Main Menu

История — живая память и учитель жизни

в городе Бишкеке прошла Международная научно-практическая конференция "Место Садыра Аке в истории кыргызов"

Бахытжан Жумалиева, журналистка из Казахстана, делится впечатлениями от прошедшей в Бишкеке Международной научно-практической конференции.

Кыргызстан — ближайший сосед казахов по духовности и культуре, нас объединяют родственные связи и общая история. Страна на протяжении десятка лет пытается решить свои экономические и социальные вопросы. Восхищает то, что люди, несмотря на огромные житейские проблемы, стремятся изучать свою историю, на собранные народные средства снимают патриотические фильмы, а актеры отказываются от гонорара. При поддержке спонсоров здесь проводят международные конференции, приглашая специалистов из разных стран. Каждый раз бывая в Кыргызстане, все больше восхищаюсь патриотизмом и силой духа граждан, которые, несмотря ни на что, любят свою родину и стараются помочь ей занять достойное место в мировом рейтинге…

По инициативе и поддержке общественного фонда «Кожаяр Ата» в свете Указа Президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева «Об объявлении 2016 года — Годом истории и культуры» в конце апреля текущего года в городе Бишкеке прошла Международная научно-практическая конференция «Садыр Акенин кыргыз тарыхындагы орду» — «Место Садыра Аке в истории кыргызов», посвященная 190-летию личности Жолболду уулу Садыр Аке. В фойе Кыргызской национальной библиотеки была развернута книжно-иллюстративная выставка, где можно было увидеть старинные рукописные книги, фотографии Садыра Аке и его современников. Перед началом научного форума был показан видеофильм о его жизни и деятельности.

Академик А. Какеев
Академик А. Какеев

В работе конференции приняли участие академик НАН Кыргызстана, профессор Аскар Какеев, доктор исторических наук, академик Академии естественных наук Казахстана Клара Хафизова, доктор исторических наук, профессор Асан Ормушев, профессор Аскар Бедельбаев, профессор Кадралы Конкобаев, профессор Доолотбек Сапаралиев, доктор исторических наук, профессор Эргин Аян из Турции, доктор исторических наук Владимир Галиев из Казахстана.

Крупный специалист по политической истории народов Центральной Азии нового времени (XVIII — XIX вв.), китаевед, профессор К. Хафизова выступила с весьма интересным докладом «Территориальное разграничение между Российской и Цинской империей и пограничное население», а ее соотечественник, молодой историк В. Галиев, затронул тему «Участие представителей народов Семиречья в демаркации российско-китайской границы».

Садыр Аке — личность неординарная. Еще при жизни за глубокие знания народного быта, традиций и проницательный ум, а также великодушие он с раннего возраста стал непререкаемым авторитетом среди населения, оттого и получил впоследствии народный титул «Аке» — «Отец». Садыр Аке неоднократно избирался современниками бием (судья) и волостным управителем.

Профессор Д. Сапаралиев, ответственный секретарь медицинской научной конференции
Профессор Д. Сапаралиев, ответственный секретарь медицинской научной конференции

Профессор Доолотбек Сапаралиев из Кыргызско-Турецкого университета «Манас» более десяти лет исследует жизнь (1825-1909 гг.) и деятельность этого человека, собирая по крупицам сведения о нем, работая в архивах разных стран. Кстати, немало документов он обнаружил и в Центральном государственном архиве Казахстана. Итогом исследований стала книга о Садыре Аке, изданная в г. Бишкеке и презентованная участникам конференции.

К примеру, ему удалось документально подтвердить, что приказом военного губернатора Семиреченской области № 17 (январь 1874 года) по представлению начальника Иссык-Кульского уезда на три года (1873-1876 годы) Садыр Джолболдыев (орфография документа) назначен бием аула №2 Карой-Саройской волости. Также сохранился документ под номером 59, где говорится, что Садыру Джолболдину (орфография документа) выдан заграничный паспорт.

«Удостоверение № 495 дано от Кунгей Аксуского волостного управителя Пржевальского уезда киргизу Кунгей Аксуской волости 5 аула Садыру Джолболдину. Сие удостоверение его личности же в том, что он Джолболдин под судом и следствием не состоит, общественных недоимков и частных долгов за ним не числится, от роду ему 76 лет, а также на выдачу ему Джолболдину заграничного паспорта со стороны волостного правления препятствий не имеется, что подписал с приложением должностные печати удостоверяю. Октября 6 дня 1901 года».

А заграничный паспорт нужен был, чтобы совершить хадж в благословенные Мекку и Медину. И это в 76 лет.

Академик Академии естественных наук Казахстана выступает  с докладом
Академик Академии естественных наук Казахстана выступает
с докладом

Турецкий ученый, профессор Эргин Аян в выступлении подробно рассказал о значении хаджа для правоверного мусульманина, согласно сунне это является фарзом (обязанностью). По его информации, в конце XIX — начале XX века мусульмане из России и Туркестана совершали хадж по железной дороге в Красноводск, затем по Каспийскому морю в Баку, а затем в Одессу и через Черное море в Стамбул, Сївейш и наконец Жидде или Йанбо, далее к Мекке и Медине. Путь Садыра Аке и его сопутников пролегал в Мекку немного другим маршрутом. Морским путем они добирались в город Геджас, затем через портовые города Феодосию и Батуми по Черному морю доплыли до Стамбула и далее по проторенной дороге добирались к священному камню — Каабе. Путь был нелегким, вместе с ним отправились в хадж его старший брат Эсенгул Жолболду уулу, которому на тот момент был 81 год, 56-летний Аламан Куттукожо, 54-летний Жайсаў Манатай уулу. В целом согласно вышеназванному приказу заграничные паспорта сроком на полгода выданы 12 жителям Кыргызстана.

Садыр Аке из многочисленного кыргызского племени саяк, рода шыкмамат. Его родословная выглядит так: Саяк — Сарык — Каба — Шыкмамат — Кудаш бий — Курткамерген — Алдаяр — Кожояр — Асказан (Конураш) — Кулук — Абилет — Майназар — Жолболду — Садыр. В народе живы поговорки, подтверждающие смелый и строптивый нрав этого племени: «Солто элдин тогу, саяк элдин шогу» («Племя солто — самодостаточный или сытый, саяк — озорной»), «Билсеў — саякмын, билбесеў — башына тийген таякмын» («Если знаешь — я саяк, коль нет, то я — вроде палки, которая падает на твою голову»).

XIX век в истории Кыргызстана богат на исторические личности. Вместе с Садыром Аке жили и творили выдающиеся сыны и дочери кыргызского народа: Ормон хан Ниязбек уулу (1792 — 1855 гг.), Боромбай Бекмурат уулу (1794 — 1858 гг.), Балбай баатыр (1812 — 1867 гг.), Тилекмат баатыр Жылкайдар уулу (1793 — 1868 гг.), Чыныбай Тилекмат уулу (умер в 1888 году), Курманжан Маматбек кызы (1811 — 1907 гг.), Аалыбек баатыр Кетирекей уулу (умер в 1856 г.), Байзак баатыр Жаркымбай уулу (1834 — 1914 гг.), Куйручук (Кудайберген) Ємїрзак уулу (1866 — 1940 гг.) и многие другие известные и еще пока неизвестные.

Только с обретением независимости, в 1991 году к 170-летию Садыра Аке, удалось построить красивый кїмбєз (памятник-мавзолей) на месте его захоронения в ауле Кожояр, где он жил последние годы.

Садыр Аке, как гласит предание, был справедливым и беспристрастным бием. Ему доводилось разрешать сложнейшие споры и тяжбы между родами и племенами, причем в присутствии влиятельных манапов и правителей.

Он принимал участие в работе комиссии по делимитации и демаркации государственной границы России с Китаем. Как известно, после возвращения Россией Илийского края Цинской империи между державами в 1885-1895-е годы вновь начался процесс уточнения границ. В созданную правовую комиссию вошли местные представители: с Иссык-Куля — Садыр Аке (саяк), Омурзак Боромбай уулу (бугу), Кыдыр Аке (бугу), из Чуя — Шабдан баатыр Джантай уулу, из Нарына Байзак баатыр Тоуке уулу (саяк). Благодаря убедительным доводам Садыра Аке, прекрасно знавшего местность — топографические особенности Тянь-Шаня (Теўри-Тоо), Россия выигрывает спор по размежеванию границ. Об этом свидетельствует награда ему, выданная в городе Верном, — присуждение значительного участка земли у села Кожояр на берегу Иссык-Куля.

Депутат ЖК К. Рыспаев
Депутат ЖК К. Рыспаев

Три дня длились в Ташкенте напряженные переговоры с китайской стороной, никто не хотел уступать, каждый приводил свои аргументы. Кыргызы настаивали на том, что местности Кашгар, Уч-Турпан, Какшаал, Кызыл-Суу, Улуу-Чат, Ак-Чий являются кыргызскими, о чем говорят и названия.

По мнению профессора К. Хафизовой, установление границ, приграничные проблемы — самые сложные в межгосударственных вопросах. Особенно в тот непростой период, когда была встречная экспансия между двумя сильными державами. В целом весь процесс можно разделить на три этапа: первый — заключение межгосударственных договоров. В этот процесс местных представителей не допускали. Второй — делимитация. Обе стороны тщательно изучают на основе имеющихся карт, собранной от местного населения информации о размещении посевных угодий, пастбищ и лугов, расположении мазаров на той или иной конкретной территории, обсуждают и делают определенные выводы. Третий этап — демаркация. Представители обеих сторон по итогам проведенных переговоров начинают размечать границы. В этом процессе также принимает участие местное население. Поэтому из трех этапов в двух принимают участие местные почетные, авторитетные люди.

Подписание Чугучакского протокола 1864 г. предполагало скорый процесс демаркации, зафиксированной в обоих документах (Пекинском договоре и Чугучакском протоколе) пограничной линии, однако разграничение на местности было начато только в 1869-1870 годах после подписания специальных протоколов. Многие участники процесса демаркации и делимитации границы между Россией и Китаем были награждены медалями разного достоинства. Протоколы покончили, говоря современным языком, с двойным налогообложением и двойной выплатой дани казахами: Российской империи и Китайской. После него роды казахов, кыргызов стали платить налоги той стране, к которой они отошли со своими землями.

Доктор исторических наук В. Галиев из Казахстана
Доктор исторических наук В. Галиев из Казахстана

По словам профессора В. Галиева, в тот период было подписано семь межгосударственных протоколов. На их основании и ныне существуют границы между странами Центральной Азии, Россией и Китаем. 16 октября 1882 г. подписан первый Баратолинский протокол о демаркации российско-китайской границы от ущелья Нарынкол (северный склон Тянь-Шаньских гор) до перевала Кара-Дабан (восточная оконечность хребта Джунгарский Алатау). Согласно Чугучакскому протоколу от 21 сентября 1883 года был разграничен участок от Кара-дабан до перевала Хабар-Асу.
Одновременно с этим во исполнение постановлений Петербургского договора об изменении границы в районе оз. Зайсан подписали 31 июля 1883 г. Кабинский специальный протокол. В соответствии с этим решением демаркировали участок границы от истоков Ак-Каба до устья Алка-Бек. На нем было поставлено 4 граничных знака, что было закреплено Алкабекским протоколом от 23 августа 1883 г.

25 ноября 1882 года подписан Кашгарский протокол, закреплявший проведенную демаркацию на участке государственной границы от верховьев р. Нарынкол до перевала Бедель (хребет Кокшал-тау).

Последним протоколом 80-х годов стал Ново-Маргеланский, 22 мая 1884 года определивший на местности прохождение госграницы от перевала Бедель (хребет Кокшал-тау) до перевала Узбель (Северный Памир, Сарыкольский хребет).

В выступлении В. Галиев отметил: архивные документы свидетельствуют, что в деятельности комиссий по разграничению государственных территорий России и Китая принимало участие значительное число представителей народов Семиречья. Их вклад в успешную демаркацию границы получил наилучшую оценку не только Семиреченского, Степного и Туркестанского губернаторов, но и был отмечен Петербургским кабинетом министров.

Можно сказать, что представители народов Семиречья участвовали не только в проведении собственно демаркации, их деятельность являлась неотъемлемой частью всего комплекса мероприятий России по формированию своих центральноазиатских политических и административных рубежей. Не вызывает сомнений тот факт, что деятельность представителей народов Семиречья по территориальному размежеванию двух стран явилась своего рода маркером отношения населения к проведению границы. В целом на размежевание границы между Россией и Китаем в конце XIX века потрачено 1 400 рублей.

Церемонии подписания протокола и обмена его экземплярами на русском и маньчжурском языках, а также соответствующими картами, завершили процесс делимитации русско-китайской границы на ее протяжении от Монголии до границ с Кокандским ханством.

Анализ архивных документов со всей очевидностью показывает, что в деятельности комиссий по разграничению государственных территорий России и Китая принимало значительное число представителей народов Семиречья.

Казахи, кыргызы, уйгуры и узбеки, проживавшие на территории России, играли активную роль в выполнении демаркационных мероприятий, осуществлявшихся на основе решений Санкт-Петербургского договора, способствуя не только скорейшему завершению процесса в целом, но и качеству его проведения.

Следствием участия видных, известных и простых представителей народов Семиречья в российско-китайском разграничении явилось то, что видоизменилась не только политическая, но и вся социально-экономическая и культурная жизнь приграничья в целом.

Как сказано выше, Садыр Аке также принимал участие в этом неоднозначном процессе, и благодаря усилиям таких патриотов, как он, «формировали пространство», и Кыргызстан смог сохранить исконные земли, ставшие впоследствии территорией независимой страны.

Из уст в уста передаются предания и легенды о Садыре Аке. Людская память бережно хранит все, что связано с этим величайшим сыном кыргызского народа. Рассказывают, что был батыр по имени Чоко из рода сарыбагыш. У него с его женой Жаркын на протяжении двадцати лет совместной жизни так и не было детей. И тогда батыр Чоко попросил благословения у Садыра Аке. «Аке, мне уже сорок пять, а детей нет. Возьмите моего коня, прошу дать нам свое благословение». Садыр Аке благословил, но от коня отказался, сказав, что лучше зарезать его в честь рождения сына, которого просил назвать Казы. Не прошло и года, как у Чоко батыра действительно родился сын, которого нарекли Казы. В будущем Казы стал истинным сыном своего отца, за мудрость, смелость и справедливость он неоднократно избирался бием.

Садыр Аке умер в 1909 году, прожив достойную жизнь. Похоронен в местности Кожояр, где он долгие годы проживал со своей семьей. В 1991 году благодарные потомки построили красивый мавзолей с высоким куполом. А в 2014 году рядом установили величественный памятник во весь рост из меди и гранита.

Садыр Аке говорил:

«Что может быть достойнее, когда живешь честно, не позоришь свое имя, прямо смотришь в глаза людям? На этом свете есть три достоинства. Первое достоинство, когда твои потомки растут человечными, живут, не позоря тебя, благими делами славят твое имя. Второе достоинство — превосходство лачуги бедняка перед чертогами правителя, от которого нет пользы для народа. Третье достоинство — это незаметное существование мыши по сравнению с алчным тигром».

Действительно, быть достойным своего имени, жить в памяти потомков и при этом оставаться олицетворением скромности удается далеко не всем. Садыр Аке смог. Его жизнь будет служить путеводной звездой молодому поколению Кыргызстана.

Б. Жумалиева

Бахытжан ЖУМАЛИЕВА,
магистр социальных знаний, журналист.






Добавить комментарий