Main Menu

В ком совесть есть, тот не предаст

О том, что проплачено, то и подписано

…Не постигла бы участь Аральского моря
и наше озеро Иссык-Куль.
Ч. Айтматов

Проходя мимо «Кыргызалтына», увидел Жыпара Жекшеева — одного из основателей демократического движения в Кыргызстане, известного общественного деятеля. Поздоровались, завели разговор, в ходе которого я обратился к нему с прямым вопросом: «Жыпар Жекшеевич, правда ли, что Аскар Акаев обещал вам один миллион сомов, если откажетесь от борьбы за депутатский мандат от кеминской зоны, где главным соперником был Айдар Акаев?» Он ответил: «Нет, не один миллион сомов, а сколько захочу…» Я удивился и снова спросил: «Неужели у руля государства стоял такой человек?!» — «Да…» — пожав плечами, коротко ответил он, как бы говоря: что мы могли поделать — страной правил такой Президент.

Недавно на первом канале национального телевидения снова выступал Жыпар Жекшеев с присущими ему прямотой, честностью и принципиальностью. По его словам, когда в кабинете появились представители канадцев с портфелем в руках, предлагая деньги (в точности по методу Акаева): берите, мол, вы скромно живете, у вас семья и т. д. — он выгнал их, применив известный всему миру «сильный русский мат».

Давно известно, что факты — вещь упрямая, или, как говорил Сталин: «Логика вещей сильнее всякой иной логики».

Поэтому эпизод с Жекшеевым косвенно подтверждает, что «пришельцы» (канадцы) методом денежных портфелей в руках обхаживали с дальним прицелом и А. Акаева, и К. Бакиева, и Н. Танаева, и, уж конечно, их приближенных.
К такому же выводу приводят и прямые доказательства от самого эксперта компаний «Камеко» и «Кумтор оперейтинг голд».

За что канадцы расщедрились на деньги? Не могли выбрасывать их на ветер люди, воспитанные жесткой капиталистической системой, впитавшие едва ли не с молоком матери желание получать выгоду из любой сделки?
Компания Centera Gold подала в суд, слушания по делу пройдут в Стокгольме. По сообщениям некоторых СМИ, она просто уверена, что дело решится в ее пользу.

Предусмотренные проектные соглашения от 2009 года (со всякими налоговыми платежами), юридически законные и обязательные для исполнения со стороны Кыргызской Республики, судебные разбирательства по выплате компенсации вследствие загрязнения окружающей среды они считают незаконными требованиями и т. д.

То есть действия А. Акаева, К. Бакиева, Н. Танаева и их приближенных оказались диверсионными, обернувшимися для нашей страны международным скандалом. Они загнали Кыргызстан в тупик и «заварили кашу».

Как сказал Президент Алмазбек Атамбаев, “Кумтор” превратился в яблоко раздора. Есть все основания считать, что он из гордости нации становится прожектом, причиняющим горе не только ныне живущим, но и будущим поколениям кыргызстанцев.

Вновь и вновь возникает закономерный вопрос: кто мог заложить эту бомбу замедленного действия будущим поколениям, ведь призрак экологической катастрофы уже ощущается как реальный? Кто отдал на растерзание и разграбление богатства страны (золото, вольфрам и т. д.) чужеземцам-канадцам?

Приведу железные доводы Турдакуна Усубалиева, стоявшего у руля власти республики более 20 лет, не подлежащие сомнению: «…Соглашение составлено с таким расчетом, чтобы при его осуществлении республика оставалась в огромном экономическом проигрыше, а инофирма получала баснословные дивиденды».

Все условия сделки ловко скрыли от широкой общественности за таким фактом, как составление соглашения только (!) на английском языке. И его сразу подписал бывший премьер-министр Турсунбек Чынгышев, не знающий ни одного слова по-английски.

…Когда соглашение по настоянию депутатской комиссии перевели на русский язык, многие его тайны выплыли наружу. Закрывать глаза на это равносильно преступлению перед своим народом.

…Соглашение по разработке кумторского месторождения золота, заключенное между кыргызским правительством и иностранной корпорацией «Камеко», явно ущемляет интересы кыргызского народа, являющегося владельцем огромного богатства.

Кроме вышесказанного, есть не менее важный момент. Была инициативная группа, состоявшая из парламентариев, ученых и других активных граждан, ее возглавлял Турдакун Усубалиев. Они настоятельно предлагали начинать не с Кумтора, а с ТалдыБулака или Джеруя. Это имело важное стратегическое значение с дальним прицелом — не допустить иностранцев в зону озера Иссык-Куль, опасаясь возникновения неминуемой угрозы для экологии.

Кстати, отмечу, что в свое время лидер сверхдержавы СССР Н. Хрущев упорно напоминал о том, что ни в коем случае нельзя строить промышленные объекты вблизи озера Иссык-Куль, которое он искренне считал среднеазиатским Крымом.

Как известно, Чингиз Айтматов очень любил родное озеро и даже написал песню: «Ысык-келду сагыну». Как разумный сын, он заботился об экологической чистоте озера и его окрестностей. Помнится, как писатель был инициатором разработки схемы комплексного использования водных резервов в реке Сарыджаз с переброской части ее стоков в Иссык-Куль в объеме, обеспечивающем стабилизацию уровня воды в озере.

Именно забота о чистоте озера подвигла его написать статью в газету «Известия» о запрещении испытания торпед на дне озера.

Считаю не лишним привести отдельные его суждения в минорных тонах об экологии в романе «Когда падают горы» («Вечная невеста»).

Писатель предостерегал горных кыргызов об опасности, призывая беречь как зеницу ока ледники, воду, животный мир и все то, что щедро подарил нам, кыргызам, сам Всевышний. Он писал: «Снег в горах — это вода в реках, вся Центральная Азия зависит от вечных снегов и ледников». Уже загублено Аральское море, душа его стонет. Зато обустроили космодром Байконур. Как дальновидный человек, он строго предупреждал, что и озеро Иссык-Куль может постичь участь Арала.

Мне, как гражданину с активной жизненной позицией, не безразлична судьба родного Иссык-Куля, одного из редчайших озер на земле, которое мы называем жемчужиной. Поэтому обязаны принимать всерьез предупреждения Чингиза Айтматова, сказанные не случайно.

Думаю, не сгущаю краски, излагая следующее. Наши ледники всегда сверкали в лучах солнца, олицетворяя величавость вечно снежных Ала-Тоо. Теперь от деятельности “Кумтора” они раздробляются, смешиваясь с горными земляными массами, различными отходами, которые, как известно, ядовиты. Все превращается в грязную массу, схожую с вулканической лавой. Образуется ядовитый водоем, который находится по соседству с Иссык-Кулем.

Новообразованное страшилище не будет стоять на месте, а, увеличиваясь в геометрической прогрессии, станет расти в объеме — минутами, часами, месяцами, годами. А это несколько миллиардов тонн… И оно наверняка будет иметь связь с Иссык-Кулем, просачиваясь в священное озеро различными местными течениями, в том числе подземными. Да и через атмосферу начнет «делиться» с ним своими отравительными свойствами.

Ранее я написал статьи по этой теме: «Иссык-Куль и Кумтор — дети одной матери», «Ысык-кол жаны Кумтор бир эненин балдары» и «Ледники дороже золота», напечатанные в газетах «Кыргыз Туусу», «Слово Кыргызстана», «Ала-Тоо». Это был отчаянный крик души. Дважды получал ответы на мои письма о Кумторе от экс-депутата К. Ташиева: мол, предложение актуальное, будут приняты неотложные меры, вопрос рассмотрят на заседании Жогорку Кенеша…

К большому сожалению, накормленные досыта канадцы, а с ними Акаев, Чынгышев, Бакиев и другие никак не реагировали на мудрые предупреждающие советы лучших из лучших сыновей кыргызского народа — Чингиза Айтматова и Турдакуна Усубалиева. Горе-правители ради получения мгновенной баснословной личной прибыли повернулись на 180 градусов в сторону канадцев, совершив преступные деяния против своего народа и государства. И после всего содеянного они нагло, не краснея, учат нас уму-разуму — как нам жить дальше…

Есть полная надежда на то, что И. Джолдубаева (Генпрокуратура) и А. Сегизбаев (ГКНБ) обратят внимание на серьезные доводы (заключения) Т. Усубалиева и установят особый надзор за Т. Чынгышевым (бывшим премьер-министром), как и за Сарыгуловым и другими, чтобы раскрыть коррупционные схемы вышеназванной «шайки».

Например, в одном из интервью («Комсомольская правда» от 30.08.2011 г.) А. Акаев говорит:

После бакиевских и последующих авантюр в стране возникли элементы политической коррупции, накопилось немало ржавчины. От всего этого надо очиститься. Я не мстительный, не стал преследовать своих противников, как это сделали Бакиев, Отунбаева и другие.

При этом он мечтает вернуться на родину, где «не станет мстить своим противникам». Как-то после прочтения этих строк возникает мысль: не он ли был заочным организатором дестабилизации обстановки в стране (в марте и мае) через верных соратников, двух «кедейханов» — Сарыгулова и Талгарбекова? Возможно, он боится активно начавшегося следствия по делу “Кумтора”?

Отвлекусь немного от основной темы — “Кумтора”, хотя судьба данного предприятия неразрывно связана с двумя беглецами-президентами.

В те времена я работал в контрольно-ревизионной службе. Работа была довольно жесткой, сложной и нелицеприятной.

Большую часть времени приходилось заниматься разбором крайне запутанных финансово-экономических преступлений вместе с сотрудниками КГБ и МВД. При разматывании нити преступления в финансово-экономических делах нередко встречались факты участия в них должностных лиц, занимающих ключевые посты. В передаче «На крутых поворотах истории» обратил внимание на интервью с Борисом Силаевым, в ходе которого выяснилось, что при его поддержке многие горе-чиновники сделали головокружительную карьеру с неизмеримыми возможностями накопления состояния для роскошной жизни. Известный чиновник как будто с раскаянием и сожалением часто повторял имя бывшего шулера-президента: «Акаевич меня назначил первым вице-премьером… Акаевич договорился с Куловым: если он не ставит свою кандидатуру на президентский пост, то его Акаевич назначит мэром города…» и т. д.

Я не случайно привел здесь данный эпизод: в высших эшелонах власти с кадрами происходило нечто, похожее на игру «кошки-мышки». Продавались должности губернаторов, акимов, министров по установленным ставкам, доходящим до 50 тыс. долларов. Продавались, как на «Дордое» (это не преувеличение).

В тот период не случайно опубликована моя статья в одной из ведущих газет страны «Слово Кыргызстана» «Продается все: и совесть, и честь, и должность?».

Мою позицию поддержал один из демократов-чиновников высшей власти Амангельды Муралиев. В его интервью для ТВ прозвучало, что властелином назначений чиновников на ту или иную высшую должность была Майрам Акаева. Именно в ее распоряжении находились все поступившие от различных поборов наличные деньги.

Одним из ярких примеров может служить рассказ о Касымове, назначенном губернатором Иссык-Кульской области. Он намеревался строить через святые небесные горы дорогу на Алматы, требовавшую баснословных затрат, тогда как с гораздо меньшими затратами можно было привести в порядок трассу Тюп — Кеген. Своими действиями чиновник нанес значительный ущерб экономике региона, не говоря уже об экологическом и эстетическом вреде.

В свое время турецкий султан-айбаши купался в молоке, кутил и проводил жизнь в роскоши. В современном Кыргызстане такую же жизнь вели Майрам и Аскар Акаевы. На публике танцевали вальс-бостон, глядя друг на друга влюбленными глазами, в окружении приближенных — откормленных, упитанных подхалимов… А другой узурпатор — Бакиев — в бытность свою президентом у всех на виду отплясывал на площади Ала-Тоо узбекский танец «Наманганские яблочки»…

Так и жили они праздно, уводили государственные деньги на счета зарубежных банков, разоряя страну и оставляя народ с пустыми карманами. Подобного грабежа история страны еще не знала…

Перед арестом уже упомянутый Талгарбеков с экрана телевизора на чей-то вопрос ответил:

Проведенная реформа в сельском хозяйстве была исключительно гениальна…

На самом деле главный реформатор не отличал ярочку от валуха, ни одного дня в системе сельского хозяйства не работал и полностью разорил аграрный сектор республики.

Не сохранили племенной скот, выращенный с огромным трудом путем селекции. И, что еще печальнее, не сохранили овец с тонкорунной белой шерстью. А ведь, к примеру, латыши изготавливали из 1 кг тонкорунной шерсти 3-4 добротных костюма… Из хищнически разрушенных животноводческих помещений вытаскивали все: кирпичи, железные балки и арматуру, древесину — для использования при постройке элитных домов в Царском селе или самом Бишкеке…

По данным СМИ, было расхищено более 20 млн. долларов, направленных на развитие аграрного сектора. К примеру, часть этих денег ушла на закуп австралийских баранов, не пригодных к проживанию в климатических условиях Кыргызстана. Таков результат гениальной реформы Талгарбекова.

В промышленном секторе, кроме Майли-Сайского электролампового завода, пережившего все катаклизмы, других промышленных объектов уже нет. Они в основном разукомплектованы, техника разворована. Теперь здания имеют вид, как после бомбежки.

Чехарда в аграрном секторе принадлежит Талгарбекову, но кто автор бардака в промышленности? Высокопоставленные чиновники об этом «чуде» и его авторе умалчивают.

Между тем такого безбожного разбазаривания и в аграрном секторе, и в промышленности ни в Беларуси, ни в Узбекистане, ни в Казахстане, ни в прибалтийских республиках не допустили. Там к дикой капиталистической системе и рыночной экономике подошли с осторожностью.

Поэтому у нас единственным бюджетообразующим предприятием оказался многострадальный и скандальный «Кумтор». Благодаря ему худо-бедно, но держится на плаву социальный сектор, он же одновременно кормил акаевцев, бакиевцев и других. “Кумтор” на нынешнем этапе является гигантом среди промышленных объектов страны. В свое время Орловский горнометаллургический комбинат, что в Кеминском районе, тоже считался гордостью нации, гигантом цветной металлургии в Союзе. Он единственный выпускал всю гамму (16 цветов) цветных редкоземельных металлов и пополнял бюджет республики, поддерживая социальный сектор поселка Орловка и всего региона.

Об уникальном горно-металлургическом заводе я упомянул не случайно, а в надежде, что правительство страны обратит внимание на возможность возобновить промышленную деятельность редчайшего и уникального завода. Ведь его продукцией заинтересовались бы другие государства и даже сверхдержавы…

Сатынды САМЫКБАЕВ,
отличник финансового контроля КР.






Добавить комментарий