Main Menu

Кайрат Осмоналиев: «Конституцию пишет народ»

Кайрат ОСМОНАЛИЕВ

На обсуждение общественности вынесен проект поправок в действующую Конституцию страны, поддержанный Президентом Алмазбеком Атамбаевым. Основные законы государства и существенные поправки в них в различных странах мира, как показывает история, принимались в определенные периоды их развития, как правило, на судьбоносных этапах, когда требовалось легитимизировать тот или иной расклад политических сил, а также зафиксировать государственную систему. С просьбой дать правовую оценку изменениям, которые предлагается внести в Конституцию Кыргызстана с возможным их обсуждением на всенародном референдуме, мы обратились к доктору юридических наук, профессору Кайрату Медетбековичу ОСМОНАЛИЕВУ.


— На ваш взгляд известного правоведа, насколько существенны и значимы поправки, предлагаемые для внесения в Основной закон страны?

— В действующей редакции Конституции, принятой референдумом 27 июня 2010 года, ограничены, но не столь существенно, полномочия Президента республики, часть его полномочий перешла к Жогорку Кенешу, незначительная их толика — к правительству. Были внесены некоторые изменения в судебную систему, упразднен Конституционный суд, вместо него появилась Конституционная палата Верховного суда. Фактически легализована диффамация в рамках неограниченной свободы слова и печати, введено правило об обязательности исполнения рекомендаций международных организаций в сфере прав человека. Непонятно, по каким причинам Совет безопасности переименован в Совет обороны (ведь страна не находилась в состоянии войны). Были приняты также и другие изменения, к примеру, в сфере местного самоуправления, направленные на децентрализацию власти и ослабление вертикали исполнительной власти. Затем один из разработчиков новой редакции Конституции — О. Текебаев, лидер политической партии «Ата Мекен», объявил в СМИ: теперь Кыргызстан — парламентская республика и до сентября 2020 года объявляется мораторий на внесение поправок в Конституцию.

Однако анализ ее содержания приводит к выводу, что О. Текебаев был не совсем прав. Даже внесенные изменения фактически не изменили доминирующего положения Президента страны в политической системе. Кыргызстан остался президентско-парламентской республикой. Третий раздел Конституции посвящен институту Президента, следующий — Жогорку Кенешу. Относительно же моратория на внесение поправок в Конституцию до сентября 2020 года можно сказать, что создали миф об абсолютности запрета на изменение главного закона страны. Внимательное изучение ст. 114 Конституции приводит к выводу, что действительно нельзя до 1 сентября 2020 года вносить изменения в разделы 3-8 Конституции через референдум, инициируемый избирателями через 300 тыс. подписей и, собственно говоря, самими депутатами. Но нет никакого запрета депутатскому корпусу инициировать референдум о принятии поправок в Конституцию.

— Разнородное кыргызстанское общество внимательно наблюдает за противоборством различных политических сил, сливающих друг на друга ушаты компромата, утрачивая тем самым доверие как к властям, так и к оппозиции. Какие шаги надо предпринять высшим властным структурам, чтобы консолидировать кыргызстанцев?

— Действительно, наше общество не связано общей национальной идеей и идеологией. Да и Президент А. Атамбаев неоднократно упоминал о том, что ему не раз приходилось принимать решения, опираясь на представленные ему Конституцией достаточно широкие полномочия, когда создавалась та или иная патовая ситуация при развалах коалиции большинства в парламенте, формировании состава правительства, выборах судейского корпуса и т. д. Это так называемый режим «ручного управления», который позволил быстрее и, возможно, менее болезненно проходить периоды политических кризисов.

В этих условиях стали обыкновением конфликты интересов различных противоборствующих групп, что нередко приводило к отставке правительства и, соответственно, к нестабильности внутренней политики. За последние 6 лет случались и другие кризисы, когда звучали различные обвинения со стороны оппозиции в неэффективности и слабости всех ветвей власти, ее коррумпированности, зависимости от крупных внешнеполитических акторов.

Дело Аскарова, осужденного кыргызстанским судом по обвинению в совершении ряда тяжких и особо тяжких преступлений в ходе «июньских событий 2010 года на юге республики» и которого комитет ООН по правам человека в 2016 году призвал освободить из мест лишения свободы, стало причиной еще одного кризиса, своеобразным тестом на прочность государственной системы. Ситуацию педалировали правозащитники, основываясь на обязательствах страны, зафиксированных в ч. 2 ст. 41 Конституции КР. В то же время требования правозащитников и экспертов упомянутого комитета ООН вызвали ответную негативную реакцию родственников пострадавших. Следует отметить, что ранее весной государственный департамент США давал явно ангажированную негативную оценку ситуации с соблюдением прав человека в Кыргызстане, которую тут же поддержали прозападно ориентированные НПО, сумевшие повлиять на Жогорку Кенеш, отклонивший так называемый законопроект об иностранных агентах.

Конституция, как главный закон страны, должна создать предпосылки для преодоления деструктивных процессов и заложить фундамент для устойчивого ее развития. Авторы поправок, по крайней мере подписавшиеся под законопроектом лидеры большинства фракций парламента, по всей видимости, руководствовались вышеприведенными соображениями. Сразу следует оговориться, что с точки зрения юридической техники отдельные предлагаемые законодательные новеллы вызывают вполне обоснованную критику и требуют доработки.

— Укрепление устойчивости государства, как правило, опирается на идеологию. Какие поправки в этом плане нуждаются в дополнительном и детальном рассмотрении?

— На укрепление устойчивости государства, опирающейся на идеологию, направлены дополнения по введению дефиниций «высших ценностей» в определение содержания кыргызского государства. Большинство из них взяты из устоявшихся понятий нравственности, патриотизма, выглядят, как заветы предков из глубокой древности, основаны на семи заповедях Манаса. В целом они призваны сближать и «цементировать» разнородное кыргызстанское общество, могут расцениваться как прививка от чуждых и навязываемых извне отрицательных западных ценностей, отвергающих традиционную семью, пропагандирующих нетрадиционные сексуальные отношения, культ обогащения и т. п. Вводится положение, что «никакая идеология не может быть направленной на подрыв высших ценностей Кыргызской Республики».

С учетом опыта необоснованного вмешательства во внутренние дела страны упомянутого комитета ООН с требованием отменить принятые судебные решения предполагается исключить положение об обязательности исполнения Кыргызстаном решений международных органов по правам человека.

Вызывает сомнение формулировка дополнения в ст. 26 по срокам давности привлечения к уголовной ответственности, хотя идея понятна — обеспечить неотвратимость ответственности, так как в обществе вызывают обоснованное раздражение безнаказанные преступники, участвовавшие в разворовывании народного достояния, но официально таковыми не признаны. Эта поправка нуждается в серьезной доработке с учетом сложившихся международных стандартов в этой области, исключающих использование уголовного закона в качестве «дубинки» для сведения счетов с политическими и экономическими оппонентами.

— А какие изменения вы считаете нужными и вполне закономерными для внесения их в Основной закон?

— Очевидна необходимость зафиксировать определение семьи как брачного союза между мужчиной и женщиной, действующая формулировка теоретически открывает путь для регистрирования нетрадиционных сексуальных союзов.

Для обеспечения безопасности и как мера защиты общества вводится возможность лишения гражданства отдельных лиц в предусмотренных законом случаях (террористов, экстремистов и т. п.), что является признанной международной практикой.

Следующий блок поправок в основном направлен на усиление систем сдержек и противовесов между законодательной, исполнительной и судебной властями, укрепление исполнительной власти и ее вертикали. Для назначения и освобождения от должности Генерального прокурора Президенту потребуется согласие не менее половины депутатского корпуса (в действующей редакции — трети депутатов), альтернативой Совету судей вводится дисциплинарная комиссия при Совете судей, которая также станет давать рекомендации по освобождению от должности судей.

Для исключения административного ресурса устанавливается, что исполняющий обязанности Президента не может участвовать в досрочных выборах главы государства.

Дополняется порядок выхода фракций из парламентского большинства через волеизъявление не менее двух третей членов фракции. Оппонентами поправок в Конституцию не представлено серьезных аргументов против введения правила о том, что депутата Жогорку Кенеша можно назначить на должность премьер-министра или вице-премьер-министра с сохранением депутатского мандата и права голосования на пленарных заседаниях Жогорку Кенеша. Вполне возможно, что эта практика себя оправдает, так как повышает независимость указанных лиц в принятии каких-либо решений, устойчивость правительства в целом и укрепляет его взаимодействие с парламентом.

Более четко отрегулированы вопросы, связанные с отставкой правительства, пределы компетенции Президента и Жогорку Кенеша в этой связи, устранена зависимость от Президента при назначении членов правительства в случаях, если последний не издает соответствующего Указа.

Обоснованной представляется и поправка о том, что постановление о выражении недоверия правительству принимается не менее двумя третями голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша (в действующей редакции — не менее половины). Эта поправка также направлена и на минимизацию политических манипуляций в парламенте и устойчивость работы правительства. Практика выборов глав районных администраций местными депутатами показала, на мой взгляд, как бывшего депутата местного кенеша, свою неэффективность. Политические интриги нередко приводили к руководству районами людей, далеких от менеджмента и фактически не подчиняющихся уполномоченным представителям правительства в областях, что сказывалось на неэффективности их работы. Поэтому предлагается вернуть назначаемость и освобождаемость глав районных администраций в компетенцию премьер-министра. На усиление статуса премьер-министра и обеспечение реальности исполнения функций правительства направлено и положение о том, что проекты законов, предусматривающие увеличение расходов, покрываемых за счет государственного бюджета, Жогорку Кенеш может принято лишь с согласия правительства.

Приведенные выше новшества, по моему мнению, в совокупности могут позволить более эффективно заработать государственному аппарату. Что же касается предлагаемых поправок в сфере судебной власти, то они требуют более тщательной разработки, чтобы не нанести ущерба независимости функционирования судебной системы.

— Кайрат Медетбекович, а что бы вы лично предложили и внесли в Основной закон страны?

— Я считаю, что нужно частично вернуть пропорционально-мажоритарную систему выборов. К голосованию только по партийным спискам в обществе накопилось множество претензий. Следовало бы ввести и правило о возложении бремени доказывания по коррупционным преступлениям на обвиняемое лицо, что в разы повысило бы эффективность предупреждения коррупции, снижало бы уровень теневой экономики.

Вопрос о поправках в Конституцию и референдуме еще не решен окончательно, поскольку наше общество разделено на сторонников и противников предлагаемых изменений, в числе последних в основном оппозиция и примкнувшие к ней прозападно ориентированные представители неправительственного сектора, негативно воспринимающие любые инициативы власти по модернизации главного закона страны, зачастую не вникающие в суть поправок. Однако важным действенным способом продвижения вперед является конструктивный диалог.

Очевидно и то, что нет раз и навсегда установленных законов, в том числе могут изменяться и положения Конституции, которая создает правовые предпосылки для устойчивого развития страны, и писать ее должен народ.

Интервью взял
Сергей СИДОРОВ.






Добавить комментарий