Main Menu

Компетентность стоит дорого,

Нурханбек МОМУНАЛИЕВ, директор Государственной кадровой службы Кыргызской Республики

но некомпетентность в конечном итоге обходится государству значительно дороже

В преддверии профессионального праздника директор Государственной кадровой службы Кыргызской Республики Нурханбек МОМУНАЛИЕВ рассказывает читателям «СК» о современных тенденциях в системе подготовки профессиональных кадров, об особенностях кадровой политики в стране в связи с недавно вступившим в силу Законом «О государственной гражданской службе и муниципальной службе».


— Уважаемый Нурханбек Сакенович! В последнее десятилетие система подготовки кадров в Кыргызстане существенно изменилась как с позиций новой, прогрессивной политики формирования кадров для государственных и муниципальных структур, так и с точки зрения критериев отбора новых сотрудников. Расскажите подробнее, в чем суть перемен?

— Напомню читателям, что Государственная кадровая служба (ГКС) является центральным органом, который осуществляет единую политику страны в сфере государственной и муниципальной службы. В своей работе ГКС руководствуется планом реализации Концепции модернизации государственной и муниципальной служб, утвержденной распоряжением Президента КР от 12 марта 2013 года. В его рамках специалистами ведомства за последние три года разработано более пяти десятков правовых документов, далее утвержденных указами главы государства и постановлениями правительства.
30 мая 2016 года Президентом КР подписан проект интегрированного закона «О государственной гражданской службе и муниципальной службе». С 7 июня т. г. он вступил в законную силу.

— Для чего разработан и принят этот закон? Что в нем нового?

— Во-первых, для повышения эффективности и результативности государственной и муниципальной служб, которые должны работать на благо общества. Во-вторых, необходимость его разработки обусловлена Национальной стратегией устойчивого развития Кыргызстана на 2013-2017 годы. Закон — важный шаг для совершенствования нормативно-правовой базы государственной и муниципальной служб, его цель — формирование профессионально-кадрового состава органов управления, способных качественно, быстро, динамично решать узловые задачи государства по оказанию услуг населению.

Отмечу, что в законе предложен ряд новшеств, направленных на рост эффективности работы государственных и муниципальных чиновников за счет усиления материальных и нематериальных факторов мотивации к труду, в том числе путем предлагаемой ротации перспективных кадров из органов госуправления в органы МСУ и наоборот. К примеру, чиновнику правительства для карьерного роста полезно «понюхать пороху», так сказать, в работе на местах — в регионах, ОМСУ, городах и селах. Это практический опыт работы с людьми.

Справка ГКС. В настоящее время в системе ГКС трудятся 104 сотрудника, из них в центральном аппарате в Бишкеке — 62 человека, а в трех территориальных представительствах (Южном, Центральном и Северном) — 42. По национальному составу 96% составляют представители титульной нации. Женщин в коллективе ГКС — 46%, причем из 11 структурных подразделений они возглавляют пять. По возрастному критерию 50% сотрудников ГКС — молодые люди до 34 лет. Около 60% сотрудников имеют высшее экономическое и юридическое образование, 26 сотрудников обладают двумя дипломами о высшем образовании, а три человека имеют научную степень.

— Повышение качества подготовки кадров — существенная и необходимая часть политики любого государства, ведь от этого зависит результативность действий государства. За последние три года вашим ведомством разработано свыше пятидесяти правовых документов. И еще тридцать вы планируете подготовить. Почему так много?

— Поясню, что из полусотни уже подготовленных нормативно-правовых актов многие отменяют уже устаревшие нормы, а остальные определяют новые правила в кадровой политике. В числе тридцати НПА, которые мы готовим на базе нового закона, — подзаконные акты, которые отменят ряд пока действующих. Например, существенно обновится реестр госслужащих, теперь уравниваются категории должностей государственных и муниципальных чиновников. Готовим положения по карьерному планированию, по обучению чиновников. К примеру, раньше прохождение государственной и муниципальной служб регулировалось временным положением, в том числе по статс-секретарям. Теперь, в частности, повышается их роль в организации. До сих пор должность статс-секретарей приравнивалась к первым заместителям глав ведомств. По новому закону (ст. 8) теперь не допускается работа статс-секретарей в качестве кураторов отраслевых вопросов, они должны заниматься стратегическим планированием, организацией обучения кадров и прохождения госслужбы, повышением квалификации, карьерным планированием.

— А что означает этот последний, свежий термин?

— В прежнем законе о госслужбе все чиновники занимали свои посты через конкурс, но, работая в этой должности, несколько лет не имели права подняться на следующую ступеньку иначе как вновь через участие в конкурсе на более высокую вакансию. К примеру, сотрудник выполняет обязанности начальника отдела, но когда объявляется открытый конкурс на такую вакантную должность, он обязан в числе прочих претендентов подавать документы, и вполне возможно, что выберут не его.

Зачастую приходили другие лица, а сотруднику оставалось обучать их. Сейчас, по новому закону, по итогам карьерного планирования статс-секретарь ежеквартально и по итогам года делает оценку работы чиновника: исключительно, отлично, хорошо, удовлетворительно. Причем на вынесение высшей оценки устанавливается квота 25%, что позволяет избежать субъективного завышения (по знакомству, так сказать). Из массы хороших придется выбирать самых лучших для вынесения им наивысшей оценки. И из тех, кто набрал ряд таких оценок, руководство будет выбирать кандидатуры для повышения их статуса. Тогда при наличии вакансии таких сотрудников могут без конкурса перевести на более высокую должность. Это один из нематериальных стимулов.

— Но не кажется ли вам, что в этой системе оценки качества работы на первый план может выходить субъективная оценка статс-секретарей, которым кто-то больше нравится?

— Нет. Вводится система шифрования, оценки качества работы сотрудников без фамилий. Все взято из практики: и раньше пытались оценивать по-разному, но часто срабатывал человеческий фактор, в новой же системе это исключается. Такой шаг крайне важен. Надеемся, что новые нормы помогут в отборе самых лучших кадров, профессионально подготовленных и порядочных людей на государственную и муниципальную службы, а они в свою очередь станут оказывать качественные госуслуги населению. Это касается и культуры поведения служащих, и противодействия коррупции. А тогда и у людей изменится отношение к государственной власти.

— А какие должности относятся к политическим или административным?

— Это хороший вопрос. В прежнем законе это определялось в зависимости от того, кто назначал на должность — глава страны, премьер, спикер парламента. И часто случалось так, что человек, не обладая необходимыми качествами, занимал политическую должность. В новом законе есть четкое определение. К политическим относятся должности, занимая которые, чиновник имеет право принимать политико-определяющие решения, — министр, председатель, глава района и т. д. А все остальные — замминистра, замдиректора, замглавы района — административные должности. Мы встретили значительное сопротивление со стороны именно замов. Пришлось пойти на компромисс — они теперь занимают административные должности, но назначаться будут в особом порядке. В районах же акимов по-прежнему назначает премьер, но только при наличии необходимых квалификационных требований, включая опыт, стаж работы на должности и т. д.

Немаловажно, что в новом законе выравниваются категории государственных и муниципальных служащих. Раньше от кандидатов на ряд постов требовали стаж один год на госслужбе или три года в МСУ. Сейчас требование — один год там или там. Есть и возможность ротации государственных и муниципальных чиновников. И оплата труда за одинаковую нагрузку в принципе станет одинаковой для всех категорий сотрудников госорганов и муниципальных структур.

— А какие еще из планируемых 30 подзаконных актов вы создаете?

— Организованы четыре рабочие группы по направлениям, определенным в новом законе, сейчас они интенсивно вырабатывают, выковывают нужные НПА, начиная от реестров и заканчивая кодексом этики. Предусмотрено приведение всех подзаконных актов в течение полугода в соответствие с требованиями нового закона о госслужбе.

— Очень интересно! Расскажите про кодекс этики подробнее.

— Пока создатели еще не представили его окончательный вариант, но он будет работать. И раньше такой кодекс создавали, но рекомендательного характера. Теперь же определена и мера наказания за нарушения — неподачу декларации о доходах и расходах, коррупционные проявления, нарушение норм поведения и многое другое. Разработчики позже предоставят кодекс этики на суд общественности Кыргызстана.

— Поговорим о популярной в нашей стране долгие годы системе оценки работы чиновников — регулярных аттестациях. Теперь их отменят совсем?

— Система аттестации во многом не оправдала себя. Не говоря о ежегодных (или раз в три года) стрессах, проверка знаний в ходе тестирования не всегда показывала точный результат. Зачастую аттестацию использовали для избавления от неугодных. В новом же законе вообще нет такого понятия, а есть ежегодная оценка, о чем я уже говорил выше, — ежеквартальная и потом обобщающая, по итогам года. Цель ее — определить вклад работника, выявить недостатки в его работе. И если они есть, то это основание для дополнительного обучения, повышения квалификации. Закон предписывает обязательное обучение чиновников не реже раза в три года. А тех, кто идет на повышение, обучают три месяца обязательно. Приведу пример: сотрудник грамотный, но ленив. Аттестацию он проходит хорошо. А другой работает «на износ», но у него не хватает теоретических знаний. В советское время часто в кадровой службе приводили пример такого нонсенса: водитель-дальнобойщик, шофер высокой квалификации и с 20-летним стажем, нарушил правила, за что его заставили пересдавать в ГАИ экзамен на водительские права, и он не сдал теорию. Зато рядом девушка, которая ездить не умела, сдала теорию на «5». Но кто же профессионал из них? Поэтому мы и ввели понятие оценки, в результате чего сотрудника можно рекомендовать на повышение должности.

— А кто организует обучение?

— Ответственные за обучение — статс-секретари или руководители аппаратов. Они формируют персонал. Мы обобщаем их заказы, как единый государственный заказчик. Обучение проводится выигравшими тендер на проведение курсов вузами или другими структурами. На юге недавно тендер выиграл ОшГУ, а в Бишкеке — флагман в этой сфере и наш партнер Академия госуправления при Президенте КР.

— Кто помогал вашему ведомству готовить закон? Привлекались ли местные или только международные эксперты (причем за весьма значительную плату)?

— Зачастую в текучке наши специалисты не могут или не успевают создавать стратегические документы, в результате приходится, подчеркиваю это, привлекать независимых отечественных и международных экспертов (к примеру, это Александр Кашкарев, директор программы ПРООН, Айнура Капарова, координатор ПРООН, Асылбек Чекиров, Нурдин Кумушбеков — эксперты Института политики развития и т. д. Кроме того, есть и партнеры по развитию, мы обращаемся к ним, они отслеживают деятельность госструктур, выявляют проблемы, пишут проекты. А донорские организации по согласованию с головными офисами выделяют средства и подыскивают экспертов, которые вместе с нами в рабочих группах создают законопроекты и иные нормы. В результате такого сотрудничества появляются творческие тандемы и качественные документы. В частности, такие результаты у нас имеются по госуслугам.


Поздравляю государственных служащих республики с профессиональным праздником! Я считаю, что служить стране — это чрезвычайно важная и престижная миссия, которая приносит чувство удовлетворенности и счастья от осознания причастности к процессам развития государства. Желаю всем крепкого здоровья, вдохновения, успехов и неисчерпаемой энергии для реализации ваших замыслов в благородном деле служения народу, а также достижения больших профессиональных высот, неиссякаемого энтузиазма во имя устойчивого развития, стабильности и процветания нашего прекрасного Кыргызстана!

Нурханбек МОМУНАЛИЕВ,
директор Государственной кадровой службы Кыргызской Республики.


Беседовала Елена МЕШКОВА.
Фото предоставлено пресс-службой ГКС.



« (Previous News)



Добавить комментарий