Main Menu

«Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут…»

Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут…

Или о том, как сбывается давний прогноз Киплинга

Прошедшая неделя наверняка войдет в историю как некий поворотный момент в развитии человечества — когда британцы приняли для себя решение выйти из состава Евросоюза, в Узбекистане лидеры стран — участниц Шанхайской организации сотрудничества провозгласили курс на создание зоны свободной торговли с охватом практически половины населения планеты…

ШОС РАСШИРЯЕТСЯ

Прежде всего, результатом узбекского саммита — юбилейного, пятнадцатого — стало решение о завершении в будущем году процедуры присоединения к ШОС Индии и Пакистана. Перед отлетом из Ташкента Президент России Владимир Путин заявил журналистам, что с этого момента организация приобретает другое звучание, иной вес, потому что объединяет в своих рядах половину населения планеты.

До сих пор интересы ШОС фокусировались в основном на вопросах безопасности. Но в Ташкенте Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил не то чтобы сменить вектор, но расширить его, включив и экономическую составляющую, которая, по мнению казахского лидера, может стать более значимой, поскольку на данный альянс приходится пятая часть мирового ВВП:

«Углубление торгово-экономического и финансово-инвестиционного сотрудничества обеспечит необходимые условия для создания в перспективе зоны свободной торговли в рамках ШОС», —

заявил он. В этом контексте также была поддержана и китайская инициатива создания Экономического пояса Шелкового пути, направленная на решение тех же задач.

Кстати, кроме лидеров «Шанхайской шестерки» в Ташкент прибыли и руководители стран, имеющих давнее намерение более тесного сотрудничества с ШОС, — Афганистана, Беларуси, Туркмении и Монголии. Эксперты считают, что вступление этих государств в данный альянс не за горами. Кроме того, на саммите Путин заявил, что не видит препятствий для принятия в членство и давно стремящегося в ШОС Ирана, ведь с него сняты международные санкции. Правда, лидер КНР Си Цзиньпин предложил «внимательнее рассмотреть заявку Тегерана».

КЫРГЫЗСТАН ПРЕДЛАГАЕТ

В своем выступлении на саммите ШОС Президент Алмазбек Атамбаев акцентировал, что в принятой декларации отражено стремление всех участников альянса не жалеть усилий для продвижения и углубления всестороннего сотрудничества:

«В декларации еще раз подтверждена наша общая преемственность принципам Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств ШОС от 2007 года. Кыргызская сторона считает, что на фоне нарастания факторов нестабильности и усиления террористических и экстремистских группировок актуальность укрепления сотрудничества, доверия в приграничных районах и превращения общих границ в границы мира и дружбы сегодня в регионе еще больше возросла», —

подчеркнул он.

Кроме того, в связи с нарастающей террористической угрозой со стороны ИГИЛ Атамбаев предложил сфокусировать усилия ШОС и на борьбе с идеологией экстремизма:

«Мы разделяем обеспокоенность наших соседей по региону. Мы заинтересованы в мирном и стабильном Афганистане. И считаем, что политическое урегулирование должно вестись всеми сторонами при координирующей роли ООН. При этом и ШОС также должна принимать активное участие в процессе выработки мер по урегулированию ситуации в Афганистане», —

подчеркнул глава нашей страны.

Коснулся А. Атамбаев и экономической составляющей, предложив обратить пристальное внимание на обеспечение финансового сопровождения проектной деятельности объединения и оперативное создание фонда развития и банка развития ШОС. По утверждению главы государства, эти финансовые структуры без сомнений ускорят развитие и углубление экономических связей между странами-участницами:

«Хочу напомнить, что для Кыргызстана имеет принципиальное значение размещение головного офиса банка развития ШОС в Бишкеке», —

заметил он.

Глава Кыргызстана также сообщил коллегам по альянсу о важности для страны реализации китайской инициативы по созданию экономического пояса Шелкового пути, в контексте которой необходимо ускорение проектирования и строительства железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан. Ну и конечно же, А. Атамбаев пригласил всех участников саммита на II Всемирные игры кочевников, проведение которых планируется в сентябре на Иссык-Куле, так как культурное и гуманитарное сотрудничество всегда было и остается важнейшей сферой взаимодействия стран — членов ШОС.

ЕВРОПЕЙСКИЙ РАЗВОД

Пока азиатский альянс демонстрировал миру оптимизм и консолидацию, в Европе разворачивались события с обратной драматургией — так долго навязываемый народу Великобритании референдум на предмет выхода из состава Евросоюза набирал силу. Его инициатор — премьер-министр Дэвид Кэмерон, — похоже, был уверен в благополучном исходе плебисцита и своем премьерском будущем. Еще в феврале он объявил миру о его проведении. А до этого согласовал с Брюсселем обновленные условия членства Великобритании в этом интеграционном объединении и призвал соотечественников высказаться за сохранение членства страны в ЕС.

Кстати, большая часть британских политиков и известных медийных персон действительно отдала голоса за ЕС. В их числе — два бывших премьер-министра — Тони Блэр и Джон Мейджор, футболист Дэвид Бэкхем и писательница Джоан Роулинг, актеры Бенедикт Камбербэтч и Хелена Бонэм Картер, певец Элтон Джон и телеведущий Джереми Кларксон… Наконец, остаться в составе ЕС британцев призывали руководители альянса и лидеры многих европейских стран, в том числе и Президент США Барак Обама.

Впрочем, лагерь агитаторов за Brexit, во главе с бывшим мэром британской столицы Борисом Джонсоном, также состоял из весьма известных британцев: их, среди прочих, поддержали актеры Майкл Кейн и Джон Клиз, бывший футболист «Арсенала» Сол Кэмпбелл и солист группы The Who Роджер Долтри. В рядах евроскептиков оказались и некоторые члены правительства и депутаты парламента. В их числе — министр юстиции Майкл Гоув. И участник президентской гонки в США республиканец Дональд Трамп призвал британцев голосовать за расставание с Евросоюзом.
Результат мы уже знаем: сторонники «развода с ЕС» набрали 51,9% голосов при явке, составившей более 72%. А это значит, что участие в референдуме приняло 33,5 миллиона британцев и сегодня страна разделена на два практически равных лагеря…

Вопрос, на который дали свой ответ подданные Елизаветы II, звучал так: «Должно ли Соединенное Королевство остаться членом Европейского союза или должно покинуть Европейский союз?»

Принять участие в референдуме смогли проживающие в Великобритании британцы, ирландцы и граждане Содружества, а также англичане, проживающие за пределами страны. Сегодня уже очевидно, что за выход из ЕС более всего голосов поступило из английских Бостона (75,6%), Саут-Холланда (73,6%) и Касл-Пойнта (72,7%). Против расставания с ЕС активнее всех голосовали жители Гибралтара (95,9%)…

Лидер Партии независимости Соединенного Королевства (UKIP) Найджел Фараж сразу же поблагодарил сторонников выхода Британии из ЕС за победу на референдуме:

«Мы вернули нашу страну. Мечта о начале независимого Соединенного Королевства стала осуществимой. Спасибо всем вам», —

написал он в Твиттере.

ПОЧЕМУ ТАК ВЫШЛО?

Часы на Биг-Бене показывали 4.45 утра 24 июня, когда Би-Би-Си объявила о победе сторонников выхода из ЕС. Цена британского фунта скатилась вниз. Финансовые рынки пытались абсорбировать новость из Лондона.

Сейчас всех волнует только один вопрос: ждет ли ЕС «эффект домино»? Британия стала первой из 28 стран — членов ЕС, покинувшая блок, так и не справившись с последствиями финансового кризиса 2008 года и последовавших за ним экономических потрясений, массированным наплывом мигрантов и противостоянием с Россией. Британия — вторая после Германии экономика ЕС, ядерная держава, постоянный член совета безопасности ООН, имеющая «особые отношения» с Вашингтоном.

Потеря этой страны — оглушительный удар по Евросоюзу, и так находящемуся под гнетом высокой безработицы, миграционного кризиса, греческого долга и украинского конфликта. Все это дает экспертам право заявлять, что «эффект домино» неизбежен. И первым эту неизбежность предрекает известный филантроп и главный инвестор всех цветных революций Джордж Сорос. А поскольку ему прочат и лидерство в некоем теневом кабинете мировых управленцев, то с этим мнением нельзя не считаться.

Анализируя основные мотивы, приведшие к подобному исходу, в числе первых называется миграционная проблема. В этом есть доля истины — только в прошлом году более 330 тысяч иностранцев осели в пределах Королевства. Премьер Кэмерон, несмотря на твердые уверения, так и не нашел эффективных мер для остановки или хотя бы лимитирования этого нашествия, воспринимаемого чопорными британцами как оскорбление национальной идентичности. К тому же мигранты оказали существенное влияние на традиционное школьное образование, бытовые привычки, здравоохранение. По мнению социологов, сегодня 85% англичан охвачено национализмом, ностальгией по былой культурной исключительности Британии. Они-то и решили исход голосования, уверенные, что страна станет более могущественной и успешной вне рамок Евросоюза.

Тем не менее премьер Кэмерон ожидал победы, считая, что если в пользу этого настроены экономические эксперты, Президент США Обама, европейские союзники и большой бизнес, то успех неизбежен. Но, как это часто бывает на референдумах, главную роль сыграли политические настроения, а они были весьма опасными для английского премьера.

Кроме того, и это тоже было вполне ожидаемо, позиция Кэмерона ослаблялась поведением нового лидера лейбористской партии Джереми Корбина. Он — представитель наиболее традиционного и «твердого» левого фланга партии. То, что его избрали руководителем лейбористской партии после разгромного поражения в мае 2015 года, оказалось всеобщей сенсацией. Корбин голосовал в свое время против участия Англии в Европейском экономическом сообществе. Это было на референдуме в 1975 году. На сей раз он заявил, что вместе с партией поддержит продолжение членства Британии в ЕС. Однако не проявил никакого желания поддержать премьера Кэмерона, своего политического соперника. Более того, он прямо заявил, что не является «большим фанатом Европейского союза».
Правые партии в ряде стран ЕС уже объявили о намерении провести подобные референдумы в своих странах. И первыми в этом ряду называются Греция, Швеция, Франция, Венгрия…

ЧТО ДАЛЬШЕ?

Эксперты сходятся во мнении, что сейчас очень трудно и практически невозможно прогнозировать, что станет с Англией, Европейским союзом, НАТО уже через год. Одно безусловно: все эти «три кита», на которых зиждется западная система, окажутся существенно ослабленными и не смогут соответствовать требованиям сегодняшнего дня. Особенно на фоне укрупнения и усиления азиатского интеграционного союза — Шанхайской организации сотрудничества.

Пока же сторонники ЕС пытаются любыми путями завуалировать итоги референдума. От признания их недействительными до требования переголосования. А первый министр Шотландии Никола Стерджен заявила, что шотландский парламент может наложить вето на решение британцев выйти из состава ЕС. Она уверяет, что будет добиваться этого, чтобы «защитить свой народ от негативных последствий брексита»:

«Шотландия ясно и решительно проголосовала за то, чтобы остаться частью Евросоюза», —

подчеркнула она. Странно, ведь ранее Н. Стерджен неоднократно заявляла, что брексит может стать предлогом для проведения второго референдума о независимости ее страны. И вполне возможно, что через время это станет реальностью.

Но дальше всех пошел депутат парламента от оппозиционной лейбористской партии Дэвид Ламми, призвавший коллег просто отменить итоги референдума. Он напомнил, что референдумы в стране носят консультативный характер и их итоги не имеют обязательной силы. Поэтому он предложил вынести вопрос о членстве Великобритании в ЕС на заседание парламента, что в корне изменит ситуацию:

«Проснитесь. Мы можем остановить это сумасшествие и положить конец этому кошмару через голосование в парламенте», —

написал он в Twitter.

Что касается Берлина и Парижа, то их поведение сейчас напоминает реакцию обиженных, намеренных «наказать» британцев за то, что те решились покинуть европейскую семью:

«Мы не можем оставаться в неопределенной ситуации. Выход Британии из ЕС должен быть реализован быстро», —

высказался за всех министр финансов Франции Мишель Сапен. Столь же категорично настроен и глава республиканской партии, экс-президент Франции Николя Саркози, обратившийся к лидерам стран ЕС с предложением не сокрушаться по поводу решения Великобритании, а «заняться своей судьбой». Более того, он считает, что именно сейчас ЕС нуждается в реформах и первым пунктом называет необходимость оградиться от неграждан Евросоюза. Кроме того, лидер французской оппозиции достаточно жестко высказался и в отношении членства Турции в ЕС:

«Турции не место в Евросоюзе, и пора ей об этом четко сказать», —

заявил Саркози.

Совершенно иначе отреагировали на ситуацию в Поднебесной. Премьер Китая Ли Кэцян на Всемирном экономическом форуме в Тяньцзине, который еще называют «летним Давосом», заявил, что выход Британии из ЕС усилит нестабильность в мировой экономике:

«Все вызовы страны должны преодолевать сообща, способствуя восстановлению темпов роста как отдельных экономик, так и мировой экономики в целом», —

подчеркнул он.

Как бы то ни было, Британия — опять остров. Референдум восстановил «английский канал», вновь отделивший страну от континентальной Европы. Станет ли он буфером от многочисленных европейских рисков? Или британская экономика, уходя в пучину, породит катастрофическое цунами, способное уничтожить Евросоюз? Время даст ответы на эти непростые вопросы. Нам остается только ждать. В том числе и позитивных перемен в экономиках стран ШОС — хочется верить, что расширение интеграции укрепит их и оградит нас от потенциальной опасности, угрожающей в случае развала Евросоюза.

Татьяна ПОПОВА.






Добавить комментарий