Main Menu

Стены возводят по фундаменту

Эта пословица лакского народа очень созвучна кыргызской «Билим адамдын канаты», которая в переводе на русский язык звучит так: «Знания — крылья человека».

Образование во всем мире сегодня становится одним из важных показателей и приоритетных направлений общественного развития. В каждой стране оно специфично. Различаются организация самого процесса, возраст зачисления детей в школу, требования к дисциплине, отношения между учеником и учителем и т. д. Одной из стран качественного образования признана Финляндия. Компании, занимающиеся мониторингом и контролем, отметили финское образование как лидирующее. В этом северном государстве ученикам младших классов не задают уроки. Они не получают никаких оценок, не сдают тестов, не участвуют в экзаменационной программе. Начиная с 4-го класса знания ребят уже оцениваются по десятибалльной шкале. Важное место занимает отметка по поведению. И еще примечательно, что у них очень высок социальный статус любого педагога, которому могут только позавидовать учителя нашей республики.

Во всем мире признается и эффективность британского образования. Детей начинают обучать с пятилетнего возраста, в шестнадцать они уже выпускники. Школы в этой стране классифицируются по гендерному признаку. Однако популярны и смешанные. Школьники Великобритании учатся в условиях строжайшей дисциплины. На уроках засчитывается даже попытка ответа, чем стимулируется интерес ребят к познанию и мыслительному процессу. За замечания и указания там принято благодарить учителя. Ну это понятно — английский этикет! Многовековые традиции…

А что же у нас, в Кыргызстане, государстве по меркам истории еще очень юном? Какой «фундамент» нам удалось заложить за четверть века независимости и невероятно крутых перемен в жизни страны и общества, ведь школа — это основание, на котором каждый ребенок начинает строить пирамиду своей жизни и судьбы. От нее зависит, с чем мы уходим со школьного двора, насколько велик багаж обретенных знаний и навыков, усвоенных нравственных ценностей.


Кыргызстан тоже нацелен построить гибкую, открытую, соответствующую современным требованиям национальную систему образования, опираясь как на лучшие традиции отечественного образования, так и на международный опыт.

Подтверждением тому — Национальная стратегия устойчивого развития на период 2013-2017 годов, в которой отмечается, что республика стремится к тому, чтобы превратиться «в сильное и независимое государство, входящее в число развитых стран, комфортное для жизни людей, с обеспечением защиты их прав, свобод и безопасности, многоязычной и доброжелательной внутренней средой, соблюдением законности, высоким уровнем образования, здоровой окружающей средой, общественной стабильностью, международным имиджем благополучной страны, устойчивым ростом экономики и высокой привлекательностью для инвесторов». Намеченный вектор движения, согласимся, безупречен. Как неоспорима в достижении поставленной цели и огромная роль системы образования.

Именно оно призвано поставлять лидеров и кадры для обеспечения реформ во всех сферах жизни страны, значит, и больше прочих секторов нуждается в развитии.

Не будем загружать публикацию обилием цифр, хотя они, как и факты, — вещь упрямая. Только на текущий год на образование из бюджета правительством республики выделено 21 млрд. 957 млн. сомов. И самые большие траты — у Министерства образования и науки — 18 млрд. 678,2 млн. Часть этих средств направлена на зарплату сотрудникам вновь открытых дошкольных учреждений, которых в республике катастрофически не хватает. Благодаря слаженному взаимодействию Генпрокуратуры, Фонда управления государственным имуществом и министерства удалось возвратить 119 зданий детских садов, которые ранее использовались не по прямому назначению. Во многом помогло в решении существующей проблемы нехватки и упрощение лицензирования для открытия частных детсадов. Всего лишь за полгода их количество возросло на 52 процента.

Определенная сумма из выделенных бюджетных средств, что абсолютно справедливо, ушла на увеличение оплаты труда педагогов в школах в связи с введением квалификационных категорий, то есть на повышение их социального статуса.
Для обеспечения всем ребятам равных стартовых возможностей по инициативе министерства разработана и запущена специальная программа подготовки к школе детей, не посещающих детские сады. Она рассчитана на 480 часов. А новшество, разумеется, также потребовало финансовых затрат.

Безопасные школы

Министерство образования совместно с МЧС и ЮНИСЕФ провело полное инженерное обследование зданий школ и детских образовательных организаций с целью оценки их состояния и безопасности. Результат оказался тревожным: более 80 процентов их в республике нуждаются в усилении, реконструкции, капитальном ремонте или новом строительстве, то есть являются объектами с повышенным риском при чрезвычайных ситуациях различного характера.

Для комплексного решения проблем аварийных зданий разработали особую программу «Безопасные школы и дошкольные образовательные организации в Кыргызской Республике на 2015-2024 годы».

— Согласно этому документу, ежегодно будет обновляться не менее 200 зданий школ и 80 детских садов, — сообщила на одной из пресс-конференций министр образования Эльвира Сариева. — Что-то — в виде нового строительства, где-то — за счет реконструкции, усиления или капремонта.

Финансирование программы предполагается с использованием не только республиканского бюджета (25 процентов), но и внутренних источников (40 процентов), а также благотворительных и спонсорских средств, международной помощи.

По итогам 2015 года, по словам директора Госагентства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Т. Мамбетова, в стране построено и введено в эксплуатацию 69 объектов образования. Из них 48 — на сумму 1 млрд. 846 144,084 сома из республиканского бюджета, 21 — за счет кредита Турецкой Республики — 565,203 млн. сомов.

Решением Президента Алмазбека Атамбаева средства, вырученные от продажи лицензии на разработку золоторудного месторождения Джеруй, направляются на реализацию проекта «100 + 100». То есть на капитальный ремонт 100 объектов образования и на строительство такого же числа новых. В 26 школах капремонт проведен уже в 2015 году, в остальных запланирован на 2016-й.

Обещанный Саудовским фондом облегченный кредит на 2 млрд. 100 млн. сомов также пойдет на строительство школ. Их на эти деньги планируется построить 16 к 2019 году. В том числе две — в Бишкеке.

По сообщению пресс-службы Министерства образования и науки, текущий ремонт во всех школах и дошкольных организациях республики завершен. И до наступления холодов в нынешнем году вместо аварийных планируется ввести в эксплуатацию 98 школ.

Натощак и песня не поется

Не менее важным объектом внимания взрослых является качество питания детей, особенно первых-четвертых классов, которые при существующей нагрузке проводят в школах несколько часов. Министерством образования и науки совместно с партнерами — Всемирной продовольственной программой ООН и «Мерсико», органами местного самоуправления и родительскими комитетами проведена и продолжает совершенствоваться работа по его организации.

При помощи международных партнеров столовые более трети всех школ страны переоснащены современным оборудованием и в них организовано горячее питание. Для Кеминского района Чуйской области и Бакай-Атинского — Таласской разработана специальная районная программа. Охватить стопроцентно младшеклассников республики горячим питанием пока мешает недостаточный уровень материально-технической базы столовых: отсутствие мебели, кухонного и холодильного оборудования, посуды, централизованного водоснабжения и канализации, а также единиц поваров, кухонных работников и медсестер в штатном расписании. Однако есть уверенность, что проблемы эти решаемы, если не надеяться только на государство, а привлечь спонсоров, те же родительские сообщества и власть на местах. «Дети — наше будущее», — всякий раз твердим мы с высоких трибун в полной уверенности, что оно будет крепким и здоровым. Так вот и повод проявить заботу о нем, пока «будущее» сидит за школьной партой.

Кафтан продай, а азбуку купи —

наставляет русская народная мудрость. Но мы живем в ХХI веке, времени новых информационных технологий, что очень здорово.

И нет ныне необходимости продавать куртку, как папа Карло, чтобы купить на вырученные деньги букварь. В Интернете легко найти любую интересующую информацию. Так что нехватка учебников — обеспеченность школ ими сегодня составляет 79,6 процента — проблема небольшая, которую Минобрнауки решило с помощью сайта Lib.kg. На нем размещены 78 учебников и разных методических пособий в электронном формате. Правда, не в каждой семье еще есть компьютер и доступ к Интернету… Но большинство школ уже охвачены Всемирной паутиной.

Систему образования республики часто подвергают критике на семинарах, в прессе, на заседаниях различных круглых столов: дескать, и базовые знания выпускников слабые, преподавателям вузов приходится на первом курсе повторять школьный курс некоторых предметов, и нагрузки учебные вредны для здоровья ребят, и Общереспубликанское тестирование не выявляет истинной подготовки выпускников, и учебники написаны академическим языком, не понятным детям. Нареканий много. Но давайте признаем, что та же английская школа шла к нынешнему ее признанию не одно столетие. А наша система образования столь же молода, как и ее воспитанники. Надо искать свой путь с учетом национальных традиций и особенностей, опыта других стран, но не переносить его механически на нашу «почву», а сначала апробировать.


Как создали финское образовательное чудо

  1. Отменили проверяющие органы. Просто закрыли. Аттестация есть только в последнем классе, и то по желанию — если хочешь поступить в вуз. В колледж — по собеседованию.
  2. Зарплату контролирующих чиновников направили учителям. В итоге — творческая высокооплачиваемая работа, конкурс в педагогическую магистратуру — 14 человек на место.
  3. Контролем образования, по сути, занимаются родители. В доступе есть все нормативные документы.
    Результат — школы расцвели, причем каждая по-своему. А финское образование стало одним из лучших в Европе.

www.


Тамара НЕШКУМАЙ.






Добавить комментарий