Main Menu

Почему мы не богаты? Размышляем вместе с экспертами

Основной капитал любой нации — ее люди, их профессионализм, креативность, умение брать ответственность за судьбу страны на себя. Если поручить какое-либо дело разным людям, выполнят они его по-разному, в зависимости от способностей и навыков. «Кадры решают все» — этот лозунг советских времен остается актуальным до сих пор. Хотя в Кыргызстане и не открыли индустриальные парки, нет территорий, отданных под высокие технологии, о которых не устаем говорить два десятилетия подряд, наша молодежь может смело гордиться созданием IT-программ, их с удовольствием приобретают и в России, и в Украине, а также в других странах Содружества Независимых Государств.

Современный бизнес, который требует не денежных вложений, только наличие интеллекта. Правительство создало условия для талантливых IT-бизнесменов, оградило их от излишнего вмешательства государственных и муниципальных чиновников, проверяющих контролеров в работу молодых энтузиастов. В результате большинство фирм вышли из подполья, работают на свету, уплачивая все налоги, расширяя год от года свою деятельность.

— В ближайшие пять лет перед Кыргызстаном стоит задача по восстановлению темпов экономического роста, модернизации секторов экономики, развития регионов, решения энергетических, инфраструктурных проблем для устойчивого социально-экономического развития страны, —

напомнили сотрудники Министерства экономики. На фоне ограниченности бюджетных средств, для того чтобы достигнуть целей, поставленных Национальной стратегией устойчивого развития страны, остро стоит задача применения со стороны правительства превентивных мер по заложению основ успешного развития Кыргызстана.

Один из наиболее эффективных инструментов — принятие закона государственно-частного партнерства. Это новый вектор взаимоотношений между правительством и частным сектором, основанный на взаимном доверии и поддержке. Так работает весь мир, а наша страна только набирает в этом направлении обороты. Но тем не менее кое-какие успехи воплощения проектов ГЧП в жизнь уже есть.

Так, за период с 2013 года по декабрь 2015-го из 77 крупных национальных проектов завершена реализация 17 на общую сумму 692,3 млн. долларов, или 22% от общего количества проектов.
В агропромышленном комплексе воплощены 5 проектов по обеспечению продовольственной безопасности и повышению конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции.

На юге вступил в строй завод по производству минеральных удобрений, создано 14 семеноводческих хозяйств, по два в каждой области, закуплено оборудование для пунктов искусственного осеменения крупного рогатого скота.

Крестьяне и фермеры посредством финансовой аренды — лизинга — приобрели свыше 225 единиц сельскохозяйственной техники (в основном тракторов). Благодаря проекту государственно-частного партнерства частично решены проблемы нехватки поливной воды в густонаселенных районах, реабилитирована оросительная система — канал Беш-Батман в Ренжитской долине Аксыйского района Джалал-Абадской области.

Что касается энергетики, то за счет внешних финансовых поступлений завершены 5 проектов общей стоимостью свыше $564 млн., усиливающие надежность высоковольтных линий электропередачи, в связи с чем вырос экспортный потенциал республики в энергетической отрасли.

В Баткенской и Джалал-Абадской областях успешно завершился проект «Модернизация линий электропередачи на юге Кыргызстана», освоенная стоимость составила $208 млн.

Ждет инвесторов Кара-Кечинская тепловая электростанция, технико-экономическая документация уже есть.

Что касается Бишкека, то здесь новые высоковольтная линия электропередачи и подстанция появились в жилмассиве «Ак-Ордо».

В сфере транспорта и коммуникаций завершены пять проектов. Благодаря им, в профильном министерстве приобрели современную автодорожную технику, обновили национальную систему воздушного сообщения, в том числе международный аэропорт в Тамчи.

В нынешнем году продолжается реализация 47 национальных проектов. Не начаты работы в горнорудном производстве, а также в перерабатывающей промышленности и в строительстве логистических центров. Там ждут прямых инвестиций.

Практика показала, что для успешной реализации ГЧП-инициатив прежде всего необходимо расширение осведомленности о выгодах применения такого механизма среди представителей линейных министерств, МСУ и бизнес-сообществ. В связи с чем центры регионального роста намечается создать в Оше, Баткене, Караколе и Таласе.

Они призваны удовлетворять экономические, образовательные, медицинские и культурные потребности местного населения.

По намерению кабмина, в ближайшем будущем областные центры должны стать социально-экономическими столицами окрестных территорий. Исчезнут наконец надоевшие всем диспропорции в промышленном развитии регионов, ведь не секрет, что на периферии основные производственные фонды более изношены, чем в Бишкеке. Из-за несовершенства межбюджетных отношений страдают сельчане. А города — точки роста потянут за собой развитие не только прилегающих к ним территорий, но и соседние, трансграничные экономики.

Жизнь большинства кыргызстанцев протекает в малых городах и селах, дальнейшая судьба наших земляков во многом зависит от созданных благоприятных условий для прихода инвесторов, открытия сервисных компаний.

Галина ЛУНЕВА.






Добавить комментарий