Main Menu

Не было ни ущемлений, ни геноцида

Июнь 2010 г. На одной из 45 площадок безопасности, созданных при поддержке ЮНИСЕФ в Ошской и Джалал-Абадской областях вскоре после конфликта. Как сказала тогда журналистам заместитель постоянного представителя ЮНИСЕФ в нашей стране Ража Мсефер Беррада, ребенок не должен видеть ужасов войны, ему следует радоваться и смеяться

С приближением июня поневоле вспоминаешь с содроганием кровавые события шестилетней давности. Сам был свидетелем, видел горе, страдания и гибель людей, разруху, пожары, молю Всевышнего, чтобы трагедия не повторилась.

(На фото: Июнь 2010 г. На одной из 45 площадок безопасности, созданных при поддержке ЮНИСЕФ в Ошской и Джалал-Абадской областях вскоре после конфликта. Как сказала тогда журналистам заместитель постоянного представителя ЮНИСЕФ в нашей стране Ража Мсефер Беррада, ребенок не должен видеть ужасов войны, ему следует радоваться и смеяться).

С точки зрения истории оценку тем событиям давать еще рано — многие еще не оправились от шока и горя. Однако будет большой несправедливостью забыть об июне 2010-го или сделать вид, что ничего не произошло.

Предстоит все глубоко и детально изучить. В первую очередь — ход событий (здесь много неясного), реакцию Временного правительства, мировых СМИ, действия органов местного самоуправления. Почему мы проиграли информационную войну? Кто и когда начал беспорядки? Как у гражданского населения оказалось много оружия, включая бронированный КамАЗ с окошком для стрельбы? Как складывались к июню 2010 г. кыргызско-узбекские отношения и каковы они сейчас (объединяющие и различающие факторы)? Что представляет собой государственная национальная политика и т. д.

10 июня 2011 г. Все люди равны независимо от национальности. Под крышей городского рынка в Джалал-Абаде, где установили поминальные столы,  временно убрав торговые ряды
10 июня 2011 г. Все люди равны независимо от национальности. Под крышей городского рынка в Джалал-Абаде, где установили поминальные столы, временно убрав торговые ряды

Причины и последствия июньских событий изучали многочисленные комиссии — ведомственные, межведомственные, международные… Каждая пришла к собственным заключениям, в которых есть и плюсы, и минусы. Однако большинство комиссий едино в одном: конфликт между гражданами кыргызской и узбекской национальностей в Оше, Ошской и Джалал-Абадской областях спровоцировали реваншистски настроенные лица из окружения свергнутого президента, лидеры сепаратистов, представители как внутреннего, так и внешнего наркобизнеса и так называемые третьи силы.

Более всего в отдельных исследованиях меня возмутили навязывание идеи о том, что одной из причиной столкновения стал тот факт, что узбеки чувствовали себя «неполноценными гражданами», дискриминированным этносом, и тезис, что существовал геноцид по отношению к ним. Я говорю нет и еще раз нет. Не было этого. Более того, два народа испокон веков бок о бок живут, трудятся, имея одну землю — Родину, единые корни, схожие культуры, добрососедские отношения. Государство создало все условия, чтобы не ущемлялось положение братьев-узбеков.

Чтобы не быть голословным, приведу конкретные факты. Ко времени конфликта, например, только в Оше функционировали: Кыргызско-Узбекский университет; Институт узбекского языка и литературы при Ошском государственном университете; Узбекский академический музыкально-драматический театр им. Бабура; Узбекский национально-культурный центр; узбекский областной национально-культурный центр; областная газета «Ош садоси» на узбекском языке; страница на узбекском языке в областной газете «Ош шамы»; узбекские телекомпании “ОшТВ”, “Мезон ТВ”, “ДДД”; телестудия «Гранит» при Кыргызско-Узбекском университете и страница на узбекском языке в газете «Планета дружбы» при этом же университете; альманах «Ош», издававшийся на кыргызском, узбекском и русском языках.

 10 июня 2011 г. На поминальном обеде в память о погибших. Ош, центральная площадь
10 июня 2011 г. На поминальном обеде в память о погибших. Ош, центральная площадь

Другой не менее важный аргумент. К началу 2010 года в Оше функционировали 57 общеобразовательных школ, из них 14 — с кыргызским языком обучения, 14 — с узбекским, девять — с русским, девять — с кыргызско-русским, восьми — с узбекско-русским, одна — с кыргызско-узбекским, две — с кыргызско-русско-узбекским языками обучения.

С 1993-го по 2009 год в Оше из числа учителей средних школ получили звание «Заслуженный учитель Кыргызской Республики» девять человек, из них четверо — кыргызы, трое — узбеки, двое — русские. С 1997-й по 2007 год почетное звание «Заслуженный деятель образования Кыргызской Республики» в городе получили шесть человек, из них трое — кыргызы, двое — узбеки, один — русский. По данным за 2010 год, из 51 директора средних общеобразовательных школ Оша 23 были кыргызами; 22 — узбеками, четверо — русскими, одна — уйгурка, одна — татарка. 40 школ в Кара-Сууйском районе, семь — в Узгенском, 24 в Араванском, 18 — в Ноокатском вели обучение на узбекском языке.

Почти 80% среднего медицинского персонала и почти 50% врачей Ошской объединённой областной больницы составляли узбеки, а в городской больнице Оша эти показатели равнялись 40%. Более 60% профессорско-преподавательского состава и более 80% студентов Кыргызско-Узбекского университета являлись узбеками.

Рахмониса Аманбаева, жительница села Отуз-Адыр Кара-Сууйского района Ошской области: "Краше нашего Кыргызстана нет. Никуда отсюда не уеду". Осень 2012 г.
Рахмониса Аманбаева, жительница села Отуз-Адыр Кара-Сууйского района Ошской области: «Краше нашего Кыргызстана нет. Никуда отсюда не уеду». Осень 2012 г.

Свыше 80% торговых точек на базарах, чайхан, кафе, ресторанов принадлежали представителям братского народа.
В числе избранных в Жогорку Кенеш жителей Оша и Ошской области девять являлись узбеками. В многонациональном Оше семеро из 30 депутатов городского кенеша составляли представители этой национальности. Если говорить о руководящих должностях в системах государственного, муниципального и общественного управления, то заместитель губернатора области, вице-мэр Оша, ректор ОшКУУ, председатель Женского комитета Оша, начальник управления мэрии, руководитель «Горсвета», глава городского муниципального жилищного предприятия, глава Ошского комитета конгресса женщин, 10 председателей территориальных советов тоже были узбеками.

Так можно ли при таком положении дел говорить об ущемлении, дискриминации этноса? Те, которые это утверждали, либо вообще не имели понятия об истинной ситуации или специально стравливали людей, скрывая объективные данные.

Здесь весьма уместно вспомнить, как, например, сегодня относятся к русским, русскому языку и культуре в странах Прибалтики, в Украине, в Грузии. К сожалению, толерантность кыргызского народа была воспринята персонами, взявшими на себя роль народных лидеров, а на самом деле преследовавшими корыстные цели, как слабость и бесхарактерность. Как говорится, аппетит приходит во время еды: раз молчат, терпят — можно потребовать кое-что и побольше: автономию, статус языку, а там, глядишь, и все остальное…

В отстраивающихся районах Оша. Осень 2011 г.
В отстраивающихся районах Оша. Осень 2011 г.

Теперь — о якобы имевшем место геноциде по отношению к узбекам. Повторюсь, к сожалению, информационную гонку в те дни мы проиграли. Ибо во многих зарубежных и международных СМИ, на сайтах сообщали о геноциде. Убежден, что употребление этого термина вообще неуместно. Не было и нет геноцида.

Что такое на самом деле геноцид и в чем он проявляется?

В истории человечества события, соответствующие этому понятию, происходили много раз — начиная с древнейших времён и до наших дней. Особенно они характерны для истребительных войн и опустошительных нашествий завоевателей, внутренних этнических и религиозных столкновений, для процесса образования колониальных империй европейских держав. Например: истребление европейскими колонизаторами коренного населения во многих странах Азии, Африки, Америки, Австралии, на островах Полинезии и в других регионах; линчевание негров в США; убийство и депортация христиан Османской империи в 1915-1923 гг.; истребление фашистской Германией в 1939-1945 гг. многих народов Европы — евреев, сербов, поляков, русских, украинцев, цыган и т. д; уничтожение режимом Пол Пота и Иенг Сари в Камбодже в 1975-1979 гг. до трех миллионов камбоджийцев; истребление курдского населения северного Ирака в 1987-1989 гг.; зверские расправы в 1994 г. в Руанде, где племя хуту вырезало более 800 тысяч представителей племени тутси; бойня в Сребреннице в 1995 г., когда Армия Республики Сербской расстреляла около восьми тысяч боснийских мусульман.

Ош, поднимающийся заново. Октябрь 2011 г.
Ош, поднимающийся заново. Октябрь 2011 г.

Однако в историко-политическом и правовом лексиконе термин «геноцид» появился только в декабре 1948 г. Как отмечает Ив Тернон в своем «Размышлении о геноциде», его этимология неоднозначна. “Геноцид” — гибридное слово, восходящее к двум языкам: греческому genos — род, племя, и латинскому caedere — убивать. Международная конвенция «О предупреждении преступлений геноцида и наказании за него» от 1948 года дает следующее определение: «Геноцид — одно из тягчайших преступлений против человечества, истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим, религиозным признакам». Геноцид существует в следующих формах: массовые репрессии, которые ведут к физическому уничтожению представителей этнического меньшинства; умышленное создание для соответствующей этнической группы таких жизненных условий, которые способствуют ее полному или частичному вымиранию; меры по предотвращению деторождения в угнетаемой этнической группе; насильственная передача детей из одной этнической группы в другую. Рассмотрим каждую форму в преломлении к этносам Кыргызстана, в том числе и к узбекскому.

Нам вместе жить. Школьный праздник в одном из сел  поблизости от Оша. Осень 2011 г.
Нам вместе жить. Школьный праздник в одном из сел поблизости от Оша. Осень 2011 г.

Да, конфликты были: в конце ХХ века (июнь 1990 г.), и в начале ХХI века (июнь 2010 г.). Но это не геноцид, а краткосрочные и, скорее, этнополитические, чем межэтнические столкновения, в которых погибли и пострадали представители как титульного (кыргызского), так и нетитульного (узбекского) этноса. И в первых ошских событиях, и во вторых, случившихся ровно через 20 лет, с разницей в несколько дней (выбор даты также о многом говорит), потерь (по неофициальным данным) со стороны одного этноса произошло в разы больше, чем с другой, так как готовность к конфликту одной стороны и неготовность другой оказались видны невооруженным взглядом: наличие арсеналов боевого оружия от средневековых дубинок до современных гранатометов, бронированные КамАЗы-дзоты для автоматчиков, прорытые траншеи вокруг отдельных микрорайонов — и это далеко не полный перечень. Была хорошо продумана и информационная атака: тут же появившиеся сообщения о геноциде на веб-сайтах международных СМИ, сигналы SOS на автомобильных дорогах, видные и ночью, и днем с высоты птичьего полета, наплыв неаккредитованных корреспондентов иностранных и международных изданий, сфокусированные интервью, заранее приготовленные видеоролики, фотографии… И — полная растерянность, шок, особенно в первые дни, другой стороны. Таким образом краткосрочный, заранее запланированный, подготовленный и потому кровопролитный конфликт, в котором пострадали два этноса, никак нельзя назвать геноцидом.

Рассмотрим вторую форму геноцида — умышленное создание титульным этносом для соответствующей (в нашем случае узбекской) группы таких жизненных условий, которые способствовали бы ее полному или частичному вымиранию.

10 июня 2011 г. Сузакский район Джалал-Абадской области, перевал Топурак-Бель, где развернулась одна из самых кровавых драм предыдущего лета. Закладка капсулы в основание будущего мемориала. В воззвании-клятве, вложенной в капсулу, говорится: "Топурак-Бель никогда больше не должен увидеть крови и огня"
10 июня 2011 г. Сузакский район Джалал-Абадской области, перевал Топурак-Бель, где развернулась одна из самых кровавых драм предыдущего лета. Закладка капсулы в основание будущего мемориала. В воззвании-клятве, вложенной в капсулу, говорится: «Топурак-Бель никогда больше не должен увидеть крови и огня»

Каковы жизненные условия, созданные в нашем государстве для этносов, в том числе узбеков? Преамбула Конституции Кыргызской Республики, принятой на референдуме от 27 июня 2010 г., начинается (как и всех предыдущих конституций) словами «Мы, народ Кыргызстана…». Тем самым признается, что все этносы составляют единый народ государства. Пункт 3 статьи 10 первого раздела Конституции гласит: «Кыргызская Республика гарантирует представителям всех этносов, образующих народ Кыргызстана, право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития». Как реализуется в стране (в частности, в Оше) данный пункт по отношению к узбекам, я уже продемонстрировал с помощью статданных.

Третья и четвертая формы геноцида: меры по предотвращению деторождения и насильственная передача детей из одной этнической группы в другую. Ни в глубокой древности, ни во времена Советского Союза, ни за 25 лет суверенитета в Кыргызстане не было даже намека на подобные действия со стороны кыргызов по отношению к узбекам или к представителям других этносов.
Поэтому, прежде чем отправлять сигналы SOS и кричать на весь мир о геноциде, было бы хорошо, если те, кто это делал, заглянули в любой словарь политических терминов, дабы уяснить для себя суть и содержание такого грозного термина как «геноцид».

Уверен, из всего, что я здесь сказал, вдумчивый, свободный от ксенофобии и радикального национализма читатель сделает разумные выводы. У русского народа есть хорошая пословица: «Не плюй в колодец, из которого пьешь воду, как бы не пришлось напиться из того колодца, и не один раз». При оценке трагедий, подобных ошской, следует быть очень осторожными. Еще раз заявляю, как житель Оша, как свидетель тех событий: мы не желаем их повторения. Те, кто твердит о дискриминации и геноциде — нам не друзья. На самом деле они стремятся вбить клин между двумя этносами. Мы испокон веков жили, живем и будем жить добрососедски.

Пусть воцарится мирное сосуществование, пусть никто не пострадает, не льются слезы матерей, отцов и детей. Да благословит Всевышний наши народы, древний Ош и ошскую землю!

Байболот АБЫТОВ,
доктор исторических наук, профессор.
Фото и текст к ним Кифаят АСКЕРОВОЙ.






Добавить комментарий