Main Menu

К вопросу о суверенитете Кыргызстана

Двадцатипятилетний опыт реализации

В последние годы в общественно-политической литературе (особенно в печатных СМИ) встречаются суждения относительно суверенности Кыргызстана. Так, некоторые «политические эксперты», «политологи» и «патриоты-националисты» утверждают, что Кыргызстан — зависимое от влияний мировых держав государство, в частности от таких, как  США, Китай, Россия, и региональных — Казахстана, Узбекистана, Турции, Ирана. В этом перечне и крупные международные организации: ООН, ВТО, ОБСЕ и т. д. В результате таких заявлений в обществе появляются ошибочные выводы о том, что у нас отсутствует свободное поле для политических действий. В этой связи попытаемся раскрыть суть настоящего, реального, действительного, а не иллюзорного состояния суверенитета в нашей стране.

Понятие «суверенитет» впервые введено в ХVI веке во Франции ученым Ж. Боденом, который определил, что речь идет о верховенстве и независимости его единственного носителя — монарха. В последующие годы данное понятие наполнялось новым правовым и политическим содержанием и утвердилось (от франц. souverainete — “верховная власть”) как принцип функционирования государственной власти, предполагающий исключительное право государства (верховенство государственной власти) устанавливать законы, определять права и обязанности граждан.

Позже идею суверенитета использовало буржуазное общество в его борьбе против абсолютизма и феодальных порядков для привлечения на свою сторону народных масс. Идеологи буржуазной революции (Жан-Жак Руссо, Максимилиан Робеспьер) выдвинули понятие «народный суверенитет». В дальнейшем, когда буржуазия, завоевав власть, отбросила демократические лозунги революционного периода, заменив их понятиями «суверенитет нации», «суверенитет государства» для поднятия патриотического и политического духа народа.

Понятие «народный суверенитет» означало полновластие народа, который выступает носителем суверенитета и единственным источником власти в государстве. Народ осуществляет свою власть непосредственно через всеобщие выборы и референдумы, органы госвласти и местного самоуправления. А что касается понятия «национальный суверенитет», то это полновластие нации, возможность самостоятельного политического само-определения и исключительное право определять и отменять установленный конституционный строй.

Государственный суверенитет — политико-правовое свойство государственной власти, определяющее ее верховенство (полнота и неделимость власти внутри территории страны; исключительное право на установление правовых норм, регулирующих всю систему общественных отношений; применение насилия; определение прав и свобод граждан и пр.) и независимость (самостоятельность и равноправие в международных отношениях).

Если рассмотреть суверенитет Кыргызстана через призму истории начиная с распада СССР и приобретение независимости, точнее, с принятия Декларации о государственном суверенитете Республики Кыргызстан 15 декабря 1990 года №273, где (статья 1) подчеркивается, что Республика Кыргызстан — суверенное государство, утверждавшееся и развивающееся на основе осуществления кыргызской нацией своего неотъемлемого права на самоопределение, свободного выбора всеми народами Кыргызстана общественного и государственного строя, выражающее и защищающее интересы граждан республики всех национальностей.

Далее политико-правовым документом стала Декларация о государственной независимости Республики Кыргызстан (принятая постановлением Верховного Совета КР от 31 августа 1991 года № 577 XII), которая объявила, что Республика Кыргызстан — это независимое, суверенное, демократическое государство. Главным содержанием этих документов обозначено, что действительный суверенитет прежде всего — это политическая независимость страны и самостоятельность государства во внутренней и внешнеполитической деятельности, не допускающая внутреннего вмешательства, принадлежность власти народу, нации, осуществление государственной власти через народных представителей или непосредственно путем референдума. Однако некоторые «политологи» пытаются утверждать, что мы не имеем политического государственного суверенитета. По их пониманию, нам следовало бы «говорить» с любым государством на равных: и с большим, и с малым. Они в этом плане правы. В действительности принцип суверенного равенства государств подтверждается различными международными документами по линии ООН. Так, в 1960 году принято постановление о неотъемлемом праве всех стран на независимость. На различных международных конференциях в Белграде (Югославия, 1961), Каире (Египет, 1964) и других, а также в заключительном акте Совещания 31 европейской страны, США и Канады в Хельсинки в 1975 году отмечались принципы международного права стран, касающиеся дружественных отношений и сотрудничества.

В Уставе ООН, принятом ее Генеральной Ассамблеей 24 октября 1990 года, сказано, что «каждое государство имеет неотъемлемое право выбирать свою политическую, экономическую, социальную и культурную системы без вмешательств в какой-либо форме других государств». Эта ознаменовало переход от старой системы, в которой ограничение суверенитета оставалось практикой, основанной на праве сильного, к новой, ограничивающей возможность использования силы против суверенного государства.

Относительно суверенного равенства Кыргызской Республики в международной политике следует отметить, что наша страна — полноправный член различных (экономических, политических, культурных, социальных, спортивных и других) международных организаций и активно сотрудничает с ними. Ведется целенаправленная государственная политика по взаимодействию с нашими государствами-партнерами в силу сложившихся исторических, политических, экономических, культурных связей. Поэтому утверждение некоторых «политологов» о том, что Кыргызстан зависит от влияний мировых держав, ошибочное. Возьмем, к примеру, отношения с Россией, с которой у нас сложились исторические, экономические, духовные и политические тесные связи. Мы всегда обращаемся к России, зная о том, что она не откажет помочь нам в любом деле: в экономике, развитии техники или в военной сфере. Россия — наш стратегический партнер. Что касается утверждений, что Россия, обещая нам помочь в строительстве, к примеру, двух гидроэлектростанций на каскаде реки Нарын, не выполняет своего обещания, то в данном случае надо реально взвесить всю ситуацию вокруг этого вопроса. К примеру, всем известно, что если указанные гидроэлектростанции мы построим, то в Узбекистане возникнут проблемы, связанные с потерей водных ресурсов. Этот непростой вопрос побудил, как нам кажется, российское руководство приостановить обещанное строительство ГЭС. Для того чтобы осуществить намеченные идеи в интересах Кыргызстана, нам следует разработать и принять новый, отвечающий требованиям сегодняшнего дня закон о воде в соответствии с международными правами, определяемыми ООН. Это в свою очередь потребует определенного времени для изучения международной практики и норм, достижения взаимовыгодных договоренностей с соседними государствами путем соблюдения истинно государственных интересов. После чего можно привлекать надежных инвесторов и приступать к строительству гидроэлектростанций.

Говоря о суверенитете государства в контексте реализации внутренней политики, следует отметить прежде всего осуществление им основных функций. Установление и соблюдение в обществе правопорядка, наделение права граждан, возложение обязанностей на должностных лиц, общественные организации — все это характеризует верховенство государственной власти, ее определяющее положение относительно любых иных властных отношений. В этом плане Кыргызстан оказывает авторитетное воздействие — а при необходимости и принуждение — на все стороны жизни общества, что придает ему всеобъемлющий, суверенный характер. Суверенитет государства делает его независимым в международных отношениях, где оно выступает как самостоятельный субъект международного права.

На современном этапе развития кыргызского общества политический и государственный суверенитет четко отражен в Конституции 2010 года, которая гласит: “Кыргызская Республика является суверенным, демократическим, правовым, светским, унитарным, социальным государством. Кыргызская Республика обладает полнотой государственной власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику”.

Далее во второй статье Конституции отмечается, что «народ Кыргызстана является носителем суверенитета, единственным источником государственной власти в Кыргызской Республике».

Исходя из вышеизложенного, следует подчеркнуть, что в связи с распадом СССР, принятием Декларации «О роспуске Союза Советских Социалистических Республик» с декабря 1991 года международное сообщество признало независимость бывших союзных республик, в том числе Кыргызстана, и они стали подлинно суверенными государствами. Таким образом, за прошедшие 25 лет Кыргызская Республика состоялась как суверенное национальное государство, ставшее членом мирового сообщества наций. Кыргызстан — маленькая страна по численности населения (около 6 миллионов), но его жители мечтают о социально-экономическом, политическом, демократическом развитом государстве, и они этого добиваются. Народ Кыргызстана имеет больших и малых друзей и самое главное — на международном уровне свой имидж доброго, дружественного и великодушного народа.

Жоробек БОРБОДОЕВ,
кандидат педагогических наук.






Добавить комментарий