Main Menu

О мошенниках в Интернете

Никто из нас не застрахован от мошенничества, в том числе электронного, и таких ситуаций все больше. Что делать, если вы попали в неприятное положение, потеряли свои деньги, кто может и должен защитить наши права? 

История эта началась в конце января этого года, а вот когда закончится, неизвестно. Мне позвонила вся в слезах подруга из села близ Бишкека и сообщила, что срочно едет в город, чтобы разобраться в филиале «РСК Банка» по вопросу мошенничества с ее деньгами.

Суть дела заключалась в том, что за пару дней до того, 21 января, она решила купить электронный авиабилет в Москву — желательно подешевле — на 10 марта и воспользовалась функцией поиска «дешевые авиабилеты Бишкек — Москва». В результате интернет-сайт DREAM avia предложил ей приемлемый вариант — 8 400 рублей за билет в один конец с помощью авиакомпании «Уральские авиалинии». Для совершения этой электронной покупки подруга открыла счет в филиале «РСК Банка», расположенном на проспекте Молодой Гвардии, и перевела 40 тысяч сомов на карту Visa, с которой в конечном итоге списывается на счет сайта-посредника сумма за авиабилет. Кроме того, она поручила сотруднице «РСК Банка» А. Рымбековой совершить этот платеж в названном размере с ее карты в момент окончания оформления билета, о чем будущая авиапассажирка должна была сообщить в банк после заполнения всех необходимых граф на сайте. (Отмечу, что услугами упомянутого сайта при покупке авиабилета в Москву и обратно я лично воспользовалась в апреле 2015 года, все было нормально, поездка состоялась, с билетом проблем не возникло. Да и сама подруга в середине прошлого лета уже покупала билет в Москву через этот интернет-ресурс. — Прим. Е. М.)

После заполнения всех необходимых граф на сайте — даты и места вылета-прилета, Ф.И.О., номера паспорта — итоговой является функция «оплатить билет», после чего обычно сразу на электронную почту пассажира приходит подтверждение о совершении операции, а через пару минут — и электронный авиабилет. На этот раз все было иначе.

После нажатия «оплатить» ничего не произошло. Подруга встревожилась, стала писать и звонить на указанные на сайте электронный адрес и телефоны, но безрезультатно. Позвонив в филиал «РСК Банка», она вдруг узнала от сотрудницы, с которой вела предварительные переговоры, что сразу после команды «оплатить стоимость билета» с ее счета было перечислено в адрес DREAM avia сначала 15 тысяч, а через две минуты — еще 20 тысяч рублей. На вопрос клиентки банка: «Зачем вы перечислили 35 тысяч, я поручала перечислить 8 400»? — сотрудница ответила, что с этого сайта запросили 90 тысяч, но их не оказалось на данной карте.

Далее подруга подала жалобу в «РСК Банк» с просьбой разобраться в случившемся. Через 10 дней ей позвонили и пригласили приехать за ответом. Суть ответа на полутора страницах заключалась в предложении: «Вы сами поручили нам перечислить на счет DREAM avia деньги, вот мы и перечислили».

Вначале мы лично обратились в отдел Национального банка КР, в функции которого входит защита прав потребителей, а значит, клиентов банковской системы страны. Там посоветовали сдать письменное заявление в общественную приемную центрального банка, который поручил конкретному сотруднику одного из управлений по заявлению потерпевшей разобраться в действиях РСК и определить виновных в нанесении ущерба. Сотрудник пару раз звонил ей с уточнениями, но в итоге ответа из НБ заявительница не получила ни в письменном, ни в электронном виде.

Одновременно по просьбе подруги я обратилась к пресс-секретарю МВД с вопросом: что делать и можно ли вернуть немалые для наших граждан украденные деньги? Он посоветовал сделать письменный запрос в отдел борьбы с киберпреступлениями МВД (есть у нас и такой!), но попенял: оказывается, в случае таких афер обращаться в МВД с заявлением надо сразу, в течение одного-двух дней. Но откуда люди могут это знать?

С МВД история тянется более сложная и долгая. После передачи заявления в центральный аппарат его спустили 29.02.2016 года с формулировкой «факт мошенничества установлен» в территориальное подразделение — Сокулукский РОВД, где разобраться в деталях поручили капитану Т. Качаганову. Тот встречался с заявительницей два раза, уточнял детали, сделал запрос в «РСК Банк» и выдал заключение: «Следует приостановить дело в связи с неустановлением лица, подлежащего уголовной ответственности».

Но заявительница обратилась в районную прокуратуру Сокулукского района. Там вникли в суть и вынесли вердикт: дело изучено не полностью. Зампрокурора района потребовал 10.06.2016 года от УУР ВД провести дополнительные следственные действия: установить сумму ущерба путем истребования сведений из компетентных органов, установить процедуру перевода денег, допросить сотрудника «РСК Банка», а также установить личность сотрудника DREAM avia, виновного в афере. (Что касается последнего пункта прокурорского предписания, хотелось бы обнаружить афериста на просторах Интернета. — Прим. Е. М.)
Капитан Качаганов вновь обратился в «РСК Банк» за дополнительными сведениями, но получил оттуда ответ, что, согласно статье 4 Закона «О банковской тайне», запрашиваемые им сведения банк дать не может, поскольку они являются предметом банковской тайны.

Все, круг замкнулся: воровство произошло, но никто за это не отвечает!

А потерпевшей посоветовали обратиться к опытному адвокату за консультацией. Такой адвокат нашелся — известный юрист Г. Калюжная вникла в суть дела и пообещала заняться им.

В заключение следует добавить, что в Нацбанке при личной беседе нам рассказали о ряде похожих инцидентов и в нашей стране, и в других, о наличии в Интернете лжефирм, лжесайтов, которые масштабно объегоривают граждан во всех странах. Правда, остались неясными вопросы: какова в этом роль «РСК Банка», запросто переведшего на чей-то счет сумму, которая в четыре с половиной раза превысила обозначенную клиенткой, и почему счет получателя сотрудницей банка усиленно скрывается?

Также хочу напомнить известную фразу О. Бендера, героя книг незабвенных писателей-юмористов Ильфа и Петрова: «Граждане! Будьте бдительны!»

Елена МЕШКОВА.
Фото из Интернета.






Добавить комментарий