Main Menu

Не владеющим языком запретят изучать кыргызскую литературу?

Отдельные персоны и персонажи этот текст авторства профессора Кацева, возможно, не осилят. Вероятней всего, как раз те, о ком идет речь. Не осилят и не поймут. Но, как всегда, промолчать автор не смог, потому что сегодня это касается литературы, завтра — всех, кто к высокому слогу имеет весьма посредственное отношение. Не предоставить ему место в нашей рубрике мы просто не имели права — свободный доступ…

Чтоб не пропасть поодиночке

Наш народный (?) хурал (те, кто под «ура!» хулит власть, желая ею стать) неудачно объявил поход на всех, кто во власти. Появились сообщения, что он пытался реставрировать свергнутые прошлые режимы. Никто не взглянул окрест… душа… уязвлена (не) стала, как писал Александр Николаевич Радищев, а зря.

Помимо проявивших себя нахуров (народных хуральцев) имеются в достаточном количестве и те, кто, если использовать образность Евгения Евтушенко, «…втайне считают, что временна эта отставка… ночами тоскуют о времени старом… Им, бывшим когда-то опорами, не нравится время…» — простите за обширную цитату, но, как говорят, «из песни слов…».

Она о тех, что (не описка!) спустились с белоснежных вершин «белого дома», как со скалистого Ала-Тоо, что пытались определять магистральные пути развития государства, не неся за это ответственности, подражали в большом и малом Патрону, а перед сменой режима быстро-быстро отказались от своего благодетеля, демагогически клянясь в любви и преданности народу.

Они и сегодня не тонут, а, точнее, всплывают. Слово «патрон» имеет несколько значений, одно из которых предполагает выстрел в спину теми, кто был близок к «трону» и заглядывал в рот правителю.

Они сегодня то пытаются создавать новые партии, то возглавить поход против инородцев, декларируя, например, что не знающий кыргызского языка не может исследовать кыргызскую литературу, такая вот борьба за чистоту кыргызоведения, такие вот дворники науки.

Сегодня, чтобы «достичь своей заветной цели и понравиться» (а это, как пишет Сартр, — параноидальный рисунок личности), разыгрывается беспроигрышная карта: «Ату инородцев!!!».
И невдомек им, тем, кого поразила культурная амнезия, что славу в исследовании кыргызской литературы принесли и инородцы. Кто сравнится с Г. Гачевым в исследовании Ч. Айтматова?! А М. Рудов, Е. Озмитель и другие… современные анализографоманы, получившие в виде охранной грамоты, прошу прощения у женщин, звание «член» с черточкой (с последним не спорю!), пытаются ограничить нацменьшинства. Черносотенная ненависть от своего бессилия (ну не дал Господь ни ума, ни таланта) всегда обращена к люмпентолпе, пропитанной высокомерием и отягощенной комплексами. С возгласами: «Мы займем места инородцев, завладеем их имуществом (сначала второе, затем первое)! Имуществом, может, и завладеют, а места занять — вряд ли. Для этого, кроме рьяности и калпака на голове, надо в голове что-то иметь.

Не пора ли употребить власть и этих «страдальцев» за счастье… отправить в гущу населения на поля и в стада, к тем, кого призывали к трудовым подвигам?!

Пишу не потому, что коснулось это недавно и меня. Не в оправдание, а к сведению: кыргызской литературе, которой мне кое-кто жаждет запретить заниматься, посвятил более сорока работ, от словаря фольклора народов Кыргызстана с говорящим названием «Много наций — один народ» до хрестоматии по кыргызскому языку, написанной студентами и преподавателями кафедры международной журналистики КРСУ, изданной посольством Российской Федерации в нашей республике, переизданной, кстати, Комиссией по государственному языку, а в Интернете «заинтересовавшей более 5 000 пользователей».

“Адам болмок — аста-аста, айбан болмок — бир паста…”.
“Человеком стать — медленно, скотиной стать — один миг”.

Знают ли эту пословицу нардепы, ущемляющие граждан КР по языковому принципу?

Напомним, недавно в парламенте имела место унизительная, надо признать, ситуация, когда парламентарии решили, что имеют право унижать сограждан по принципу знания или незнания того или иного языка, и буквально устроили нескольким министрам проверку на владение кыргызским. Под «лингвистические пушки» нардепов попали, в частности, Эльвира Сариева и Олег Панкратов.

Все чаще вспоминаю Юза Алешковского. Не только потому, что его произведения переполнены ненормативной лексикой. Благодаря Алешковскому студенчество 60-х годов распевало песню: «Товарищ Сталин, вы большой ученый — в языкознанье знаете вы толк». Не догадываетесь, почему сегодня опять вспоминается и автор, и герой песни?!

В тяжелые послевоенные годы, когда пахали на женщинах, озаботился вождь проблемами языкознания, правильно, как наши жоки (жогорку кенешевцы). С экономикой справились (победили), да так, что ее на наших просторах надо долго искать.

Их, борцов за народное счастье, сегодня волнует филология, вернее, ее раздел — практическая лингвистика, а вернее — кыргызоведение, а совсем точно — знание кыргызского языка так называемыми инородцами.

«А давайте проверим, насколько его хорошо знают инородцы-чиновники. На самых вершинах власти и ниже. С них и спросим, глубоко ли они проникли в глубины языка Манаса и Токомбаева…».

Никто в зеркало не видит изъянов своей личности, особенно когда застилает глаза барство власти.
Интересно, когда каждый будет профессионально заниматься порученным делом?! Не делая одолжение, а отрабатывая потраченные на него немалые средства.

Как говорится: «Депутату — депутатово, филологу — филологово». Дайте вы филологам-кыргызоведам апробировать современные методики обучения родному языку на титульной нации. Проверьте тотально все слои общества. И когда будут в стране от края и до края, от Иссык-Куля до Ала-Тоо, взрослые и дети знать не только бытовой, но литературный язык, создайте умные и интересные учебники, разговорники, словари, методики обучения для 80 национальностей, обитающих на наших просторах. Учтите при этом особенности языка каждого из них. Только в таком порядке будет толк. А высокомерное «Не знаешь госязыка — кетсин!!!» рождает ответную реакцию.

Сравните в процентном соотношении, сколько человек каждого из народов, воспринимающих страну как родину, покинули ее пределы? Кыргызы среди других — не на последнем месте. Только ли за заработком они подались? А, может быть, им некомфортно: они не защищены ни в медицине, ни в экономике. Никто не гарантирует счастливое здоровое детство, трудовую жизнь и обеспеченную старость. Вот на это обратили бы внимание те, кто призван безошибочно определять магистральные пути развития государства. А они все ищут провинившегося стрелочника.

Если ты не филолог, занимайся тем, что ты действительно умеешь, а не покрикивай, скрывая собственные проблемы в образовании. Конечно, хорошо, когда, как в песне: «Ап, и тигры у ног моих сели…». Имеются в виду «экзотические» многочисленные народы нашего Отечества.

Плохое знание этнической психологии и самоуверенность в собственной непогрешимости бесплодны. Совсем скоро одни будут думать, что знают кыргызский язык, а другие уверены в своем знании медицины — результат же налицо.

Побойтесь Бога, озаботьтесь судьбой своих детей и прекратите демагогические потуги по поводу языка. Экзаменуйте себя, совершенствуйте речь, а то косноязычие же депутатов, как заметил сатирик, идет от того, что им перед камерами приходится опускать связки между словами в виде ненормативной лексики. Но те, кто это видит, выражается на общедоступном диалекте, как нельзя лучше иллюстрирующем сизифов труд озабоченных.

А вы говорите…

Вот так вот и живем…

А. КАЦЕВ, профессор.






Добавить комментарий