Main Menu

О новом кодексе кочевников, или Возможен ли ренессанс кочевой цивилизации?

О новом кодексе кочевников, или Возможен ли ренессанс кочевой цивилизации?

Кочевая культура — особый феномен в истории человечества. Кочевники тысячелетиями оказывали огромное влияние на развитие общества. Это особый мир с присущими ему характеристиками, отличающийся как от западной, так и от восточной цивилизации, особый путь развития со своими историко-культурными ценностями и вкладом в мировую историю.

Сегодня на примере кыргызского народа — одного из ярких представителей кочевой цивилизации, сумевшего сохранить свою национальную идентичность и суверенитет, мы попытаемся понять особенности кочевой цивилизации и рассмотрим возможности применения традиций и обычаев кочевой жизни в сочетании с современным жизненным укладом. Ведь сегодня, когда потребительское мировоззрение привело к нравственному падению, экологической катастрофе, ко всем видам глобальных социально-экономических кризисов, общество нуждается в альтернативном мировоззрении. И этой альтернативой вполне могла бы стать кочевая культура.

Какие важные характеристики свойственны кыргызам — древним кочевникам? В первую очередь это неразрывная связь с природой.

Преклоняясь перед стихией, кочевники научились бережно и с пониманием относиться к земле, воде, осознавая себя частью природы. К примеру, была выработана специальная система маршрутов перекочевок и распределения пастбищ по сезонам, при этом учитывались климатические, растительные, водные и прочие условия. Нарушение этой системы допускалось только в экстремальных случаях, например, при войнах или стихийных бедствиях. Благодаря такому традиционному порядку стравливания пастбищ каждое из них получало «отдых» в течение нескольких месяцев, что предотвращало разрушение почвенного покрова. На месте стоянки оставался лишь след от очага. Кочевники знали, что непременно вернутся сюда обратно, ведь природа пастбищ и гор была для них родиной и они всегда бережно относились к родному дому и земле.

Каждодневное близкое и доброе отношение кочевников к природе породило у них много ценных личных качеств. Среди них — бережное отношение к флоре и фауне своего края. Не на всякое дикое животное и не на всякую птицу можно было охотиться. Воспрещалось охотиться на самку с детенышем или пьющих животных, на журавлей, трогать птенцов или кладку яиц. С давних времен по неписаным, но неукоснительно соблюдаюмым законам запрещалось ломать и без особой нужды рубить деревья. С особым уважением кочевники относились к воде. Осквернение воды считалось грехом. Строго соблюдались запреты засорения водных источников.

Таким образом, предки кыргызов выработали и оставили в наследство потомкам свой национальный экологический кодекс: культуру бережного отношения к окружающему миру, традиции уважения к природе, идеи гармоничного существования человека в природе.

О новом кодексе кочевников, или Возможен ли ренессанс кочевой цивилизации?Во-вторых, это духовность. Сегодня остро стоит вопрос о духовной безопасности всего человечества. Возрастают преступность, терроризм, наркомания, коррупция, социальный разлад, кризис семьи и т. д. Встает вопрос о том, как обрести утраченные ценностные ориентиры, как возродить духовность. Кочевники сумели сохранить и довести до наших дней те моральные и духовные ценности, которые они соблюдали с незапамятных времен. Главным критерием устойчивости кочевого мира была не материальная ценность, а прежде всего духовная связь, человечность и жизненный опыт, передающиеся от отца к сыну, то, что делает человека личностью, а людей — народом. Ведь, как мы знаем, кочевники оставили после себя немного фундаментальных сооружений, поскольку они все время перемещались с места на место. Все свои знания и опыт всегда хранили в памяти, передавая их из поколения в поколение. Удивительная память кочевников позволяла им ночами и днями рассказывать дастаны, айтыши, фольклорные песни. Кыргызы знали своих предков до седьмого поколения. Память позволила кочевым народам сохранить для потомков то богатое духовное наследие, которое копилось на протяжении веков и основывалось на реальной жизни. Этим и объясняется создание кыргызами уникального памятника духовной культуры — эпоса «Манас». «Манас» — не просто эпос, это золотая сокровищница народной мысли, в которой отразился более чем двухтысячелетний опыт истории и духовной жизни кыргызов и, таким образом, вписан духовный кодекс кыргызской нации.

Народ никогда не делает ничего просто так. Многочисленные пословицы, поговорки, обычаи и традиции, приметы и запреты создаются веками, тысячелетиями и носят практический, проверенный жизнью характер. Устоявшиеся традиции и обряды составляли своего рода регламент семьи, рода и народа в целом. Кыргызы с детства прививали своим детям уважительное отношение к старшим, наставникам и женщинам. Благодаря мудрым заветам предков мы сохранили свою духовность. Духовная цивилизация кыргызов-кочевников для нас, их наследников, сегодня является настоящим кладезем мудрости, сокровищницей моральных устоев.

Для нас сегодня очень важно многое восстановить заново и бережно распорядиться завещанным нам богатством. Сложившиеся многие века назад этические принципы и морально-нравственные нормы кыргызов не теряют своей актуальности и сегодня. Вот некоторые из них.

  • Не бить камчой по голове лошади.
  • Не пинать скот.
  • Не ругать ветер.
  • Не играть с огнем.
  • Не перебивать старших.
  • Не наступать на одежду родителей.
  • Не разрушать гнезда птиц.
  • Не убивать не ужалившую змею.

В-третьих, еще одно отличие кочевников — это интегративность. Они были в постоянном движении и поиске. Перемещаясь с одного места на другое, кочуя, открывая для себя все новые пространства, выработали в себе такие качества, как открытость, гибкость, общительность и интегративность.

По менталитету кочевников можно было судить, насколько им присущи коммуникабельность, дипломатичность, восприимчивость, выносливость и интегративность в разных условиях, где бы они ни находились. Интегративность для кыргызов — это постоянный поиск и стремление к новым достижениям. Им всегда былb присущи творческий подход ко всему новому и творческое развитие ранее неведомых им достижений. Именно развитие, а не слепое копирование. Кыргызы не признавали застоя ни в чем. Кочуя, они передавали друг другу новую информацию и были восприимчивы ко всем переменам.

О новом кодексе кочевников, или Возможен ли ренессанс кочевой цивилизации?Именно благодаря способности воспринимать новое, осваивать последние достижения цивилизации кыргызы преодолели непростой путь от традиционного кочевого хозяйства до развитого общества современного типа. Тот путь, который многие народы проходили веками, нам дался за несколько десятилетий. Еще в 1906 году в журнале «Вестник просвещения» в царской России писали, что для ликвидации неграмотности кыргызов потребуется по меньшей мере 400 лет. Но уже в 70-е годы прошлого столетия у нас появились выдающиеся ученые с мировыми именами, а свыше 93% кыргызов уже свободно могли читать и писать. Мы должны всемерно развивать имеющийся бесценный образовательный и духовный капитал и создавать ему все новые и более оптимальные условия для дальнейшего развития.

Еще одна, четвертая, немаловажная черта кочевой культуры заключалась в практичности и хозяйственности. Здесь влияние образа жизни нашло отражение в традиционном жилище кыргызов — юрте. Несомненно, юрта — одно из главных изобретений кочевой культуры. Постоянные перекочевки с одного пастбища на другое требовали удобного жилища, которое легко собирать, разбирать и перевозить на вьючных животных. В строении юрты сполна отразился динамизм кочевой жизни. Она сохраняет прохладу воздуха в жаркие летние дни, оберегает от пронзительных холодных ветров зимой, не промокает от потоков осенних дождей. В течение тысячелетий все детали юрты тщательно оттачивались, пока не достигли идеала. Ничего лишнего. Великий французский архитектор Ле Корбюзье восхищался завершенностью, универсальностью, взаимозаменяемостью частей юрты. Именно ее он рассматривал как один из прототипов своей концепции «Дом — машина для жилья».

Кочевой быт нашел отражение буквально во всех аспектах жизни кыргызов. Например, наши предки носили легкую и практичную одежду, чтобы в ней можно было комфортно передвигаться верхом на лошади. И, наконец, она должна надежно защищать человека от холодов и жары, что немаловажно в условиях горного климата. Погода в горах непредсказуемая. Кочевник в день мог пережить все четыре сезона. Утром моросит, как весной, в обед стоит летний зной, вечером может пойти осенний проливной дождь, а ночью — снег. Таким образом, одежде следовало быть универсальной и практичной.

Хозяйственность кочевников основывалась на скотоводстве. Веками кыргызы выращивали лошадей, овец, крупный рогатый скот, верблюдов, пользуясь продуктами и сырьем, которые те давали. Скот легко накопить, но еще легче потерять от стихийного бедствия или вражеских набегов. Наверное, поэтому, встречаясь, кыргызы спрашивали друг у друга: «Мал-жан аманбы?», то есть «Во здравии ли скот?» В первую очередь говорили о скоте. Кочевое хозяйство определяло быт, обычаи и нравы скотоводов. Весь хозяйственный инвентарь, орудия труда, тип жилища были приспособлены к потребностям подвижного скотоводства, которыми кочевники пользовались практично и экономично.

Та же самая практичность присуща национальной кухне кыргызов. Она формировалась на протяжении всей истории кыргызского народа и вобрала в себя наивкуснейшие блюда и напитки, оставшиеся со времен кочевок. Поскольку кочевой образ жизни требует много сил и энергии, национальные блюда отличаются необычайной питательностью, калорийностью и вкусом. При этом продукты большей частью сохраняют свой натуральный вид и вкус. Натуральность продуктов кыргызского производителя необходимо использовать в экономике. Ведь сегодня, когда возрос спрос на органические так называемые биопродукты, Кыргызстан мог бы стать одним из ведущих поставщиков натуральных, экологически чистых продуктов в Центральной Азии. К примеру, уже сегодня кумысолечение является своего рода национальным брендом Кыргызстана, а летом люди не обходятся без шоро и чалапа.

О новом кодексе кочевников, или Возможен ли ренессанс кочевой цивилизации?Пятая, и особая черта кочевой культуры — свободолюбие. Именно свободолюбие, по мнению великого философа Шарля Монтескье, было преобладающей чертой характера горцев. Ведь кочевники никогда не признавали авторитаризма, деспотии и диктатуры. К примеру, власть у кыргызов не всегда переходила по наследству. Кочевники в горах вели свободное хозяйство, свободно жили и творили устное народное творчество, свободно избирали своих предводителей, ценили свободу слова. И всегда самоотверженно боролись за эту свободу и отстаивали ее ценой жизни. Потому что только в условиях свободы кочевники могли жить и творить.

Именно благодаря открытости и приверженности к свободе кыргызский народ сумел отстоять свою независимость и в числе первых выбрал путь парламентской демократии в Центральноазиатском регионе. Свобода была, есть и будет главной ценностью кочевников.

А игры кочевников — это торжество и демонстрация этой великой свободы.

С древних времен национальные игры и спортивные состязания имели большое значение в жизни кыргызского народа. Ни одно народное торжество не проходило без участия борцов, стрелков из лука, скачек на лошадях и народных игр. Национальные виды спорта кыргызов были в первую очередь направлены на развитие силы, выносливости, быстроты, координацию движений, ведение здорового образа жизни, а также духовно-нравственное, эстетическое воспитание подрастающего поколения. Но в то же время такие характерные черты спортивных состязаний кочевников, как простота, доступность, зрелищность, эмоциональность и прежде всего экстремальность, сделали их привлекательными для туристов и любителей спорта.

Инициатива проведения таких масштабных международных мероприятий, как Всемирные игры кочевников, — еще одна возможность сохранить подлинные духовные ценности кочевых народов. Сегодня мы видим, что многие классические виды спорта превращаются в бизнес, приносящий большие доходы, в котором процветает коррупция. Мы не отрицаем классические виды спорта, но сегодня людям нужно что-то новое. Мы, кочевники, можем предложить свои национальные игры, которые отличаются особой экстремальностью.

Игры кочевников — это не просто игры или спортивные состязания, это прекрасный шанс еще раз показать миру нашу страну, культуру, это будущий бренд, который должен послужить Кыргызстану для возрождения национальной идеи, консолидации народа и дальнейшего развития. И достойное проведение данного мероприятия для каждого из нас является общенациональной задачей и ответственной миссией.

Каныбек ИМАНАЛИЕВ,
доктор политических наук, депутат Жогорку Кенеша.
Фото Игоря САПОЖНИКОВА.






Добавить комментарий