Main Menu

Кыргызстан в Евразийском экономическом союзе. Что дальше?

Реинтеграционные умонастроения части политиков Кыргызстана и Казахстана, направленные на восстановление единства с Россией, возникли, образно говоря, «на следующий день» после развала СССР. Увы, интеграционная «сказка скоро сказывалась, да не скоро дело делалось». Договор между Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях стороны заключили лишь в 1996 г.

От Сообщества независимых государств к Союзному государству

В качестве стратегической цели Договора названо «…создание в перспективе Сообщества интегрированных государств». Основные цели интеграции вполне традиционны: экономические, гуманитарные, социальные, правовые (формирование единого экономического пространства, функционирование общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы; развитие единых транспортных, энергетических, информационных систем; улучшение условий жизни; защита прав и свобод личности, разработка минимальных стандартов социальной защиты граждан).

«Для управления интеграцией», подчеркиваю, в Договоре отражена необходимость создания наднационального органа — Межгосударственного совета, наделенного правом «принимать решения, имеющие обязательный характер для органов и организаций сторон, обеспечивающих их непосредственное исполнение”. Предусматривалось создание Интеграционного и Межпарламентского комитетов.

Причины заключения Договора просты и очевидны: исторически сложившиеся связи народов, их стремление к единству, всестороннему сближению; необходимость согласованного использования материального и интеллектуального потенциалов государств.

Анализ структуры Договора (экономическое сотрудничество, органы управления, финансовое и правовое обеспечение интеграции и т. д.) показывает, что его идеологи считали экономическую интеграцию основой создания условий для политической интеграции и политического союза постсоветских государств.

Чтобы облегчить читателям понимание реинтеграционных процессов, возьмем одно из множества существующих понятий экономической интеграции. Это «объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними. Экономическая интеграция имеет место как на уровне национальных хозяйств целых стран, так и между предприятиями, фирмами, компаниями, корпорациями». Осуществляется она в форме экономического союза государств.
В своем развитии экономическая интеграция подступает к тому порогу, за которым с неизбежностью возникает необходимость в политической интеграции, создании политического союза государств — членов экономического союза.

Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях предусматривает и эту особенность экономической интеграции: «Участники Договора, признавая возможность разноуровневой интеграции в рамках Содружества Независимых Государств, могут подписывать двусторонние и многосторонние соглашения, обеспечивающие более продвинутые интеграционные отношения в политической, экономической и иных областях». Несомненно, возможность разноуровневой интеграции (политической, экономической) «подтолкнула» Российскую Федерацию и Республику Беларусь перейти к двусторонним отношениям сначала в форме Сообщества (1996 г.), а затем в форме Союзного (конфедеративного) государства (1999 г.)

Политический союз. Союзное государство Россия-Беларусь

Цель Договора о создании Союзного государства — объединение усилий в интересах социального и экономического прогресса Российской Федерации и Республики Беларусь путем образования Союзного государства. В качестве основного мотива его заключения названа воля народов России и Беларуси «к единению».

Союзное государство является той юридической формой, в которой осуществляется интеграция в политической, экономической, социальной и иных сферах. Из множества его целей выделим создание единого экономического пространства для обеспечения социально-экономического развития на основе объединения материального и интеллектуального потенциалов государств-участников и использования рыночных механизмов функционирования экономики. Создание конфедеративного государства — необходимое условие их экономической интеграции.

Иными словами, сначала создание политического союза (конфедеративного или федеративного государства), а затем использование этого государства в качестве политического инструмента, продвигающего и управляющего интеграционными процессами в сфере экономического и социального развития государств — членов федерации.

Говоря о Союзном государстве России и Белоруссии, нельзя не отметить то, что на протяжении всего его существования желание вступить в него выражали ряд государств и непризнанных государственных образований.

В 2001 году президент Молдавии Владимир Воронин сразу после своего избрания озвучил планы по вступлению Молдовы в Союзное государство России и Белоруссии. К 2005 году такие разговоры практически прекратились, на волне «цветных революций» Молдавия заявила о намерении войти в Евросоюз.

В то же время Украина однозначно заявила об отсутствии конкретных планов по вступлению в Союз. В Кыргызстане оппозиция в июне 2007 года попыталась инициировать референдум о присоединении к Союзу. В разные годы предложения о вхождении в него рассматривали, но отклонили парламенты Армении, Кыргызстана, Молдавии.

Желание о самостоятельном вступлении в Союз изъявляли власти Татарстана и непризнанных самопровозглашённых республик Абхазия, Приднестровье». (А. Наумова, ia-centr.ru)

Однако за десять лет существования Союзного государства к Договору никто не присоединился. Причины известны: боязнь властных элит утратить суверенитет, потерять независимость, отсутствие или низкий уровень доверия.

Но самая замечательная особенность Договора, который, в сущности, является конституционным актом Союзного государства, заключается в его шестой статье:

«Каждое государство-участник сохраняет, с учетом добровольно переданных Союзному государству полномочий, суверенитет, независимость, территориальную целостность, государственное устройство, Конституцию, государственный флаг, герб и другие атрибуты государственности. Государства-участники сохраняют свое членство в ООН и других международных организациях. Возможность единого членства в международных организациях, других международных объединениях определяется государствами-участниками по взаимной договоренности».

Договор

«…открыт для присоединения к нему других государств, являющихся субъектами международного права… Государства-участники рассматривают обращения третьих государств и приглашают их стать участниками настоящего Договора…»

За годы существования Союзного государства образован Таможенный союз, сформировано единое экономическое пространство, разработана Декларация о евразийской экономической интеграции, в которой отмечено успешное функционирование Таможенного союза трех государств (к нему присоединился Казахстан), подготовка правовой основы Единого экономического пространства и заявлено о предстоящем создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Договор о ЕАЭС Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация заключили в мае 2014 года. Кыргызстан присоединился к ЕАЭС в августе 2015 г. Что дальше?

Читая все это, невольно спрашиваешь себя, что мешает независимой и суверенной Кыргызской Республике, будучи участником Договора между АР, РБ, РК, КР и РФ об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях, стать участником Договора о создании Союзного государства на столь выгодных условиях?

Два Договора — два Союза.
Присоединение государств ЕАЭС к Союзному государству

Первый Союз — политический, действующий в форме Союзного государства Российская Федерация — Республика Беларусь. Второй — межгосударственная организация ЕАЭС — форма экономической интеграции государств — членов союза.

Сравнение договорных и союзных целей показывает их естественную взаимосвязь. С одной стороны, цель Договора о создании Союзного государства — создание конфедеративного (федеративного) государства. Цель Союзного государства — создание единого экономического пространства, развитие экономики государств — членов политического союза.

С другой стороны, цель Договора о ЕАЭС — создание Евразийского экономического союза, направленного на укрепление экономики, обеспечение экономического прогресса государств — членов Союза. В свою очередь, цель Евразийского экономического союза — создание условий для развития экономик государств — членов ЕАЭС.

Таким образом, взаимозависимость целей двух союзов (политического, экономического) и говорит о возможности реализации целей и задач ЕАЭС в форме Союзного государства Российская Федерация — Республика Беларусь.

Для того чтобы эта возможность превратилась в реальность, надо, чтобы государства — члены ЕАЭС использовали приглашение Союзного государства присоединиться к Договору и «стать участниками настоящего Договора», стать государствами — членами конфедерации Союзное государство. Именно это состояние Союзного государства имел в виду Лукашенко, когда говорил, что Союзное государство Беларуси и России должно остаться ориентиром для других интеграционных объединений: «Я прямо говорю: если мы достигнем такого уровня сотрудничества с Россией в нашем Евразийском союзе, как у нас в рамках двустороннего договора (Беларусь-Россия), тогда нам нет необходимости держать две структуры». В словах Лукашенко выражено явное желание сохранить Союзное государство за счет присоединения к нему государств — членов ЕАЭС.

Начало количественному расширению Союзного государства может положить присоединение Кыргызстана к Союзу. Тем более, что для столь «безрассудного шага» существуют объективные основания, определяющие возможность и необходимость его присоединения к Союзному государству. Таким, прежде всего политическим, основанием служит Декларация о государственном суверенитете Республики Кыргызстан с выраженной в ней волей народа, направленной на создание «нового Союза суверенных государств», а значит и на восстановление единства народов бывшего СССР, исторические корни которого уходят в глубину веков.

Другим реинтеграционным основанием, уже в нынешних условиях, служит членство Кыргызстана в
ЕАЭС, что открыло возможность свободного передвижения капиталов, товаров, услуг и людей.

Улучшился социально-экономический и трудовой статус мигрантов. Для трудовых мигрантов из Кыргызстана исчезло требование разрешительных документов для трудовой деятельности, упрощены процедуры трудоустройства и улучшены социальные условия жизни для трудовых мигрантов и их семей, навсегда исчезло уничижительное слово «гастарбайтер». По информации ФМС РФ, на январь 2016 г. в России находилось более полумиллиона кыргызстанцев. В 2014 году они перевели на родину $2,062 млрд. В прошлом году — $1,083 млрд. Причины столь резкого уменьшения понятны.

Если говорить о глубине экономического сотрудничества со странами союза, то «более четверти экспорта и более 40 процентов импорта Кыргызстана приходится на государства — члены ЕАЭС. (С. Сидорский, экс-министр, член Коллегии Евразийской экономической комиссии — ЕЭК). В сфере расширения промышленного производства и промышленности и агропромышленного комплекса намечены меры развития легкой промышленности государств — членов ЕАЭС, в том числе и Кыргызстана.

Выражением интеграционных устремлений населения Кыргызстана служит и создание республиканского движения в поддержку президента Владимира Путина и Российской Федерации. Политику Кремля поддерживают 79% кыргызстанцев (М. Казакбаев).

Все это, не говоря об иных кыргызско-российских и связях с Республикой Беларусь, значимость которых нельзя измерить в долларах, свидетельствует о том, что наша экономика, усилиями трудовых мигрантов и бизнеса, давно и прочно интегрирована с российской и белорусской экономиками. Очередь, следовательно, за политической интеграцией, присоединением Кыргызстана к союзному государству Россия и Беларусь.

Кыргызстан — возмутитель интеграционного «застоя»?

Что касается известных разногласий, возникающих порой между РБ и РФ, то они не характерны для отношений между КР и РФ. При наличии политической воли правящей элиты Кыргызстана, реализация целей, задач, мероприятий, выраженных в договоре о создании Союзного государства вполне осуществимы.

К сожалению, политэлита Кыргызстана, сосредоточенная в парламенте, не проявляет особого энтузиазма в этом направлении. Не желает «поступаться принципами» и терять даже малую часть с «большим» трудом приобретенной независимости и суверенитета своих государств, терять широкие возможности политической власти. Только так можно обьяснить бесконечный «пасьянс» из договорных двоек, троек, четверок государств, создаваемый на «политическом поле» Евразии все теми же политическими игроками, и ту бесконечную риторику о необходимости реинтеграции братских государств.

Взгляд в историю создания региональных государственных образований (история США, ЕС) приводит к определенному выводу: в настоящей ситуации внешние и внутренние угрозы, конкурентные отношения между постсоветскими государствами являются дополнительными условиями, способствующими их объединению и созданию государственного образования Союза государств Евразии.

Кыргызстан, вступив в Союз Российской Федерации и Республики Беларусь, может открыть дорогу для присоединения к Союзному государству других государств — членов ЕАЭС. Стоит отметить и заявление председателя парламентского собрания России и Белоруссии С. Нарышкина:

«У нас есть хорошие перспективы углублять сотрудничество и степень интеграции в рамках Союзного государства».

Но есть и другой, прямо противоположный вариант развития интеграционного проекта РФ-РБ.

Преобразование ЕАЭС в политический союз

Однако феномен Лукашенко может сыграть отрицательную роль. «Ум у «батьки» догадлив, на всякие хитрости повадлив» и для него торпедировать преобразование ЕАЭС в федеративное государство — «проще пареной репы». Хотя в недавнем послании белорусскому народу и Национальному собранию Александр Григорьевич заявил: «Беларусь и Россия бок о бок развивают Союзное государство, а теперь и ЕАЭС». Но и здесь А. Лукашенко остался верен себе. В очередной раз назвав Россию стратегическим партнером, в то же время предупредил: «Мы не будем мальчиками на побегушках».

Как известно, «гуртом i батька легше бити». Присоединение Армении, Казахстана, Кыргызстана к Договору о Союзном государстве позволит объединенными усилиями президентов четырех постсоветских государств показать Лукашенко, что в условиях экономических санкций Запада, растущего военно-политического давления США на Россию только политическая интеграция, солидарные действия обороноспособных государств могут противостоять угрозе столкновения.

Есть еще один вариант развития интеграционных событий. Оставить все как есть. Это позволит узнать, что у Александра Григорьевича в «прикупе» лежит. А настойчивое стремление Кыргызстана стать государством — членом «большого» Союзного государства выявит его отношение к увеличению количественного роста Союза.

«Экономическое развитие стран ЕАЭС» — одна из наиболее важных тем развития Евразийского экономического союза, которая рассматривалась на недавней научно-практической конференции в Бишкеке. По мнению исследователей, «страны экономического союза способны увеличить объемы взаимной торговли, несмотря на кризисные явления в экономиках постсоветского пространства». К сожалению, никто из участников конференции не попытался заглянуть за горизонт политической составляющей экономической интеграции государств — участников экономического союза. Тем более, что «Громада двинулась и рассекает волны. Плывет. Куда ж нам плыть?»

Политическая интеграция постсоветских независимых государств, осуществляемая «сверху» при поддержке «низов» и с учетом интеграционного опыта Европейского союза, служит тем проектом, реализация которого приведет к воссоединению народов части стран СНГ в форме союзного государства, что, говоря словами Президента А. Атамбаева, поможет «построить сильную страну.., разительно отличную от той, которая была в 2001-2005 годах».

Вот вам и ответ на вопрос: Кыргызстан в ЕАЭС. Что дальше?

Геннадий ЖАЛКУБАЕВ,
независимый аналитик.






Добавить комментарий