Main Menu

О демократии, парламенте и законах

Мировые эксперты, аналитики и экономисты едины во мнении: у кого интеллектуальный парламент, хорошие законы, тому и путь к развитию открыт.

Когда-то мне довелось работать в Дубае. Эта богом забытая страна, за короткий срок сделав реактивный рывок, ворвалась в десятку стран мира по благосостоянию. Успехи впечатляют и ошеломляют.

Вижу иронию на лицах, читающих эти строки: мол, ОАЭ — это нефть, чего уж говорить. Поверхностное суждение. Нефть есть в Иране, Венесуэле, Нигерии… и, наконец, в России. Она в ВВП ОАЭ занимает около 25%. А мировые эксперты и аналитики едины в одном: ОАЭ сделали фантастический рывок благодаря хорошим законам.

Приведем несколько примеров. Федеральный закон номер один. Принят через 7 лет после получения независимости, в 1979 году. Направлен на защиту интересов отечественных производителей. Суть закона такова: если товары, произведенные внутри страны, могут замещать импортные, то второе приостанавливается.

Федеральный закон о труде номер восемь. Принят в 1980 году. Согласно ему, в реализации любого промышленного проекта доля местных рабочих и служащих должна быть не менее 51%.

Законы эти подкреплены реальным делом. Эмиратский Индустриальный банк финансирует 60% стоимости проекта, в котором доля капитала местных жителей составляет не менее 51% со ставкой 4% годовых. Как говорится, все для блага граждан ОАЭ. Когда бы нам подобные законы, экономика не была бы в столь плачевном состоянии.

Зададимся вопросом: для чего нужен парламент? Краткий экскурс в историю показывает, что истоки современного парламентаризма начинаются с английского. Его первый знаменитый «Хлебный закон» ограничивал импорт пшеницы в страну, но поощрял экспорт. Таким образом, документ защищал своих производителей от конкуренции и атак извне. Это краеугольный камень любого парламента.

Конгресс США с первых дней создания следовал по тому же пути. В любой стране есть высокодоходные отрасли экономики — производство алкоголя, игорные дома, табачные изделия, нефтепродукты, строительный бизнес и т. д. В неразвитых коррумпированных странах названные отрасли находятся в руках людей, имеющих властные полномочия.

Вроде и мы создали предпринимателям равные условия, теоретически. А практически — кто был хозяином поставки горючего на американскую базу Ганси, известно всем. Американцы ратуют за свободу предпринимательства, но, когда сыновья бывших президентов занялись поставкой, молчаливо закрыли глаза или сами шли на сговор с ними. Вообще-то, двойные стандарты янки по отношению к другим всем известны, но это отдельный разговор. У них, в США, такое во сне представить невозможно. Там действует закон Шермана (1890 г.). Федеральный акт, который провозглашал уголовным преступлением монополии, ограничение торговли, попытки установить монополию или вступить с другой фирмой в сговор с той же целью. Документ позволяет потерпевшей стороне возбудить уголовное дело и получить компенсацию. Будь у нас такой закон, любой предприниматель мог бы возбудить уголовное дело против Максима и Айдара.

Еще приведу пример: закон о регулировании сельского хозяйства 1933 года. Благодаря ему американские фермеры чувствуют себя как у Бога за пазухой. Если они терпят убытки, государство компенсирует их, при перепроизводстве же — излишки покупает и ликвидирует. Фермеры не занимаются сбытом продукции и поиском рынка. Заранее заключают контракты с оптовиками. И цены на рынке держатся стабильно. А как иначе? Для чего содержит народ чиновников? Обувает, одевает, оплачивает расходы на содержание зданий, транспорта, вплоть до телефонных разговоров. Их задача — контролировать, планировать вверенные им отрасли, не допуская кризисных явлений.

У нас говорят, что государство не вмешивается в экономику. Оно просто наблюдает. Рынок сам себя отрегулирует. В Кыргызстане более 200 тысяч мелких фермерских хозяйств. Откуда им знать, что сеять, если их никто не направляет, не координирует их деятельность. Отсюда и скачки цен на сельхозпродукцию, то пере-, то недопроизводство. Убытки и фермерам, и населению.

Мы аграрная страна, импортируем 50% мяса, более 50% растительного масла, сахара и яиц… Что, разучился наш трудолюбивый народ разводить кур, пасти баранов, сеять свеклу, хлопок и подсолнечник? В Кыргызстане большие запасы чистой пресной воды, но мы импортируем большое количество прохладительных напитков извне. Это такой же парадокс, как если бы нефтяные страны импортировали горючее.

Говорят, мы не можем препятствовать импорту. Мол, у нас открытый рынок. Нельзя вмешиваться. Во-первых, нет такого понятия, как открытый или закрытый рынок. Реалии современного мира таковы, что теоретически государство не должно препятствовать передвижению товаров, услуг и капитала. Мы приняли это за чистую монету. А вот уже более 40 лет идет противостояние между США и Японией в области автомобилестроения. Не секрет, что японские легковые автомобили по многим параметрам превосходят американские. Но американцы ставят преграды автомобилям Японии на рынке США. Ограничительные рычаги — тут как тут: пошлины, тарифы, квоты и т. д. Они защищают свой рынок как зеницу ока. Рынок США, Китая, Евросоюза — гигантский. Оттуда товары и услуги текут реками на наш рынок.

Попробуйте сунуться туда. Теоретически можно (Кыргызстан — член ВТО), а практически — сложно.

Наш рынок ничем не защищен, он заполнен импортными товарами, а отечественные постепенно уходят. Опасная тенденция. Мы кормим чужих производителей. В результате наш внешний долг перевалил за 60% ВВП, около 1/3 активной части населения в миграции, объем экспорта год за годом уменьшается, дефицит бюджета, падение покупательной способности национальной валюты…

После обретения независимости мы поставили политическую составляющую впереди экономической, не задумываясь об опасности.

Демократия — это как коммунизм, светлая мечта человечества. Все наши соседние страны строят демократию. Обратитесь к любому китайскому политику, и он как дважды два докажет, что в Китае демократии больше, чем в самой Америке. А побывавший на Западе считает, что там реальный коммунизм. Но это уже удел политиков — жонглировать словами.

Парламент есть в любой стране. И именно от его работы зависят благосостояние и расцвет нации. Экономические законы, принятые тем же народным собранием Китая, оказались намного прогрессивнее западных. Хотя система там коммунистическая, а в ОАЭ — почти монархическое управление.

Английская пословица гласит: «Человека суди по делам, а дела — по результатам». Привычная картина на телевидении. Встречаются с избирателями наши депутаты, лидеры фракции, партии, оппозиции… Выслушивают жалобы: автобусы не ходят, дорогу бы заасфальтировать, водопровод протянуть, детсад, школу бы построить… Представители народа кивают головой, соглашаются, обещают сделать, решить… Смотришь на экран и задаешься вопросом, а что делают местные власти — акимы, губернаторы, если государственные мужи занимаются делами местного уровня? Парламент принимает законы о тонировке машин, праворульных автомобилях… Никто не спорит, нужны они. Но надо отделить первостепенные задачи от второстепенных. Китайское изречение гласит: «Если государственные мужи будут заниматься мелкими, обыденными, простыми, то есть неглавными вопросами, то государство останется без хозяина». Как говорится, «Богу богово, кесарю кесарево».

Нужны хорошие законы. Они как оборонительные сооружения защищают страну от мировых катаклизмов и обеспечивают расцвет. Хватит ли интеллектуального потенциала нашего парламента и духовно-нравственных качеств нации и его лидеров на такие дела? Вот в чем вопрос.

Шайлобек НАЗАРАЛИЕВ.






Добавить комментарий