Main Menu

Новый закон готов, слово за депутатами

Трагические события, происходящие в последние годы в разных уголках мира, со всей очевидностью свидетельствуют о том, насколько люди и страны сегодня беззащитны перед угрозами международного терроризма и расползающегося по планете радикального экстремизма. 

Буквально недавно бесспорно считалось, что терроризм и религиозный сепаратизм со всеми их негативами и последствиями — удел и злой рок только стран так называемого третьего мира, что эта беда реально существует, но где-то там далеко, за пределами цивилизации. И цивилизованный мир вполне серьезно думал, что надо помочь этим странам в их борьбе с террористическими организациями и радикальными силами, вывести эти государства из темного средневековья в светлый мир демократического процветания, и неоднократно предпринимал попытки оказать им помощь в установлении демократии и мира. Сегодня можно сказать однозначно, что далеко не все эти попытки достигли своей цели и оправдали надежды. Мало того, акции устрашения, организованные международными террористическими организациями в самом сердце благополучной Европы, доказали, что и цивилизованный мир совершенно беззащитен перед лицом кровавого террора. Сегодня ни об одном государстве в мире нельзя с уверенностью сказать, что оно свободно от проблем, связанных с угрозой экстремизма и терроризма.

Вот и мы в своей небольшой, относительно спокойной и стабильной республике считали, что теракты смертников, боевики-радикалы, взрывы и их жертвы — все это далеко и происходит в стороне от нас. Но случилось так, что и в нашу «тихую гавань» внезапно ворвался штормовой ветер. Речь идет о взрыве начиненного взрывчатым веществом автомобиля на территории посольства Китайской Народной Республики в Бишкеке. Террорист-смертник, автомашина, самодельная бомба — то, о чем ежедневно говорят и пишут мировые СМИ, что происходит в разных уголках планеты, в горячих точках и мирных городах.

В этой ситуации ввиду обострения и непомерного возрастания рисков террористического и экстремистского характера отдельно взятая страна не может обеспечить собственную национальную безопасность и эффективную защиту целостности и независимости государства. Нет сомнений, что в борьбе с международной организованной преступностью следует объединить усилия всех стран. И прежде всего на законодательном уровне. Имплементация международных правовых норм по противодействию организованной преступности в национальные законодательства — один из главных шагов на пути объединения усилий мирового сообщества.

В настоящее время в деле обеспечения безопасности Кыргызской Республики существует такая проблема, как легализация (отмывание) преступных доходов, финансирование террористической и экстремистской деятельности. А в свете сложившейся ситуации и острой необходимости усиления борьбы с терроризмом и экстремизмом на передний план выходят проблемы совершенствования механизмов противодействия возникающим угрозам на законодательном уровне. Специалисты Государственной службы финансовой разведки по инициативе правительства разработали проект закона КР «О противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности» (ПОД/ФТ).

По мнению разработчиков законопроекта, все его нормы и положения выдержаны в рамках полноценной реализации международных обязательств Кыргызской Республики в сфере ПОД/ФТ и выполнения рекомендаций ФАТФ (ФАТФ — группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег — Financial Action Task Force on Money Laundering).

Статс-секретарь Государственной службы финансовой разведки при правительстве КР Болот Алымкулович САДЫКОВ считает, что рассмотрение и принятие данного закона значительно повысит эффективность национальной системы страны по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма.

— Болот Алымкулович, чем мотивирована разработка данного законопроекта?

— В соответствии с Соглашением о Евразийской группе по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (далее — ЕАГ) от 16 июня 2011 года, который ратифицирован Жогорку Кенешем Кыргызской Республики 15 июня 2012 года, Кыргызстан является государством — членом ЕАГ. Ратификация данного соглашения предполагает выполнение сторонами принятых на себя международных обязательств. Кыргызстан, как член ЕАГ, обязан предпринимать самые активные шаги по совершенствованию национального законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма, приводя его в соответствие с рекомендациями ФАТФ. Это главная и, так сказать, общая мотивация.

Но есть и ближайшие перспективы. Дело в том, что в марте 2017 года для нашей республики начинается второй раунд взаимной оценки. Для этого в Кыргызстан приедет оценочная комиссия экспертов ЕАГ для проверки технического соответствия и эффективности реализации законодательства страны в сфере противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов, финансированию террористической деятельности международным стандартам.

Возьму на себя смелость напомнить, что по результатам первого раунда взаимных оценок, который проходил у нас в феврале 2007 года, наша республика оказалась в режиме усиленного мониторинга ЕАГ и довольно долго находилась в так называемом «сером списке» ФАТФ. Благодаря активной работе правительства, Госслужбы финансовой разведки по приведению национального законодательства в соотвествие с международными стандартами и всемерной поддержке Жогорку Кенеша при рассмотрении и принятии законов, Кыргызстан исключили из «серого списка» ФАТФ. Но международные стандарты борьбы с преступностью в финансовой сфере совершенствуются, требования ужесточаются по мере того, как появляются и растут новые угрозы преступлений международного масштаба. А это значит, что и национальные законодательства должны улучшаться, усиливая противодействие преступлениям в финансовой сфере и тем самым обеспечивая национальную безопасность страны.

— В настоящее время действует Закон КР «О противодействии финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». Вы считаете, что его нормы уже не отвечают реалиям сегодняшнего дня?

— Этот действующий базовый закон принят десять лет назад, в июле 2006 года. С тех пор международные стандарты в борьбе с финансовыми преступлениями претерпели значительные изменения. Разработаны и введены в действие новые рекомендации ФАТФ, совершенствуются механизмы противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию террористической и экстремистской деятельности, что требует время и складывающаяся в мире ситуация. Наша страна не имеет права отставать от этого процесса. Ведь мы сегодня говорим об объединенных усилиях мирового сообщества. А действующий Закон «О ПФТ/ОД», строго говоря, не соответствует обновленным международным стандартам. Поэтому без преувеличения скажу, что новый закон «О противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности», проект которого в настоящее время находится в парламенте, сегодня нужен стране как воздух.

— Если вдруг Жогорку Кенеш не примет его, какими могут оказаться последствия для Кыргызстана?

— Вот так сходу говорить о каких-либо катастрофических последствиях подобного решения сложно. Но, если вдруг, паче чаяниям, проект этого нового закона не примут, Кыргызстан неминуемо ожидает возврат в «серый список» ФАТФ, со всеми вытекающими из этого статуса негативными последствиями. Во-первых, потому что он прежде всего нацелен на выполнение рекомендаций ФАТФ и реализацию целого ряда международных обязательств, принятых на себя Кыргызстаном. Я уже говорил, что ФАТФ разработала и приняла новые рекомендации, выполнение которых является обязательным для всех стран, признающих международный статус и решения ООН. Новые рекомендации ФАТФ — это совершенно новые подходы и новые, более прогрессивные шаги в общемировом процессе противодействия отмыванию преступных доходов и борьбы с финансированием террористической и экстремистской деятельности. В этом смысле предлагаемый проект закона также является более современным, созвучным новым международным правовым инструментам и нормам противодействия преступлениям в финансовой сфере.

— Что надо предпринять, чтобы закон все-таки приняли?

— Прежде всего надо работать. С депутатским корпусом, объяснять, убеждать. По каждому пункту, который способен вызвать у них малейшие сомнения, надо давать подробные пояснения, при необходимости подкрепляя их юридической экспертной справкой. Я думаю, что данный законопроект не вызовет принципиальной предубежденности и оппонирования у членов парламента. Убежден: если у депутатов и возникнут какие-либо вопросы, то только потому, что, голосуя за очередной правовой акт, они должны быть уверены в реальной его перспективе, работоспособности и действенности, которая не ограничит и не станет ущемлять права граждан страны. Надеюсь, что в конечном итоге депутаты примут единственно правильное решение и проект закона Кыргызстана «О противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности» одобрят.

Беседовал Бердибай САМАТОВ.



« (Previous News)



Добавить комментарий