должностей рассказал заведующий отделом государственной и муниципальной службы М. Хусаинов. Об оценке кыргызстанцами работы служащих, от которой напрямую зависит, останется ли чиновник в своем кресле еще на один год или будет смещен, поведал заместитель директора Национального института стратегических исследований Д. Бикчиев. Речь шла и о создании национального и внутреннего кадрового резервного фонда.

— Разработка стандартов, принятие новых нормативно-правовых документов для работы Закона «О государственной и муниципальной службах» потребовались для создания многофункциональных единых сервисных центров, — пояснил корреспонденту «СК» доцент Академии госуправления Салих Мурзаев. — Такие учреждения уже появились, теперь люди получают все государственные и муниципальные услуги в одном месте, им больше не нужно бегать по различным инстанциям и собирать нужные бумаги.

Но впереди — большая задача: предстоит добиться качества предоставления государственных и муниципальных услуг. Есть стандарты и регламенты, их нужно соблюдать. Помочь в этом можем лишь мы, население. Надо не бояться чиновников, а требовать от них качественной работы.

Галина ЛУНЕВА.






Добавить комментарий