Main Menu

Судьба в бурях эпохи

А. Арыстанов (второй справа) среди участников республиканского совещания (начало 1950-х)

115 лет назад родился Аман Арыстанов — один из первых, вышедших из народа партийных и советских работников, чью судьбу вылепила в борьбе и созидании неоднозначная эпоха (на фото: А. Арыстанов (второй справа) среди участников республиканского совещания (начало 1950-х)).

Лучшая школа — жизнь

Начало XX века. Входящая в огромную Российскую империю Киргизия с благодатной Таласской долиной, названной народом «станом легендарного баатыра Манаса». Смутное время — ломка патриархального строя. Несправедливость и произвол большинства местных правителей, бедное, неграмотное, занятое примитивным сельским трудом население.

В таласской глубинке — киргизский айыл Кен-Арал. Семья дехканина Арыстана, в которой трудятся стар и мал, но все равно знакома нужда, долги, маета с властями. В ней в 1901 году и родился мальчик, названный Аманом. Спустя 9 лет, одним светлым вечером в конце лета глава семейства, вернувшись из богатого села, гордо, как о сбывшейся мечте, объявил, что отправляет любимого сына на учебу в русско-туземную школу.

Простой труженик Арыстан знает молитвы и видит в грамотности крылья, поднимающие человека в жизни. Но Аман быстро вернулся — обещанное место в школе досталось сыну бая. Первый звонок мальчишке к поиску справедливости и счастья.

Начинается и крепнет его дружба с местным фельдшером-немцем. Парнишка учится русскому языку и грамоте, узнает о России и Германии, других странах. Повсюду борьба зла и добра. Теперь иначе видится ему и происходящее рядом — отказы таласцев подчиняться выдаваемой за закон несправедливости, конфликты с баями.

Смерть Арыстана в 1914 году ухудшила жизнь семьи. Война России с Германией обернулась введением в Туркестане положения чрезвычайной охраны, увеличением налогов и цен на самое необходимое.

Недовольство властью еще более обострилось в 1916 году. Неграмотное коренное население не понимает бойни между «неверными», не желает бесконечно терпеть лишения. Масла в огонь подлил царский указ о мобилизации мужчин от 19 до 43 лет на военно-полевые работы за пределами Туркестана. На юге Киргизии вспыхнуло восстание. Приобретая все более кровавый характер, оно распространилось на север и приближается к Таласской долине.

В Кен-Арал прибрела семья погибшего в схватке с карателями. Ей поставили юрту, помогли кто чем мог. 15-летний Аман слушает давящий душу рассказ несчастной вдовы, мысленно становится рядом с джигитом, идущим на смертный бой с самодельной саблей против пулемета.

Шаги в будущее

Февраль 1917 года. Отказ «белого царя» от престола. Но по-прежнему бушует война. Туркестан остается колонией. На своих местах присягнувшие Временному правительству военные и чиновники, национальная администрация. Земля, скот и вода в руках богатеев, на которых за гроши, голодая, работает значительная часть населения. Грозовая вспышка Октябрьской революции в Петрограде, начало создания невиданного в истории государства, заявившего о передаче власти трудящимся.

В один из дней ранней, еще хранящей снег весны в Кен-Арале появился одетый по-солдатски киргиз — уполномоченный волостного совета. Остановился в небогатой юрте, куда потянулись айыльчане. Приезжий рассказывает о новой власти. Достает из заплечного мешка пачку листовок.

— Это — главные документы советской власти. Я перескажу их по-киргизски, и пусть они останутся в каждой юрте.

Декрет о мире предлагает всем народам справедливый мир. Декрет о земле провозглашает ликвидацию старых принципов землепользования, а землю — народным достоянием. Декларация прав народов России устанавливает их равноправие и суверенность. Обращение ко всем трудящимся мусульманам Востока призывает в обстановке свободы по своему выбору устроить жизнь.

Круто, затрагивая интересы простых людей, начинает советская власть!

Волнуются айыльчане. Аксакалы не хвалят времена перемен, к старому притерпелись. Но молодежь, среди которой и Аман, ждет освежающего ливня, готовая проявить себя в споре с прошлым. Ей предлагают простой, как и все радикальное, путь, поднимающий социальный престиж строителей справедливого общества. Кто был никем, тот станет всем, а верят в то, во что хотят верить!

В 1920 году в России завершена первая гражданская война. В Туркестане, где еще продолжается борьба с вооруженной контрреволюцией, крепнет, занимает авангардные, наступательные позиции советская власть.

В Кен-Арале ее ярый сторонник, ершистый и сметливый дехканин Аман, работая за двоих в семейном хозяйстве, выкраивает время заглянуть к «красному аксакалу», выполнить его поручения. Радует сменившая «военный коммунизм» новая экономическая политика государства, поднимающая благосостояние тружеников.

Край всколыхнула земельно-водная реформа. Аман, как активист, участвует в уравнении прав на землю и воду коренного и русского населения, отчуждении собственности баев и кулаков, в других событиях в волости, по-революционному взрывающих островки прежней жизни.

Под красным знаменем

В 1923 году Арыстанова избирают председателем союза «Кошчи», сплотившего под красным, с серпом и молотом советским флагом бедняков-дехкан. Но слабые хозяйства малопроизводительны даже при государственной помощи. Аман пытается объединить их в товарищества с передовой аграрной технологией.

Эту линию продолжает в новой должности — ответственного секретаря исполнительного комитета волостного совета. В его обязанностях — и отражающее общественные процессы делопроизводство, имеющее местную законодательную силу.

В 1925 году Киргизия обретает статус автономной советской социалистической республики. Активизируется решение национальных проблем, среди которых ликвидация неграмотности населения. На этот участок бросают лучшие советские кадры. Арыстанов — на ключевой должности разъездного инструктора отдела народного образования.

В 1929 году принят первый пятилетний план развития народного хозяйства СССР, где предусмотрен, на первый взгляд фантастический, взлет промышленной и аграрной отраслей, обеспечивающий улучшение жизни населения. В «Великом переломе», затронувшем и Киргизию, участвует 28-летний Аман, вступивший в партию большевиков и возглавивший волостной комитет ВКП (б).

Главная задача — создание коллективных хозяйств (колхозов), объединяющих дехкан бедного и среднего достатка. Но как ее решить? Арыстанов твердо стоит за реформу, но понимает и настроение не подготовленных к ней айыльчан. Методам гражданской войны при коллективизации он противопоставляет защиту несправедливо ликвидируемых как класс людей, разъяснение, другие, учитывающие национальную специфику дела.

«Сверху» такие действия расценивают как вредительские, требуют железного выполнения плана коллективизации. Но секретарь, предчувствуя социальный взрыв, бьет тревогу. Сливаясь с голосами не оторвавшихся от реальности партийцев огромной страны, она доходит до Москвы. В марте 1930 года в газете «Правда» со статьей «Головокружение от успехов. К вопросам колхозного движения», громящей перегибы при коллективизации, выступил И. В. Сталин. ЦК ВКП (б) принимает постановление «О борьбе с искривлениями партийной линии в колхозном движении». Соответственно меняет тактику Киргизский обком партии.

«Оргвыводы» в отношении секретаря волкома и других вольнодумцев отложены. Молодой коммунист просится на учебу. Отказ и назначение заведующим отделом народного образования. Знакомая работа, неотделимая от происходящего на земле.

Аману 30 лет. Как стрела пролетела юность, памятная не только созидательными делами, но и праздниками души. У него много друзей, с которыми делит досуг. Любит охоту, скачки на лошадях. Симпатичный и находчивый, кружит головы девушкам. На глазах расцветает юной красотой Гулянды — дочь известного в крае учителя Абжалбека Чолпонкулова.

Отшумела веселая национальная свадьба. Супруги Арыстановы получают направления в Ташкент на Среднеазиатские курсы по подготовке партийных и советских работников, которые оканчивают успешно.

В то время свидетельство специальных курсов — как теперь диплом вуза. В 1932 году Арыстанов избран секретарем партийного комитета Таласской машинно-тракторной станции. Должность равна директорской. Окрыленный доверием, горячо берется за работу.

Огромная страна, объединившая многие народы, подвела итоги первой пятилетки. На III сессии ЦИК Киргизской ССР в июне 1933 года отмечается активный процесс в ликвидации экономической отсталости. Положительные сдвиги на всех участках развития общества.

Крепнет вера Арыстанова, как и других коммунистов, в социализм. Впереди более высокие рубежи, которые предстоит взять во второй пятилетке.

Навет — страшнее пистолета

Жесткое, подчиненное одной государственной цели время. Арыстанова бросают на укрепление руководства мясным хозяйством «Талды-Булак». Заместитель директора совхоза сталкивается со скрытым сопротивлением людей, замешанных в прежних злоупотреблениях. Налаживание работы идет трудно и медленно, но наметился перелом к лучшему.

Вызов в райком партии, где знакомые работники ведут себя, будто впервые видят. Дух трагического периода в стране! Поступило анонимное письмо, обвиняющее Арыстанова в сокрытии подлинного социального происхождения, женитьбе на дочери бая, связи с врагами народа и в других недопустимых для партийца поступках. Ничего не доказано, но его исключают из рядов ВКП (б).

Ошеломлен джигит, но не выбит из седла. Поможет только Москва! Друзья собрали деньги на дорогу. В столице приезжего из горного края принял заместитель председателя комиссии партийного контроля при ЦК ВКП (б). Во Фрунзе полетела телеграмма о немедленной высылке дела исключенного из партии. И справедливость восторжествовала!

Судьба доверена партии. Коммунист направлен на юг республики председателем Баткенского райпотребсоюза. Энергично берется за дело, выводит организацию в число передовых.

5 декабря 1936 года Киргизская АССР на основании новой Конституции СССР преобразована в Киргизскую советскую социалистическую республику. Новый шаг в развитии горного края.

В то же время ширятся круги репрессий органов НКВД. Арестован управляющий Южным заготобъединением Кыргызпотребсоюза. На его место назначен Арыстанов. Но не радует повышение. Джалал-Абад, где придется работать, кажется закутанным в серый халат недоброжелателем.

Нескончаемый в разоблачении «врагов народа» 1937 год. 30 августа в газете «Правда» — статья «Буржуазные националисты», обвиняющая видных руководителей республики. Через неделю бюро ЦК КП (б) Киргизии освобождает их от должностей. 13 сентября — новая публикация «Гнилая политика ЦК КП (б) Киргизии», где говорится о засилье «врагов народа». Начались массовые аресты, коснувшиеся и работников производственно-хозяйственной сферы.

Неспокойно в Джалал-Абадском филиале Киргизпотребсоюза. Арыстанов на собрании вступился за коммуниста, в чьем доме снимал комнату арестованный за вредительство человек. Как приговор, услышал в райкоме:

— Покрываете врагов народа, не создаете обстановку бдительности в коллективе!

Такие слова зачастую оборачивались арестом, бедой всей семье. Позже ситуацию назовут «ежовщиной» — по фамилии наркома внутренних дел СССР Н. Ежова. Почти в каждую семью вместе с сообщениями о трудовых победах входит нечто непостижимое и страшное, способное отнять свободу и жизнь, растоптать честь людей.

В московской газете Аман читает сообщение о снятии с должности наркома внутренних дел Николая Ежова. Словно ветерок отогнал нависшую над головой зловещую тучу. Да разве только над ним!

Январский (1938 г.) пленум ЦК ВКП (б) «Об ошибках парторганизаций при исключении коммунистов из партии, о формально-бюрократическом отношении к апелляциям исключенных из ВКП (б) и мерах по устранению недостатков». За ним с аналогичной повесткой — пленум ЦК КП (б) Киргизии.

В горном крае репрессии частым гребнем прошлись по всем сферам общества, не обойдя партийные организации, численность которых сократилась наполовину. В числе тех, кто восстанавливает в Джалал-Абаде справедливость Аман Арыстанов, назначенный заведующим организационным отделом горкома партии. Он — член комиссии по рассмотрению апелляций, нетерпим к клеветникам, пытающимся подло расправиться с неугодными, готовит к приему в ряды ВКП(б) лучших тружеников. Поднимает коммунистов на решение поставленным пятилетним планом задач.

В начале 1941 года в газетах публикуе тся указ президиума Верховного совета Киргизской ССР «О награждении особо отличившихся в социалистическом строительстве рабочих, колхозников, служащих, работников культуры и искусства». Среди отмеченных почетной грамотой — Аман Арыстанов. Первая, самая дорогая награда Родины!

Труд для Победы

А. Арыстанов вручает награду передовому колхознику
А. Арыстанов вручает награду передовому колхознику

В феврале того же года Арыстанов избран председателем исполкома Джалал-Абадского горсовета, по-современному — мэром. В этой должности и встретил Великую Отечественную войну. Просится в армию, получает лозунговый отказ:

— Трудовой фронт — кузница победы над врагом!

Председатель горисполкома — в командирской гимнастерке, брюках-галифе и сапогах. В кабинете за ширмой кровать — дома бывает редко. В сейфе вместе с документами — пистолет.

В областной центр эвакуируются с персоналом и оборудованием предприятия и организации из России. Задача председателя — принять и разместить, преобразуя городское хозяйство в единый производственно-бытовой комплекс, подчиненный задачам военного времени.

По всей стране отменены отпуска и удлинен рабочий день, за нарушение трудового режима — уголовная ответственность. Но ключ эффективного производства — самоотверженный, с верой в победу настрой в коллективе, где развернуто социалистическое соревнование и поощряются передовики.

В ведении Арыстанова — и пригородный район, где армия забрала не только много мужчин, но и значительную часть автомобилей, тракторов и лошадей. А лето год кормит. В битву за урожай включаются независимо от возраста все колхозники. Джалал-Абад делится скудными материально-техническими ресурсами с МТС.

В 1942 году разгорающееся сражение с фашизмом требует от тыла усиленного снабжения. Областной центр, преодолевая нехватки и трудности, наращивает промышленный потенциал. Из-за призыва в армию на треть сократилось трудоспособное население в пригородных айылах. Изношенные автомашины и другая техника действуют благодаря золотым рукам механизаторов. В чрезвычайных ситуациях (а сколько их!) Арыстанов всегда среди людей, зажигает и организует труд. Общим порывом вытягиваются тяжелейшие нормы и планы.

В горисполком идут попавшие в сложную ситуацию люди. Многим помогают. Но в социальной сфере — острый недостаток средств. С горечью читает Аман в областной газете пронизанные казенным пафосом обвинения: «Совершенно предал забвению вопросы культурно-бытового обслуживания населения исполком Джалал-Абадского городского совета. Строительство жилых домов и санпропускников сорвано, больницы работают отвратительно, городское хозяйство заброшено, школы и детские сады топливом не обеспечены…»

Время военное, каждое лыко в строку! Арыстанов снят с должности и в феврале 1943 года назначен заведующим Базар-Курганским земельным отделом. Через год избран председателем исполкома районного совета. Знание людей и обстановки, трансформированные в активные действия, — заслон против срыва работ на полях, фермах, пастбищах и зимовках скота.

Май 1945 года, долгожданный разгром фашистской Германии, который вместе с народом приближал и Аман Арыстанов. На его командирском, без погон кителе сверкнула медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

Главное — расцвет Киргизии

Верховный совет республики утвердил пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства на 1946-1950 годы. Председатель Базар-Курганского райисполкома его выполнение начинает с возрождения утраченных в военное лихолетье демократических принципов колхозов, укрепления их специалистами, поддержки сельской молодежи, оказания помощи нуждающимся колхозникам, фронтовикам-инвалидам и семьям погибших. И, конечно, созданием обстановки трудового подъема среди земледельцев и животноводов. Это во многом определило успехи района. В 1947 году Арыстанов получает удостоверение депутата Верховного совета Киргизии.

Руководитель из южной глубинки замечен, рекомендован и избран председателем исполкома сложного Кеминского района Фрунзенской области. Он реализует важнейшие государственные мероприятия по повышению жизненного уровня населения. Это — восстановление 8-часового рабочего дня, выходных и отпусков, отмена обязательного сверхурочного труда, свободное приобретение продуктов в государственной и кооперативной торговле, денежная реформа и трижды — снижение цен на товары широкого потребления. Занимается укрупнением колхозов, открытием новых и реконструкцией имеющихся промышленных предприятий.

Шагая в ногу со временем, Арыстанов много читает, по привычке конспектируя, политическую, специальную и художественную литературу. Сдает экстерном экзамены и получает аттестат о среднем образовании, заканчивает школу партийных и советских работников при ЦК КП Киргизии. Вторично избранный в 1950 году депутатом Верховного совета, активно участвует в законотворческой деятельности.

Кеминский район, досрочно выполнив задания пятилетнего плана, внес свой вклад в развитие республики. Но по-прежнему трудно, в нехватках живут кыргызстанцы. Уместная параллель — возведение семьей собственного дома. Несладко в то время молодым, старикам и детям. Все работают, ютятся во времянке, экономят, чтобы поднять обещающее преобразить жизнь чудо. Поменьше бы помех чинилось созидателям!

Инициативу и маневр в делах Арыстанова, как и других руководителей, ограничивают жесткие указания сверху. Над головой — «дамоклов меч», готовый покарать за малейшее отступление от догм. Но и в таких условиях строительство государства продолжается.

1 февраля 1951 года Киргизская ССР торжественно отмечает 25-летие. Лучшим, многое сделавшим для ее развития, вручаются правительственные награды. Аману Арыстанову — орден Трудового Красного Знамени. На вопрос журналистов о цели жизни отвечает:

— Главное — расцвет Кыргызстана.

Арыстанов, занимая ответственную должность, очень скромен в быту. Живет с семьей в небольшом доме, где нет предметов роскоши. Вместе с родными детьми воспитывает двух приемных. Ему чужды корысть и стяжательство.

В январе 1951 года Арыстанова избирают председателем исполкома совета депутатов трудящихся Чуйского района. Вскоре — 5 марта — смерть вождя СССР И. В. Сталина. Всенародный траур и ожидание перемен. С высоких трибун громкие выступления о культе личности Сталина, постановление ЦК КПСС о преступных антипартийных и антигосударственных действиях его ближайшего соратника Берии.

Неизбежная смена многих руководителей на всех уровнях и в структурах власти. Не запятнавший себя Арыстанов по-прежнему у руля управления крупным районом. Свежий ветер обновления, на пороге — политическая оттепель. Как плод предыдущих пятилеток — крепнущая промышленность, транспорт, связь и сельское хозяйство, поднимающие благосостояние, образование и культуру общества. Привычные формы жизни приобретают иное, лучшее содержание.

С 1956 года Арыстанов — персональный пенсионер. Болезнь, усталость и убежденность в правильности избранного в юности пути служения Родине.

28 сентября 1959 года Аман Арыстанов скончался. Некролог ветерану подписали первые руководители республики И. Раззаков, К. Дикамбаев, Т. Кулатов, члены правительства, видные партийные и советские работники.

Прошло много лет, круто изменилась жизнь. Но востребованы и ныне люди с чертами лучших представителей старшего, героического поколения, беззаветно служившего Родине, заложившего основы его нынешнего созидательного потенциала.

Юрий ЗАЙЦЕВ.



« (Previous News)



Добавить комментарий