Main Menu

Трудные уроки

Кайрат ОСМОНАЛИЕВ

Семейно-клановое управление, регионализм, системная коррупция и снижение уровня жизни населения привели к недовольству масс и в конечном итоге к свержению 7 апреля 2010 года существовавшего режима. При этом, как и всякая радикальная смена правящего режима, апрельские события вызвали резкое обострение противоречий в системе общественных отношений, активизацию криминала, рейдерские захваты, усиление политической и экономической зависимости республики от иностранных государств, а также деморализацию органов власти, особенно правоохранительных.

Реваншистские попытки отдельных политических сил еще больше усилили сепаратистские и регионалистские настроения в государстве, вызвали многочисленные стихийные митинги и акции протеста противоборствующих сторон за власть. Регионалистские настроения создали предпосылки конфликтных ситуаций на межнациональной основе, что подтверждается событиями в с. Маевка Чуйской области 20 апреля 2010 года и затем в июне на юге республики.

Тогда Кыргызстан пережил пик силовой фазы противостояния противоборствующих сторон за власть. Неправомерные действия и высказывания тогдашнего лидера узбекской диаспоры К. Батырова, бывшего депутата ЖК КР, как на митингах, так и по местному телевидению послужили катализатором трагических межнациональных столкновений на юге республики, сопровождавшихся грабежами, массовыми убийствами, поджогами, полной деморализацией местных властных структур, доминированием криминала, приведшими к многочисленным человеческим жертвам, а также к значительному экономическому и политическому ущербу стране. При этом серьезное дестабилизирующее влияние на общественно-политическую ситуацию в республике и межнациональные отношения после апрельских событий оказал ряд внешних и внутренних факторов.

Извне на эти сферы гражданской жизни в значительной степени повлияли: проблемы во внешнеэкономических и политических взаимоотношениях со стратегическими партнерами республики; преобладание внешних информационных источников в информационном пространстве страны; неэффективность противодействия информационной экспансии СМИ иностранных государств; международные террористические, религиозно-экстремистские и сепаратистские организации и наркотрафик.

В последние годы Кыргызстан оказался на пересечении геополитических и экономических интересов мировых держав. В числе дестабилизирующих факторов надо отметить концентрацию неправительственных, общественных и международных организаций в республике, финансируемых из-за рубежа и ориентированных на «экспорт» образцов западной демократии, не всегда отвечающих интересам национальной безопасности.

К основным внутренним факторам, оказавшим самое непосредственное влияние на неблагоприятное развитие ситуации в июне 2010 года, можно отнести отсутствие конструктивного диалога прежней власти (режима К. Бакиева) с оппозицией; экономические и социальные проблемы, высокий уровень социального расслоения населения, безработицу и коррупцию; обособленность социально-культурного и внутриполитического развития этносов юга республики; слабый пограничный контроль, либеральный режим въезда-выезда; неадекватную государственную стратегию в межнациональной, религиозной сферах, а также в информационной политике; высокий уровень влияния радикального ислама, фундаменталистских и тоталитарных религиозных образований; чрезмерную политизацию общества при низком уровне правовой культуры, наличие правового нигилизма; отсутствие достаточной управляемости вертикали власти; влияние криминала на общественно-политическую ситуацию в республике; применение амнистии, распространившейся в том числе и на осужденных лидеров и сторонников религиозной экстремистской организации «Хизб ут-Тахрир», в результате чего множество осужденных к реальным срокам лишения свободы хизбутовцев оказались на свободе и продолжили экстремистскую деятельность; усиление борьбы за власть на различных уровнях между представителями разнообразных политических образований и регионально-клановых сил.

К неблагоприятному стечению обстоятельств и негативному развитию последующей ситуации привели и иные факторы: отсутствие всестороннего изучения и анализа подлинных причин и условий ошских событий 1990 года, провальность государственной политики в сфере регулирования межнациональных отношений на фоне слабой общей государственной идеологии и патриотического воспитания молодежи в духе интернационализма, патриархальность, обособленность и компактность проживания этносов.

Все вышеуказанные предпосылки и действия в комплексе привели к тому, что 10 июня 2010 года обычный, казалось бы, бытовой инцидент в казино «Кристалл» Оша между представителями кыргызской и узбекской национальностей привел к массовым беспорядкам на межнациональной основе. Предотвратить противоправные действия немногочисленными силами и средствами УВД и УГКНБ КР Оша и Ошской области не представлялось возможным. Дальнейшее стремительное развитие событий привело к гибели сотен людей.

Уроки истории должны учить власть предотвращать столь масштабные и опасные конфликты. С учетом вышеизложенных факторов в качестве превентивных действенных мер перед руководящими и силовыми структурами стоит острая необходимость разработки государственной стратегии в сфере межнациональных и межрелигиозных отношений и формирования межведомственной комиссии по обеспечению информационной безопасности страны. В числе первоочередных задач — усиление контроля реализации Закона КР «О государственном языке» в информационной сфере, выработка единого политического подхода к национальным диаспорам республики, особенно в период подготовки и проведения выборов, референдумов и т. д., усиление информационного влияния национальных СМИ, включая электронные, на юге республики.

Особое внимание следует уделить и дифференцированию кадровой политики, для чего шире практиковать взаимное перемещение руководящих работников госструктур между регионами страны. Для профилактики и пресечения высказываний сепаратистского характера, подстрекательства, направленных на разжигание межнациональной и межрелигиозной розни, ужесточить меры наказания за такие деяния.

Соответствующим государственным структурам безотлагательно надо заняться координированием деятельности диаспор и национально-культурных центров изучения истории и культуры коренной национальности и других национальных диаспор; совместно с заинтересованными структурами разработать программу повышения уровня толерантности и патриотического духа молодежи, организовать межкультурное взаимодействие между школами, вузами, организациями, учреждениями по уменьшению влияния радикального ислама на молодежь, а также инициировать проведение спортивных, общественно-культурных мероприятий и национальных игр с участием национальных команд на местах.

Правильная поведенческая установка, адресованная средствам массовой информации, вести планомерную информационную политику, продолжить разъяснительно-профилактические мероприятия с участием общественности, авторитетов, мусульманских духовников, молодежи и представителей СМИ разных национальностей несомненно приведет к стабилизации обстановки.

Необходимо блокировать и однобокую информацию, направленную на возбуждение межнациональной розни, ее распространение в особенности в работе международных организаций, НПО и гражданского сектора. Для предотвращения конфликтов в будущем активно практиковать и популяризировать практику «народной дипломатии», которая была обычным явлением в советские времена. Начать широкомасштабную работу над формированием национальной идеологии, в которой нацменьшинства в стране должны чувствовать себя под крылом титульной нации, поддерживать и развивать идеологию духовности и мудрости кыргызского народа, для чего привлечь культурную, научную, интеллектуальную общественность республики. Проводить на юге научно-практические конференции, форумы, круглые столы по тематике толерантности, предупреждения конфликтов. Практиковать культурно-массовые миротворческие мероприятия с целью скорейшей психологической реабилитации населения и гармонизации отношений в обществе.

Кыргызстан должен инициировать на постоянной основе конструктивный диалог политических лидеров, деятелей науки и культуры, других слоев гражданского общества всех стран региона ЦА при поддержке международных организаций и других заинтересованных сторон (Россия, США, Китай, страны ЕС, Турция, Индия, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и др.) с целью взаимодействия и тесного сотрудничества во имя стабильности и мира в регионе.

Кайрат ОСМОНАЛИЕВ,
доктор юридических наук, профессор.






Добавить комментарий