Main Menu

Рассказы про Манаса, ч. VII

Рассказы про Манаса

(Продолжение. Начало в №№ 30, 41, 44, 50, 56, 68.)

После трагического исхода поминок Кокетея шесть кыргызских ханов, недовольных единовластием Манаса, который, не считаясь с ними, всю власть передал китайскому перебежчику Алманбету, вступают в заговор, чтобы сместить его с престола и изгнать пришельца. Сказители зачастую трактуют это с осуждением заговорщиков, которые, завидуя Алманбету, хотят захватить власть. Так воспринимают этот эпизод и слушатели.

Однако при чтении текста, особенно С. Орозбакова, с анализом вскрываются истинные причины протеста вассальных ханов и дальнейших событий.

В связи с этим в русское изложение текста пришлось вводить уточнения, дополнения и восстанавливать эпическую цельность образа героев.

До появления Алманбета Манас строго соблюдал общинно-родовую демократию, все важные вопросы решал, советуясь со старейшинами, родоплеменными ханами и дружиной.

К примеру, когда зазнавшийся афганский хан Шоорук, устроивший на Алае погром, приходит к Манасу с повинной, приводит свою дочь Акылай с тридцатью красавицами, просит пощады и мира:

— Решай, Бакай, мой старый друг,
Я повелитель ваш в боях,
Но я профан в таких делах,

— говорит Манас, и дело завершается перемирием и свадьбой.

Алманбет убеждает Манаса, что он, имея двух жен, холостой, так как получил их бесплатно в знак примирения.

— Я тридцать лет уже прожил,
Меня, отец, ты не женил.
Невестку первую твою
Я, как трофей, забрал в бою.
Кайып бесплатно подарил.
Ему калым ты не платил…
Ужели не достоин я
Иметь законную жену?

— сокрушается обиженный Манас, и жадный Жакып отправляется на поиски невесты.

И в личной жизни всемогущий батыр Манас соблюдал семейно-бытовую демократию.
На поминках Кокетея Манас передает все руководство Алманбету, который дела вершит в своих интересах.

Хану Урбю, высказавшему свое мнение, Манас камчой рассекает лицо.

— Манас! Манас! — дегенде
Дардая тїшєт экенсиў,
Їйлєп койгон чаначтай,
Барбая тїшєт экенсиў!

— Я вижу, слава, сила, власть
Тебя испортили, Манас.
Когда кричат: «Манас! Манас!»,
Ты рад, краснеешь, как кумач,
И пыжишься, как будто ты
Надутый воздухом чанач!

— укоряет зазнавшегося Манаса старик Кошой.

Алманбет, пользуясь доверием Манаса, стремится любой ценой ущемить и унизить китайских гостей, с которыми у него свои счеты. Чтобы они на скачках не получили главную байгу, ночью вызывает морозный град, уничтожает потных скакунов, а потом, переодевшись в китайского мандарина, выводит кыргызского коня вперед, получает приз — двухтысячный табун.

Такой трагический бедлам
Устроил Алманбет гостям…

Обиженные и оскорбленные китайцы ночью устраивают погром, угоняют призовых лошадей.

Так пышный поминальный той
Кровавой кончился бедой.
И Каркыра — наш край родной —
Омыт кыргызскою слезой.
И что затеял хан Манас,
Было ошибкой роковой.

Во всех вариантах сказители п одробно и ярко повествуют о начале Великого похода на Китай и его трагическом завершении. Однако почти нигде не раскрыты причины этого похода.

Бытует мнение, что на Китай Манас пошел, чтобы отомстить захватчикам, наказать Конурбая, вернуть табуны, угнанные с поминок Кокетея.

Но соответствует ли это национальной идеологии кыргызского народа, которому чужда кровная месть?

«Атаўды єлтїргєн алдыўа келсе — энеўди бер!» — «Если убийца отца твоего пришел с повинной, отдай ему свою мать!» — так звучит народная мудрость. Повинную голову меч не сечет!

Эта благородная народная идеология красной нитью проходит через всю трилогию.

В боевом турнире калмыкская воительница кыз Сайкал пытается убить юного Манаса, ранит его в бок. Разъяренный Манас сбивает ее с коня. Дева Сайкал, отдав ему поводок коня, склоняет голову, готовая принять смерть.

И косы, черные как смоль,
Рассыпавшись, упали с плеч,
Пушок на шее обнажив,
Манас в ножны вложил свой меч,
Склонился низко к кыз Сайкал,
В затылок вдруг поцеловал,
Сел на коня и ускакал…

Юный Манас влюбляется в калмыкскую деву-воительницу.

Захватчик Туркестана Алооке выходит навстречу Манасу:

— Не скрою — враг я твой, Манас.
Я земли ваши захватил,
Немало тюркских сыновей
Убил, изгнал, поработил.
Таков закон живой земли.
Борьба за жизнь — закон войны!
На свете выживает тот,
Кто отберет или убьет…
И не прощенья у тебя —
Пощады для людей прошу.
Воюют ханы, а народ
На гибель гоним мы, как скот,

— умоляет оккупант Алооке, и Манас отпускает его восвояси.

На поминках Кокетея в поединке Манас сбивает Конурбая с седла, согласно условиям турнира забирает поводок его коня.

…Но тут бедняга Конурбай,
В слезах колено преклонив,
Манаса начал умолять:
— Народ увидел еще раз,
Как ты могуч, батыр Манас!
Склоняю голову свою,
Вот сабля, хочешь — отруби!
Пусть тут же я сейчас умру!
Верни, Манас, мне Алгару!

Манас своему будущему убийце отдает поводок его коня.

…Зачем отдал ты Алгару
Непримиримому врагу!

— упрекает его Алманбет.

Когда Манас осаждает Бейджин, китайский император Эсенхан выходит навстречу с мольбой:

— Людей напрасно не губи,
Святые храмы и дворцы,
Прошу тебя, не разрушай!
— Китайский хан пред нами ниц,
Пощады просит он у нас.
Убить его или простить? —
Спросил батыров хан Манас.
— Коль враг упал к твоим ногам,
Прости его и в мир вступи.
Так предки завещали нам.
Пощаду Эсенхану дай! —
Ответил старина Бакай.
И вот Манас и Эсенхан
Пожали руки длань-во-длань,
Мир заключили меж собой,
И начался обильный той.

Своими деяниями Манас Великодушный оправдывает этот постоянный эпитет, никогда не был одержим кровной местью.

Но что все-таки заставило его гнать свои войска в гибельный поход на Китай? Ответ на этот вопрос таится в подлинных исторических событиях, описанных летописцем А. Н. Бернштамом.

«Манас» — это эпос, где в формировании сюжета доминирующую роль играла история», — пишет он. Самой вероятной исходной фигурой, вокруг которой могла образоваться завязь эпоса, нам представляется фигура Яглакара, время VIII-IX вв. Территория — Центральная Азия, точнее, Енисей, Монголия, Алтай. Китайцы связывают успехи кыргызов 840-847 гг. и их войск против уйгур, владевших Монголией и восточным Туркестаном и пытающихся обладать страной кыргызов — Енисеем […] Помощь кыргызам оказал один уйгур Гюйлу-Бага, который в 839 г. поднял восстание против уйгурского хана Чжан-Синя, и теперь указал кыргызам местонахождение его ставки». (А. Н. Бернштам. «Эпоха возникновения эпоса «Манас». «Энциклопедический феномен эпоса «Манас». Бишкек. 1995, стр. 174-194).

Вероятно, этим перебежчиком и был Алманбет, восставший против своего хана, который с казахами и кыргызами общается без переводчика, отца его зовут Азиз (святой), главного правителя — Эсенхан (здравый правитель) — типичные уйгурские имена. Вполне вероятно и то, что Манаса идти войной на китайский край уговорил Алманбет, чтобы отвлечь кыргызских ханов от готовящегося переворота и силой кыргызского войска захватить власть уйгурского ханства.

Кстати, в ХVI веке точно такую акцию сотворит русский князь Курбский, который, восстав против Ивана Грозного, ведет литовцев на свою родную Русь. Классический пример предательства…

Не я ваш враг, а враг другой —
Он за китайскою стеной!

— говорит Манас оппозиционным ханам.

— Хотят вести нас на Китай —
В неведомый, далекий край.
Нет, на войну мы не пойдем!
Пусть каждый будет здесь казнен,
Зато на родине умрем!

— ропщут воины.

И Алманбет тут слово взял:

— Я знаю хорошо Китай,
И кто там этот Конурбай,
Хвастливый трус и негодяй!
Да и китайский сам народ,
Враждуя меж собой, живет.
Там много золота, добра.
Там чай и разные шелка…
Мужчины там, поверьте мне,
Сидеть не могут на коне…
И мы с добычей боевой
Вернемся все к себе домой!
Народ затих и замолчал…
Никто Алме не возражал…

Главнокомандующим похода на Китай Манас назначает сперва старца Бакая, а потом Алманбета. Сам Манас идет рядовым желдетом, в десятке дебильного Тазбаймата, который потом, «не приметив слона», не может досчитаться своего десятого и чуть не лишается головы.

В детстве, слушая этот крыловский эпизод в исполнении Саякбая Каралаева, как и все, хохотал от души. А когда сел за переложение данного эпизода, выяснился глубинный смысл этой басни, что и пришлось уточнять в русском тексте.

Глава дружинников, изможденный в пути Кыргыл-чал просит Манаса дать людям и коням привал. Манас отвечает, что он рядовой воин, командует войском Алманбет.

— Манасыў менен куруп кал!
Казытыў менен чирип кал.
Калмагыў менен чогулуп
Баарыў жерче кирип кал.
Бээжениў менен берен кал,
Кытайыў менен кулап кал!…

— Да будь он проклят, твой Манас,
Пусть вместе с Алманбетом вас
Поглотит черная земля.
Пусть захлебнется ваш поход.
Да пусть сгорит Бейджин дотла,
И сгинет весь китайский род!

— проклинает Кыргыл, истекая кровью в седле.

Манас просит Алманбета выполнить просьбу Кыргыл-чала, тот отказывается.

— Когда мы выходили в путь,
Я был назначен жол-башчы,
Чтоб путь показывать в Китай,
А командиром боевым
Назначен был мудрец Бакай.
Потом вы ханом боевым
В пути назначили меня:
Об этом Вас я не просил,

— оправдывается Алманбет.

Я не водил войска в поход,
Чтоб покорять другой народ.
Не знал такого отродясь,
Не знал такого и Бакай.
И я в походе на Китай
Тебе дал боевую власть,

— поясняет Манас.

И в этом основная причина трагического исхода похода на Китай.

Манас был непобедим, когда защищал свой народ, освобождал родные земли от захватчиков. Но стоило ему пойти войной на другой народ — он был обречен.

Как сказано в Библии: «Все, взявшие меч, мечом погибнут» (Евангелие от Матфея, гл. 26).

И эту великую трагедию своего великого кумира кыргызский народ оплакивает по сей день.
Именно эту великую ошибку имел в виду К. Тыныстанов, когда в 1935 году на научной конференции говорил о том, что Манас, «будучи великим человеком, совершал и великие ошибки». («Судьба эпоса «Манас» после Октября». Бишкек, 1955 г., стр. 20)

Сказители по-разному интерпретируют причину перехода Алманбета к Манасу и похода на Китай.
По С. Орозбакову Алманбет так же, как Гюлу-Бага, восстает против своего императора и ведет кыргызов на Китай.

По С. Каралаеву, китаец Алманбет тайно принимает мусульманство, отрубает родному отцу-буддисту голову, ведет кыргызов на Казат (Казават), то есть войну за веру.

«[…] Особенно эта клерикально-мусульманская окраска имеется в варианте С. Каралаева на примере эпизода рождения и жизни Алманбета», — говорилось в заключении экспертов КГБ по делу манасоведов Т. Байджиева и З. Бектенова в 1955 г. («Судьба эпоса «Манас», стр. 85).

Как было сказано выше, «эта клерикально-мусульманская окраска» была нанесена после кровавых событий 1916 года, когда кыргызы оказались меж двух держав другого языка и немусульманской веры.

Дойдя до Китая, Алманбет рассказывает Манасу о величии непобедимого Бейджина, о том, что даже

Македонский
Не смог Китай завоевать,
Бессилен был и Азирет —
Святого мусульмана зять…

— Анда Манас кеп айтат,
Алманбет тыўда! — деп айтат…
Айта берип Бейджинди
Акылымды бїлдїрдїў…
Бээжиниў бекем жер экен.
Кытайыў калыў эл экен…

(С. Орозбаков. «Манас», т. 4, стр. 211).

— Выходит, обманул ты нас! —
Сказал во гневе хан Манас, —
Когда рассказывал о том,
Что все китайские войска
Сидеть не могут на коне,
Без боя все сдадутся мне!

— сокрушается Манас.

— Мы в бой идем не на Китай,
Наш враг — проклятый Конурбай,
Захватчику прощенья нет! —
Ответил хану Алманбет.

Усадив Манаса на ханский престол Бейджина, Алманбет мчится к своей китайской невесте:

Хан Манасты баш кылып
Кангайды бїтїн кас кылып…
Тогуз хандан кол алып,
Токтобостон жол жїрїп…
Арзып келдим жер їчїн
Алам деп, Мыскал, сен їчїн.
Самап келдим жер їчїн
Сагынып, Мыскал, сен їчїн.

Я с хан-Манасом во главе
Как враг пошел на свой кангай.
Я девять ханов с войском гнал
В поход войною на Китай.
Тоскуя по земле родной
И по тебе, моя Мыскал,
Чтоб в отчий дом вернуться свой,
Я в жены взять тебя мечтал,

— признается Алманбет своей невесте, дочери Эсенхана (Багыш Сазан уулу. Манас. Бишкек, 2011 г., стр. 146).

После гибели Алманбета и других батыров, получив подкрепление, раненый Манас сам повел войска на Бейджин.

…И вдруг как будто бы с небес
Создателя раздался глас:
— Китай велик, непобедим…
Когда весь мир объял потом,
Остался цел и невредим!
И даже грозный Искандер
Не мог найти сюда путей.
Так уходи, Манас, скорей! —
Сказал глас разума, видать.
Манас не мог ему не внять
И дал команду: отступать!

Смертельно раненный Манас, истекая кровью, возвращается в родной Талас, просит у народа прощения за гибель баатыров, за свою великую ошибку и умирает…

Мар БАЙДЖИЕВ.
(Продолжение следует)






Добавить комментарий