Main Menu

Зеленые ветви Пекина

Пекин, Секретариат ШОС: заместитель генерального секретаря ШОС, бывший посол Китая в Кыргызстане г-н Ван Кайвэнь знакомит журналистов с Бишкекским залом

Сегодня, примерно в 15.00 по ташкентскому времени, должно стать известно о сюрпризе, приготовленном Шанхайской организацией сотрудничества к своему юбилейному, 15-му,  саммиту, который сейчас завершает работу в столице Узбекистана. Об этом нам, группе журналистов, приглашенных в Китай накануне юбилейного саммита, сообщил в Пекине 10 дней назад генеральный секретарь ШОС Рашид Алимов. Каким будет сюрприз? (на фото: Пекин, Секретариат ШОС — заместитель генерального секретаря ШОС, бывший посол Китая в Кыргызстане г-н Ван Кайвэнь знакомит журналистов с Бишкекским залом ).

В Китай нас пригласил Комитет ШОС по добрососедству, дружбе и сотрудничеству, созданный в этой стране три года назад по инициативе тогдашнего председателя КНР Ху Цзиньтао. Идея заключалась в том, что нужно всемерно расширять связи между странами — участницами организации, больше узнавать друг о друге, ездить в гости, путешествовать, вместе делать добрые дела и тем самым содействовать миру и развитию евроазиатского региона. В сентябре 2013 года на саммите глав — государств ШОС в Бишкеке новый руководитель Китая Си Цзиньпин объявил, что его страна сдержала слово — создала комитет по сотрудничеству, и призвал последовать этому примеру и другие государства ШОС. Однако пока комитет существует только в Китае. Штат его небольшой — всего три человека, которых тщательно отобрали по конкурсу (среди обязательных условий — знание русского языка, причем конкурсанты не только сдавали экзамен по грамматике, но и писали творческое сочинение).

Генеральный секретарь ШОС Р. Алимов на встрече с журналистами
Генеральный секретарь ШОС Р. Алимов на встрече с журналистами

Несмотря на недолгую историю, комитет организовал приезд в Китай уже нескольких делегаций. Наша — самая многочисленная, состоит из представителей СМИ не только государств — членов ШОС, но и стран-наблюдателей, а также партнеров по диалогу. Сегодня и первых, и вторых, и третьих — по шесть: государства-члены — Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан; наблюдатели — Афганистан, Беларусь, Индия, Иран, Монголия, Пакистан; партнеры по диалогу — Азербайджан, Армения, Камбоджа, Непал, Турция, Шри-Ланка. В скором времени конструкция должна измениться в связи с тем, что идет процесс приема Индии и Пакистана в полноправные члены. Тем не менее цифра «шесть», означающая число учредителей, наверное, всегда будет иметь символическое значение — не случайно на зеленых ветвях, изображенных на гербе ШОС, по шесть рядов листьев, и принципов, на которых построен союз, тоже шесть. Напомню их: взаимное доверие, взаимовыгода, равенство, консультации, уважение к многообразию культур, стремление к совместному развитию.

Китай прочно усвоил истину, что к богатству нужно идти не через войны, а прокладывая дороги между государствами. Здесь очень трепетно относятся к тому, что ШОС 15 лет назад была создана именно в их стране, поэтому и Секретариат организации — постоянно действующая структура — находится в Пекине. Китай бесплатно предоставил ему помещение, поскольку является страной пребывания. Небольшое, выдержанное в строгих формах и одновременно уютное здание находится в нескольких минутах езды от нашего отеля, в районе правительственных, международных и посольских учреждений — это видно по фигурам военных в форме светло-защитного цвета, охраняющих объекты, вытянув руки по швам.

Хартия ШОС
Хартия ШОС

Во дворе секретариата — так называемая лужайка ШОС, на ней лидер каждого из шести государств в свое время посадил ель — деревья уже вымахали выше человеческого роста. На крыльце встречает знакомое лицо — г-н Ван Кайвэнь, великолепно говорящий на русском. Несколько лет назад он работал послом КНР в Кыргызстане, сейчас — заместитель генерального секретаря ШОС. О нашей стране сохранил добрые воспоминания — говорит, что она дружелюбная и гостеприимная. Сразу за порогом здания находится зал Хартии ШОС — документа, подписанного президентами «шестерки» на второй год после рождения организации в Санкт-Петербурге. Объемная книга раскрыта на странице, где они поставили подписи. «Изюминка» здания в том, что каждая страна-учредитель создала свой зал, назвав его по имени столицы. Бишкекский, кроме картин на войлоке, примечателен мебелью из орехового капа.

Третий секретарь Департамента Восточной Европы и Центральной Азии МИД Китая Тань Лу (справа) и сотрудница Китайского комитета ШОС по добрососедству, дружбе и сотрудничеству У Мэньин в здании Shanghai Media Group в Шанхае, куда наша делегация вместе с организаторами последовала из Пекина
Третий секретарь Департамента Восточной Европы и Центральной Азии МИД Китая Тань Лу (справа) и сотрудница Китайского комитета ШОС по добрососедству, дружбе и сотрудничеству У Мэньин в здании Shanghai Media Group в Шанхае, куда наша делегация вместе с организаторами последовала из Пекина

Московский и Пекинский залы находятся рядом. Московский говорит о своем происхождении только изображением кремлевских башен на потолке. В этом зале и дает нам интервью генеральный секретарь ШОС. Должность, как известно, переходящая, сейчас ее занимает представитель Таджикистана — бывший министр иностранных дел этой страны Рашид Алимов. По его словам, с учетом того что еще пять стран подали заявки на получение статуса партнеров по диалогу (начальная ступень вступления в организацию), ШОС является сегодня самой популярной организацией. Возможно, в ближайшей перспективе появятся еще желающие. Страны, подавшие заявку, Алимов перечислять не стал, сославшись на то, что их документы находятся на стадии рассмотрения. Сказал только, что одна из них из Восточной Европы, еще одна — из Юго-Восточной Азии.

На вопрос: не существует ли риска, что Индия и Пакистан перенесут свои многолетние территориальные споры на арену ШОС? — Алимов ответил: по уставу каждая страна, претендующая на членство, должна принять все документы ШОС, таковых более 30, и одним из главных является Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве (подписанный, кстати, у нас в Бишкеке в 2007 году). Индия и Пакистан — страны с богатейшей историей и культурой, в течение нескольких лет они являлись наблюдателями ШОС, их вступление — осознанное решение. Обе полностью разделяют ценности, заложенные в хартии, занимают очень дружественную позицию по отношению к странам-учредителям, нет никакого сомнения в том, что ШОС выиграет от их участия так же, как выиграют они сами.

В Ташкентском зале
В Ташкентском зале

Будет ли ШОС более эффективным образованием, нежели Евросоюз, в котором Европа разочаровалась? Рашид Алимов счел это сравнение некорректным. «Во-первых, мы не сравниваем себя ни с каким объединением, — сказал он. — Мы идем своим путем, у нас своя история развития и кристаллизации. Во-вторых, мы не стремимся к большому количеству. Для нас главное — обеспечить стабильность и безопасность на своем пространстве, экономический рост и процветание. Одно из важнейших направлений сотрудничества — борьба с терроризмом. Не случайно первым документом, принятым в Шанхае в 2001 году, стала конвенция о противодействии трем силам зла — терроризму, сепаратизму и экстремизму. ШОС первая договорилась о формулировке терроризма».

Нет ли у дипломатов чувства профессиональной досады от того, что они не смогли предотвратить уничтожение бойцами ИГИЛ сокровищ человеческой цивилизации на Востоке — памятников Пальмиры в Сирии, храмов в Ираке? Сожалеть поздно, сказал Алимов, надо действовать. Россия продемонстрировала, как это нужно делать. Есть надежда, что совместными действиями зло будет выкорчевано.

«…Конечно, хочется, чтобы все решалось быстро. Но так не получается. Мы очень надеемся, что нам удастся сделать мир предсказуемым и более светлым. Ожидания завышенные, и это хорошо. Мы будем поднимать и поднимать планку. Да, ошибок не избежать, но мы их не боимся», — сказал Рашид Алимов в завершение и призвал журналистов быть вместе с ШОС в этом процессе.

Кифаят АСКЕРОВА.
Фото автора.
Бишкек — Пекин.






Добавить комментарий