Main Menu

С детством наперегонки

С детством наперегонки

Порой с сожалением вздыхаем, что лучшая пора жизни ушла, а ведь это мы от нее убежали…

Два года назад в Кыргызстане стартовал международный социальный проект «Мир детства — вопросы, связанные с детством, не имеют границ и расстояний». Инициатива его проведения принадлежала доктору педагогических наук, академику Международной академии имени Чингиза Айтматова и академии педагогических и социальных наук Российской Федерации, отличнику образования и здравоохранения КР Таалайбеку Уметову. Ее одобрили и поддержали в Министерстве образования и Управлении мэрии Бишкека. Слух дошел и до Республики Саха (Якутия), где идея неожиданно понравилась доктору философии педагогических наук стран Азии и Европы, члену-корреспонденту Академии социальных и педагогических наук РФ Александре Ушницкой. Вскоре она сообщила Уметову, что в Кыргызстан из Саха готов первый «десант», который не заставил себя долго ждать и увез после завершения семинара полезный опыт в методическую копилку работы с учащимися младших классов в Якутии.

В конце прошлой недели на родину возвратилась уже вторая делегация из этой республики. Участники ее совместно с кыргызскими коллегами обсуждали тему «Роль и значение народных игр в развитии детей дошкольного возраста с учетом требований ФГОС и ГОСТ Кыргызской Республики».

Естественно, в состав делегации вошли в основном воспитатели и заведующие детскими садами многих улусов (районов. — Прим. ред.) Якутии. На сей раз знакомство гостей с Кыргызстаном началось сразу с посещения Иссык-Куля — нашей гордости и жемчужины края, где в это время шли к завершению II Всемирные игры кочевников. А затем последовали четыре насыщенных дня обмена опытом работы с утра и послеобеденных экскурсий по Бишкеку.

День первый

С детством наперегонкиДелегацию из далекого края принимают в ДОО № 182 (дошкольной образовательной организации), но мы по старинке будем пользоваться термином «детский сад». Это учреждение, пожалуй, самое молодое в столице. Здание построено по российскому проекту в новостройке близ микрорайона «Кок-Жар» и впервые заполнилось ребячьими голосами только в мае нынешнего года. Обычно принято показывать иностранцам самое лучшее. У организаторов семинара тоже были сомнения по поводу выбора места открытия международного мероприятия, но они оказались напрасными. Молодой коллектив сотрудников и воспитанники, как говорится, не ударили лицом в грязь. Исполнение ребятишками и воспитателями гимна нашей страны растрогало гостей, в чем они позже признавались автору этих строк, обещая внедрить ритуал и у себя на родине. А уж как зажигали девчонки и мальчишки в танце «Кара жорго», как серьезен был юный манасчи Байсал, удивляли игрой на национальных инструментах воспитатели, в словах не передать. Это надо видеть и слышать. Особой похвалы заслуживает педсостав садика, сумевший в короткий срок так подготовить домашних детей, никогда доселе не посещавших детские учреждения, чья социализация начиналась на улицах новостройки.

Согласно церемониалу подобных мероприятий, гостей приветствовали директор детского сада №182 Б. Иманканова, не скрывавшая своего волнения, главный специалист по дошкольному воспитанию Ч. Майтикова, заместитель исполнительного директора международного общественного фонда «Инициатива Розы Отунбаевой» Р. Кайыкова, директор РЦО Октябрьского района столицы А. Айгадарова, «отец» проекта Т. Уметов.

В ответном слове руководитель делегации Республики Саха, методист «ЦРР — детский сад №89 «Парус» Д. Винокурова представила каждого из приехавших гостей, а заведующая детсадом «Мичил» в селе Кюпцы Усть-Майского улуса М. Ефимова пожелала всем плодотворной работы.

Особый интерес якутская делегация проявила к проектам фонда Р. Отунбаевой «Школа детства» — новый формат образования педагогов и родителей и «Садики на джайлоо». Подобный опыт может использоваться и в Якутии, где селения разбросаны на много километров друг от друга. В свою очередь кыргызстанцев заинтересовала программа «Стерх» по интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста посредством игровых технологий, представленная заведующей детсадом №9 «Якутяночка» Н. Сметаниной и старшим воспитателем В. Лазаревой, а также мастер-класс воспитателя детсада «Елочка» из Жиганского национального эвенкийского района Якутии А. Сергеевой, продемонстрировавшей, как использование эвенкийских игр приобщает дошкольников к культуре коренных малочисленных народов Крайнего Севера.

По завершении программы первого дня семинара гости отправились в Дубовый парк возложить цветы к памятнику великому земляку Максиму Аммосову, который вместе с соратниками сыграл решающую роль в образовании Якутской АССР в 1922 году. Немногие из бишкекчан знают, что этот человек, можно сказать, стоял у истоков кыргызской государственности. По указанию партии 18 марта 1937 года Максим Кирович приехал в Киргизию, в город Фрунзе, где проходил пленум Киргизского обкома партии. Его решением 22 марта Аммосова избирают первым секретарем обкома. В эти дни завершает работу и V Чрезвычайный Всекиргизский съезд Советов, на котором под непосредственным руководством Аммосова принимается Конституция Киргизской ССР. В июле все того же рокового 1937-го он становится первым секретарем ЦК. К сожалению, судьба Аммосова трагична, как и многих его современников. Ее зловещий маятник во время деятельности Максима Кировича в нашей республике начал раскачиваться невероятно быстро: во Фрунзе он прибыл в марте 1937-го, а в ноябре, как выяснилось спустя десятилетия, был арестован по ложному обвинению и отправлен в Москву, где его расстреляли в июле 1938-го…

День второй

С детством наперегонкиОн прошел в стенах детского сада №9, где хозяйка учреждения Т. Байзакова рассказала гостям о требованиях государственного образовательного стандарта в воспитании и подготовке дошкольников в Кыргызстане. А профессор Т. Уметов — о роли и значении народных игр в развитии детей этого возраста.

Если всерьез задаться изучением вопроса, что такое игра, то, погружаясь в тему, легко прийти к однозначному ответу: она многофункциональна. И еще — это занимательное явление жизни. С одной стороны, вроде бы бесполезное. Но в то же время совершенно необходимое ребенку и даже взрослому. Игра оказалась крепким орешком для философов и научной мысли. Ф. Шиллер, Г. Спенсер, К. Бюлер, З. Фрейд, К. Гросс, наш земляк Т. Уметов и многие другие выстраивают теории одну за другой, высвечивая при этом лишь отдельные грани ее, а вот полной сущности явления эти выводы не охватывают. Наверное, потому, что игра — порождение времени и тоже становится другой. Сегодня мы, взрослые и дети, миллионами глаз уткнулись в мониторы компьютеров. Виртуальность подменяет реальность. А между тем медики кричат о проблемах гиподинамии, а психологи — о дефиците общения. Время вернуться к своим корням? Наверное. Подтверждением тому — выступления на семинаре воспитателя детского сада «Мичил» с. Кюпцы Усть-Майского улуса Е. Кучутовой, в котором она изложила проблему развития потенциала детей через настольный пальчиковый театр на материале народного эпоса Олонхо «Ньургун Стремительный», а также методистов Д. Винокуровой и Л. Басагысовой, рассказавших о том, как используются национальные игры в практике образовательных учреждений Республики Саха.

День третий

Эстафетную палочку международного семинара принимает детский сад № 127, который находится в 3-м микрорайоне Бишкека. Прихожу раньше назначенного срока и становлюсь свидетелем последних приготовлений технических средств к презентации работы учреждения, репетиции разукрашенных и разнаряженных ребятишек. Они знают роли назубок, но воспитатели следуют поговорке, что повторение — мать учения.

И ребятишки блестяще приветствуют гостей. Просто очаровывают танцы, исполненные молодыми воспитательницами.

Директор Элмира Сырдыбаева знакомит участников семинара с работой сада. Рассказывает о достижениях и успехах, компетентности кадров, сотрудничестве с учителями близлежащих школ №17 и №60, учителя начальных классов из которых присутствуют на тематических занятиях дошколят, и приглашает выйти на улицу, где пройдет открытое занятие по национальным играм.

Народная мудрость гласит: «Каков ребенок в игре, таковым будет и в жизни». В правоте слов уверен и профессор Т. Уметов.

— Когда прихожу на занятия в разные детские сады, дети меня не знают и потому скованы и напряжены, — делится он. — Но игра снимает это напряжение, исчезают возрастные и интернациональные границы. Кроме того, она является средством формирования правовой культуры. Тот, кто нарушает правила, став взрослым, будет пренебрегать нормами, принятыми в обществе. Примером тому поведение некоторых наших депутатов в парламенте. Понаблюдайте сейчас за ребятами и увидите, что можно выявить через игру.

С детством наперегонкиСначала воспитанники демонстрируют гостям наши национальные: «Ак терек — кок терек», «Кыз куумай» (только лошади не настоящие, но это неважно для малышни). Потом профессор предлагает гостям попробовать себя еще в одной. На стуле лежит тыква. Игроку завязывают глаза, поворачивают его на 360 градусов несколько раз. Теперь его задача — дойти до тыквы, что находится в нескольких метрах от него, и ударить по ней палкой. Наблюдать за ходом данной игры смешно до слез.

Якутяне тоже показали свои народные игры. Посмотрев на взрослых, ребятня быстро усвоила правила эвенкийских игр «Поймай палку», «Перепрыгни через нарты», «Пройди под палкой», «Куропатка». И когда пришла пора идти обедать, расставаться с гостями и новыми веселыми играми им явно не хотелось. Одна из девочек оказалась самой ловкой в игре «Поймай палку». Я попросила ее позволить мне сделать фото. Так вот, уходя, она спросила с нескрываемой надеждой: «А мы завтра будем так же играть?» Игра и впрямь стирает возрастные границы…

День четвертый

С детством наперегонкиЗаключительный день семинара проходил в детском саду №44, где кыргызское гостеприимство проявлял педколлектив под «командованием» директора Гулины Карымшаковой. Посланцы Якутии познакомили воспитателей и детей с авторскими настольными играми: «Ловкие ладошки», «Якутские богатыри». Хозяева в свою очередь показали участникам семинара занятие, прошедшее в форме игры. Его можно назвать экскурсией по родному городу. Сначала воспитатель задала вопрос: чего нельзя делать в общественном транспорте, а получив ответы ребят, объявила о «поездке». Все дружно уселись на пол, в воображаемый автобус, и с пением покатили. Тотчас вспомнилось, как в детстве, чтобы попасть в сказку, достаточно было две табуретки и одеяло. Детское воображение богаче взрослого — неоспоримый факт. Наверное, потому, что оно свободно еще от реалий жизни. Воспитанники 44-го на наших глазах «побывали» в парке имени Панфилова, покатались на карусели, посетили Кыргызский драмтеатр, а затем отправились в «Кыял» — предприятие, где работают мастера, чьи руки творят шедевры из металла, кожи, войлока, глины. Экскурсанты на наших глазах из заготовок сделали сосуды для хранения кумыса и преподнесли гостям вместе с глиняным народным музыкальным инструментом чооп чоро…

Закончилась программа семинара. Гости улетели и, конечно же, делятся с близкими и коллегами впечатлениями о нашем горном крае, людях, с кем им довелось общаться, оценивают и раскладывают по полочкам памяти обретенный опыт.

Мне же, наблюдая в эти дни за игрой ребят, удалось понять, что территория детства в самом деле не знает границ. Что игра многонациональна. Гости из Республики Саха неоднократно говорили о схожести игр, например, наша «Беш таш» у них называется «Хамуски». Что в игре проявляются умение ребенка действовать коллективно, способность добиваться успеха не для себя лично, а для всей команды, формируются такие качества, как выносливость, устремленность. И еще она высвечивает лидеров и безынициативных детей, в ней не любят тех, кто шельмует и «хлюздит». Впрочем, таких не уважают и во взрослой жизни.

Тамара НЕШКУМАЙ.
Фото автора.






Добавить комментарий