Main Menu

Реформы: обратного хода нет

На протяжении четверти века с момента обретения независимости в стране не раз предпринимались попытки реформирования правоохранительной системы. Использовались разные методы, преимущественно эволюционные, которые либо не давали нужного эффекта, либо заводили в тупик. Но чаще всего мы наблюдали в основном имитацию, поскольку «реформаторы» не всегда четко себе представляли ориентиры и индикаторы этих преобразований. 

Такие попытки чаще были фрагментарными или разрозненными, на уровне одного ведомства, без учета интересов других, что неизбежно вело к тупик. При этом тратились немалые финансы: в судебную и реформу органов внутренних дел вложены десятки миллионов долларов международных инвестиций. А воз, как говорится, и ныне там. Главные задачи реформ — повышение качества оказываемых государственных услуг в сфере правопорядка, соответственно повышение уровня доверия населения к правоохранительной системе — так и не достигнуты. В общем, это были реформы ради реформ, на фоне неснижающейся коррупции и недоверия со стороны общества.

Именно этими обстоятельствами продиктованы те рекомендации и управленческие решения, представленные экспертами Совета обороны во главе с Темиром Джумакадыровым на заседании 4 июля т. г., которые смело можно назвать революционными. Они поддержаны председателем и членами Совета обороны.

Остановлюсь кратко на основных структурных изменениях. Генеральная прокуратура должна стать локомотивом реформ, усилить свою координирующую и мониторинговую роль в сфере борьбы с преступностью, для чего ей передаются функции ведения уголовной статистики. Прокуратура — «око государево» — продолжит активно координировать и процессуально руководить расследованием дел о коррупции и связанных с ней финансовых преступлениях, но расследовать их будут соответственно ГСБЭП (финансовая полиция) и ГКНБ. Как дублирующие исключены функции борьбы с экономической преступностью и коррупцией в МВД — ликвидируется 5-е ГУ МВД. По этим же мотивам с формулировкой «из-за низкой эффективности” упраздняется ГСКН — Государственная служба по контролю наркотиков, с передачей функций борьбы с незаконным оборотом наркотиков в МВД, а функция контроля законного оборота наркотиков, психотропов и прекурсоров — в ведение Минздрава. Будет реализована вполне обоснованная идея о необходимости централизации судебной экспертизы с созданием единой службы судебных экспертиз.

Отдельно хотелось бы остановиться на изменениях, ожидающих ОВД — самый большой по численности правоохранительный орган. Разделение милиции, к слову сказать, которую надо бы переименовать в полицию, на службы обеспечения общественной безопасности и криминальной милиции (полиции), что соответствует мировым стандартам (наши партнеры по СНГ это сделали еще лет двадцать назад). Это позволит сфокусировать деятельность ОВД на двух первостепенных задачах — обеспечении общественного порядка и безопасности, предупреждении и пресечении преступности, а в целом — обеспечит качественную правоохранительную услугу, чтобы население чувствовало себя защищенным от преступных посягательств. Серьезному реформированию подвергнется и система подготовки кадров для правоохранительных структур. Так, Академия МВД станет Академией правоохранительных органов — межведомственным центром правоохранительных структур, в большей степени сосредоточенном на повышении квалификации и переподготовке сотрудников всех силовых структур с упором на обучение методике выявления, раскрытия и расследования наиболее опасных преступлений, связанных с коррупцией, организованной преступностью, финансовыми преступлениями, в том числе оперативно-разыскными методами.

Есть и другие направления реформы, которые вскоре будут обозначены в соответствующем плане реализации решения Совета обороны от 4 июля этого года. Теперь очередь за реализацией. Вот здесь есть определенные риски, так как на уровне руководителей правоохранительных органов, вернее, их заместителей и начальников среднего звена, немало тех, кто может саботировать реформы, поскольку не заинтересованы в изменениях, ломке привычных и удобных схем-кормушек. Поэтому Президент и сделал отдельный акцент на том, что эти реформы должны быть в руках нового поколения реформаторов, четко и ясно представляющих конечные цели.

Кайрат ОСМОНАЛИЕВ,
доктор юридических наук, профессор.






Добавить комментарий