Main Menu

Кок-бору — визитная карточка национального спорта

Кок-бору - визитная карточка национального спорта

Самым зрелищным и динамичным видом спортивной программы Всемирных игр кочевников, безусловно, является конная игра кок-бору. В переводе с кыргызского кок-бору дословно означает “серый/сизый/небесный волк”, на казахском это звучит как кокпар, на узбекском она называется улок тартыш (борьба за козленка), на таджикском — копкоры (козлодрание), на пушту (бозкаши — козлодрание), в русском языке в качестве названия игры кок-бору употребляется слово «козлодрание». Это древняя, известная со времен зороастризма, популярная у народов Центральной Азии конная игра.

Если быть точным, то кок-бору — это симбиоз скачек и игры. Всадники борются за тушу козла — необходимо не только завладеть ею, но и удержать, забросить в «казан» (ворота) команды соперника либо, по другим правилам, добраться с тушей до оговоренного участка, например, своего аула, дальше которого противники не имеют право бороться за нее. Сегодня за действиями джигитов обычно следит конная судейская коллегия, состоящая из нескольких опытных всадников. Правила игры бору со временем изменились и стали менее жесткими. Кок-бору учат в спортивных школах ряда стран Центральной Азии, где по нему проводятся специальные соревнования.

Кыргызско-алтайский вид кок-бору в русском источнике трактуется как “сизый волчонок”. Казахское название игры «кокпар» происходит от словосочетания «кєк бєрте» (лак), или сизый козленок. Узбекское название игры сходно — «улак тартыш» (перетягивание козленка). Возможно, что это была другая игра. Примечательно, что наш выдающийся классик литературы Чингиз Айтматов в своей повести «Прощай, Гульсары!», впервые написанной на русском языке, называл эту конную игру именно «козлодрание», а не «волкодрание». Козлодрание — своеобразный конный футбол, в котором мячом как бы служит обезглавленная туша козла. Козел удобен тем, что шерсть на нем длинная, прочная и его можно на скаку подхватывать с коня за ногу или за шкуру.

Кок-бору известна с древних времен. Первоначально борьба за тушу козла (шкура козла более прочная на разрыв, чем шкура барана) не являлась только игрой, а была своего рода подготовкой и экзаменом будущих воинов. Молодежь нарабатывала навыки борьбы на конях, управления ими в экстремальных условиях настоящего боя. Есть свидетельства, что в игре участвовали сотни наездников и даже тысячи, а длилось такое состязание целый день.

Соревнования по кок-бору проходили и в советские годы, но они не имели статуса официальных чемпионатов. В 1998 году была создана Международная федерация кок-бору (кєк бєрї) (штаб-квартира находится в Бишкеке). В Казахстане первый официальный чемпионат по кокпару прошел в 2001 году. Сейчас там соревнования по кокпару проводятся в сельской местности почти повсеместно. Они организуются как официально, так и неофициально, просто к каким-то торжествам, юбилеям, свадьбам и т. д. Возвращаясь с удачной охоты, кочевники часто устраивали соревнования между собой: кто первым доберется до родной деревни с тушей убитого зверя.

До недавнего времени четко установленных правил не было. По сегодняшним, в одной команде в целом в игре участвуют 10 всадников, но на поле могут находиться только четыре джигита от каждой команды. Участники имеют право меняться и даже менять своих коней. Игра состоит из двух таймов — по двадцать минут каждый. Она проходит на поле длиной около 200 метров и шириной около 80 метров. По бокам поля располагаются ворота диаметром около трех с половиной метра и высотой в полтора метра. Перед командой стоит задача — овладеть тушей козла и забросить ее в ворота противника.

На официальных соревнованиях туша козла весит от двадцати пяти до тридцати пяти килограммов, но традиционно выбирали тушу большего веса — около шестидесяти килограммов. Используется только козлиная туша, так как шкура этого животного обладает особой прочностью и выдерживает напряжение, когда ее тянут участники в разные стороны. В современных вариантах иногда используется муляж.

В былые времена участникам козлодрания разрешалось применять физическую силу, бить соперников камчой, кожаной плетью, однако сегодня на официальных соревнованиях правила ограничивают возможности игроков, и за их неисполнение полагаются штрафные очки, вплоть до дисквалификации и удаления с поля. Разрешается поднимать улак (тушу козла) с любого места внутри поля, отбирать ее у соперника, передавать или перебрасывать партнерам по команде, отпускать, принимать тушу под ноги, держать сбоку или между ног коня, помогать партнерам доскакать с тушей и бросить ее в ворота соперника. При падении всадника или лошади игру останавливают и возобновляют после устранения причины остановки. При нарушении игроками боковой линии объявляется аут.

Во время соревнования запрещается поднимать лошадь на дыбы, с разгона бить грудью своей лошади коня соперника, держать за повод, снимать уздечку, хватать за руки или за пояс соперника, наносить удары рукой, ногой, стременами, камчой и поводьями другим всадникам и лошадям, привязывать тушу к седлу, ставить свою лошадь поперек скачущему, кричать или вступать в разговоры, продолжать борьбу после того, как туша заброшена в ворота соперника.

По правилам кок-бору в игре участвуют только жеребцы и кони, для туши выбирают только козла (козу нельзя). Кок-бору — жесткая спортивная игра, она требует немалой силы и сноровки от спортсменов, потому средний возраст участников официальных соревнований — около 20 лет.

По окончании игры мясо козла, служившего основным объектом игры, съедают, приготовив из него что-либо, например куурдак. По некоторым местным поверьям, мясо этого козла обладает целебными свойствами, помогает от бесплодия. Считается, что среди тысяч рук, притронувшихся к туше, могла быть рука святого человека, что и наделяет ее магическими качествами.

В некоторых странах Средней Азии соревнования по кок-бору активно поддерживаются на местном и государственном уровнях. Так, в Кыргызстане многие конные виды спорта дотируются из государственного бюджета и, по некоторым данным, только на кок-бору выделяется больше миллиона долларов. Кроме этого, кєк-бєрї, как и некоторые другие этнические виды спорта, включена в программу Всемирных игр кочевников.

В ираноязычных странах разновидность этой игры называется бузкаши, а Европе существует близкий по смыслу вид спорта хорсбол (англ. horseball), как и в Южной Америке — пато (англ. Pato).
В повести Чингиза Айтматова «Прощай, Гульсары!» главный герой Танабай и его конь по имени Гульсары (Лютик) участвуют в кок-бору. Писатель сравнивает козлодрание с конным футболом, в котором роль мяча играет обезглавленная туша козла. Вот цитата из айтматовской повести:

«Со всех сторон кинулись к нему всадники, столпились, пытаясь подхватить тушу с земли. Но в давке сделать это было не так просто. Кони ошалело крутились, кусались, ощерив зубы… Как стаи быстрокрылых птиц, падающих на лету с крыла на крыло, носились по широкой степи убегающие и догоняющие их орды всадников. В воздухе клубилась пыль, звенели голоса. Кто-то падал вместе с конем. Кто-то летел через голову, кто-то, прихрамывая, догонял свою лошадь, но все до единого были охвачены восторгом и страстью состязания. В игре никто не в ответе. У риска и бесстрашия одна мать…»

По этой популярной повести сняты художественные фильмы «Бег иноходца» (в 1968 году российским режиссером Сергеем Урусевским) и «Прощай, Гульсары!» (в 2008 году казахским режиссером-постановщиком Ардаком Омуркуловым).

Александр ШЕПЕЛЕНКО.
Фото Игоря САПОЖНИКОВА.






Добавить комментарий