Main Menu

Онлайн-касса

К 15 сентября владельцы крупных торговых точек в Бишкеке и Оше должны установить контрольно-кассовые машины с функцией передачи данных в режиме онлайн на сервер Налоговой службы. 

В ведомстве уверены, что новшество принесет ощутимую пользу не только государству, но и добросовестным налогоплательщикам. Увеличатся сборы за счет легализации денежного оборота, появятся прозрачная фискальная система, благоприятная конкурентная среда для налогоплательщиков, а также сократятся различные проверки. Также новый механизм позволит обеспечить реализацию нормы законов в части повышения защиты прав потребителей.

Фискализация представляет собой обязательное применение специального контрольно-кассового аппарата, с которого будет оперативно передаваться информация о производимом расчете с населением при торговых операциях или оказании услуг.

Широкомасштабное внедрение новшества пройдет в четыре этапа. Первый запускается 15 сентября, второй — 1 декабря текущего года, третий — 1 апреля 2017-го и четвертый этап — в августе 2017 года.

На первом этапе контрольно-кассовые машины (ККМ) установят для нескольких видов предпринимательской деятельности в Бишкеке и Оше. А именно в супермаркетах, крупных магазинах, медицинских лабораториях, ресторанах с количеством посадочных мест более 200 и/или с площадью свыше 300 кв. м, а также в обменных бюро. А вот владельцы АЗС обязаны внедрить новый прибор уже на всех станциях в республике.

На втором этапе к модернизации должны быть готовы предприниматели, владеющие аптеками, магазинами площадью от 100 до 200 кв. м в Бишкеке и Оше, а также более 200 кв. м в регионах; точками по реализации товаров и услуг, расположенными в торговых центрах в Бишкеке и Оше. Кроме этого, новшество коснется таких видов деятельности, как медицинские услуги в стационарных помещениях с площадью до 150 кв. м и медицинских лабораториях в столице и Оше, кафе с количеством посадочных мест более 200 и/или с площадью свыше 200 кв. м. На остальной территории республики — медуслуги в стационарных помещениях с площадью свыше 150 кв. м, услуги медлабораторий, ресторанов площадью свыше 300 кв. м.

Третий этап фискализации ККМ охватит вышеперечисленные виды деятельности в сфере торговли и общественного питания, но с меньшей занимаемой площадью.

И в заключение модернизировать работу придется владельцам платежных терминалов по всей стране, кафе с количеством посадочных мест до 100 в регионах, а также других видов экономической деятельности.

В преддверии реализации первого этапа представители бизнес-ассоциаций, центров технического обслуживания, Министерства экономики и крупные налогоплательщики обсудили плюсы и минусы новшества, а также высказали свои опасения о дальнейшей работе системы.

По словам директора Центра технической поддержки «Урматтуу» Изатбека Болпонова, чтобы новшество заработало, необходимо модернизировать имеющиеся у бизнесменов контрольно-кассовые машины. В них заменяют некоторые элементы фискального блока и центральные процессоры, затем устройство обнуляется и заново регистрируется с помощью закладки данных налогоплательщика в аппарат, то есть перефискализации. Стоит отметить, что в аппараты вставляют сим-карты, чтобы данные могли поступать в режиме реального времени на серверы налоговой. Доработка одной контрольно-кассовой машины обойдется предпринимателю от $160 до $190.

Узнав о цене модернизации, исполнительный директор Ассоциации рынков, предприятий торговли и сферы услуг Артур Ташибеков заявил, что государство создает дополнительную финансовую нагрузку бизнесу.

Еще при разработке нормативно-правового акта о введении нового механизма учета при использовании контрольно-кассовых машин многие предприниматели были против, поскольку все расходы по модернизации ложатся на их плечи. Ежемесячное обслуживание ККМ обойдется в 300 сомов, или 3 600 сомов в год. Плюс расходы на Интернет, маркировку и пломбировку аппаратов в налоговой. При этом стоимость одной контрольно-кассовой машины колеблется от $170 до $360. В Кыргызстане около 18 тысяч зарегистрированных ККМ. Если их все модернизировать и поставить на ежемесячное обслуживание, то в совокупности получается около 200 млн. сомов. В обосновании к проекту говорится, что новшество не приведет к удорожанию, а как тогда предприниматель станет покрывать расходы?

— поинтересовался он.

По словам Артура Ташибекова, при разработке проекта бизнесмены предложили государству взять на себя расходы по модернизации. Если смотреть на международный опыт, то так поступают во многих странах либо частично покрывают расходы. А в некоторых республиках данный процесс происходит за счет налоговых преференций.

Крупные предприниматели также опасаются, что к 15 сентября они не успеют модернизировать кассовые аппараты, ведь не во всех центрах технического обслуживания могут проделать данную процедуру, да и не все марки машин пригодны для этого. А если они не завершат процедуру к назначенной дате, то придется заплатить штраф. В связи с этим в налоговой пообещали рассмотреть этот вопрос и, возможно, в первые дни штрафовать людей не станут. Главное, предприниматель должен предоставить им документ о том, что кассовые аппараты стоят в очереди на модернизацию в одном из центров.

Недовольство новшеством высказали и представители обменных бюро. Сперва их бизнес должен был попасть в третий или четвертый этап, но в последний момент чиновники все переиграли. Не все их кассовые аппараты можно модернизировать, да и времени на это у них практически нет. Присутствующий на совещании заместитель председателя ГНС Октябрь Абдыкаимов пообещал представителям этого бизнеса рассмотреть их просьбу и найти взаимовыгодное решение.

Мы не первопроходцы

Технологиям передачи данных о денежных расчетах с помощью контрольно-кассовых машин порядка 10 лет. Одной из первых стран, внедривших в 2005 году такой тип касс, стала Южная Корея, это позволило Национальной налоговой службе страны за семь лет довести оборот передаваемых контрольно-кассовых чеков до $70 млрд. в год. Одной из особенностей южнокорейской системы стало стимулирование покупателей требовать чек через подтверждение вычетов расходов при расчете подоходного налога, согласно данным, переданным в налоговую службу. В дальнейшем и другие государства стали внедрять у себя подобные типы кассовой техники. При этом не существует зависимости между состоянием экономики страны и практикой внедрения ККМ с функцией передачи данных. Так, например, в 2008 году данный проект реализовали в Швеции (7-е место по объему ВВП на душу населения), а в 2014 году — в Руанде (157-е место по объему ВВП на душу населения). Часть стран внедряет у себя фискальную технику впервые: это, например, Хорватия в 2013-м и Венгрия в 2014 году. Но большинство республик для улучшения процедур налогового администрирования переходит с автономных ККМ на машины с функцией передачи, как, к примеру, Румыния в 2015 году.

Из членов Евразийского экономического союза пока только Армения полностью перешла на новую систему, при этом часть затрат на переоснащение малого бизнеса новыми аппаратами взяло на себя государство (так же, как и в Грузии). В России в феврале 2015 года закончился в четырех регионах эксперимент по внедрению инновационных типов контрольно-кассовой техники с функцией передачи информации.

Ирина КОВШОВА.






Добавить комментарий