Main Menu

Итоги годичного членства в союзе

В Бишкеке состоялся круглый стол на тему «Кыргызстан: первый год в ЕАЭС, результаты и перспективы на будущее». Организатором выступил Клуб региональных экспертов «Пикир».

Собравшиеся на мероприятие обсудили итоги годичного членства в союзе, достигнутые результаты, проблемы и дальнейшие перспективы. Шла речь и о действиях правительства для эффективного участия бизнес-структур в ЕАЭС.

В диалоге участвовали представители госструктур, дипломаты, политологи, фермеры и др.

Выступивший на встрече сопредседатель Клуба региональных экспертов КР «Пикир» Игорь Шестаков отметил, что вступление Кыргызстана в ЕАЭС открыло нашей стране много новых возможностей для развития промышленного и сельскохозяйственного производства и экспорта продукции в страны объединения. В течение данного периода достигнуты определенные успехи, но осталось и множество нерешенных проблем в плане экспорта и конкурентоспособности кыргызстанской продукции на рынках ЕАЭС. Согласно результатам «голосария», проведенного ресурсом «Вести.kg», большинство читателей считает, что невступление республики в ЕАЭС парализовало бы кыргызстанскую экономику.

В свою очередь президент Национального делового клуба страны, президент Ассоциации рынков, предприятий торговли и сферы услуг Сергей Пономарев в своем докладе «Вступление Кыргызстана в ЕАЭС как фактор модернизации национального производства» озвучил ряд проблем.

Так, возникла негативная тенденция из-за открытости наших рынков для третьих стран, в то время как рынки стран — членов ЕАЭС недоступны для кыргызстанской продукции. Поэтому межправительственный диалог по экономическим вопросам должен проводиться непосредственно между торговыми площадками и предпринимателями.

По мнению Пономарева, республика, имея хорошие предпосылки (железная дорога, дешевая электроэнергия, человеческий ресурс), столкнулась с тем, что производственный процесс не заработал.

Обратил он внимание и на отсутствие своевременного реагирования на действия, предпринимаемые нашими партнерами по ЕАЭС (к примеру, Казахстан планирует отменить налог на добавленную стоимость, что приведет к удешевлению продукции), что негативно скажется на конкурентоспособности отечественного товара. Это все свидетельствует об отсутствии системной ценовой политики в Кыргызстане.

Отсутствует, по мнению эксперта, и эффективность в выдаче кредитов индивидуальным предпринимателям под развитие производства и переработки. В итоге результативность их деятельности невысока в масштабах государства. Целесообразнее работать с объединениями (кооперациями) предпринимателей, считает он. В этом вопросе большую роль должны играть местные органы власти во главе с министерствами сельского хозяйства и мелиорации и экономики.

Особо докладчик остановился на необходимости создания и развития сети логистических центров.

«Для Кыргызстана открытие логистических пунктов — светлое будущее, в то время как для многих развитых государств — это далекое прошлое»,

— отметил С. Пономарев.

Политолог Марс Сариев в докладе «Ключевые моменты участия Кыргызстана в ЕАЭС» обозначил преимущества и выгоды, которые получил Кыргызстан при вступлении в ЕАЭС (по итогам 9 месяцев).

Он считает, что решены проблемы трудовых мигрантов (сейчас они называются трудящиеся). 120 тысяч выведены из «черного списка», не сдают экзамены на знание русского языка, не покупают трудовые патенты, медицинские полисы, могут находиться без регистрации на территории ЕАЭС 30 суток, свободно передвигаются по территории союза, признаются их дипломы о высшем, среднем, специальном профессиональном образовании, они могут работать по специальности. Количество наших трудящихся увеличилось за 9 месяцев на 8%, в то же время количество трудовых мигрантов из Узбекистана и Таджикистана уменьшилось на 16-18%.

Теперь мы имеем свободное передвижение транспорта и грузов по территории ЕАЭС. Количество грузовых перевозок увеличилось в 2,8 раза.

Кыргызстан получил уникальные шансы развивать различные отрасли экономики за счет дешевой электроэнергии, либеральной экономики (12% НДС), дешевой рабочей силы. В перспективе решатся проблемы внешних границ (Россией выделены 200 миллионов долларов США на обустройство границ и таможенных постов). На 1 миллиард долларов США предусмотрено перевооружение Вооруженных сил Кыргызстана. Решается проблема национальной безопасности.

Для адаптации экономики Кыргызстана в ЕАЭС работает Кыргызско-Российский фонд развития с уставным фондом в 1 миллиард долларов США. В рамках ЕАЭС планируется решить вопросы единого рынка нефте- продуктов, энергетики, общей охраны внешних границ, что очень важно для нашей страны, которая имеет слабые собственные позиции для решения этих проблем.

Как отметил политолог, экономическая модель Кыргызстана базируется на трех позициях: при отсутствии собственных производственных мощностей Кыргызстан — страна-транзитер и зарабатывает на реэкспорте товаров из КНР, ОАЭ и Турции в страны СНГ. Данная модель экономики дала сбой в 2010 г., когда заработал Таможенный союз. Если бы тогда началось перепрофилирование экономики и строительство производственных мощностей, то сейчас последствия для бюджета республики оказались бы не столь ощутимы. Падение рубля сказалось на доходах кыргызстанцев, работающих в России. В прошлом году переводы из России и Казахстана составили 2 млрд. долларов США (это треть ВВП Кыргызстана), поэтому сложно прогнозировать, насколько просядет эта статья доходов. Рост доллара привел к подорожанию материалов и комплектующих, которые в основном завозятся из Китая. Увеличение расходов и отсутствие роста качества сделали отечественный товар неконкурентоспособным на рынках России и Казахстана.

Эксперты прогнозировали инвестиционную активность в Кыргызстане после присоединения страны к ЕАЭС, проводя аналогии с Казахстаном. Вместе с тем разность экономик наших стран несет за собой ряд ощутимых опасений. В случае конкуренции с партнерами по евразийству Кыргызстан может оказаться вне гонки, так как нынешней экономической мощи страны для этого не хватает.

В то же время у Кыргызстана есть ряд преимуществ. В силу природно-климатических и территориально-административных особенностей размещение у нас производства может обойтись участникам евразийской интеграции на 20% дешевле в сравнении со странами-партнерами. Отдельным и бесспорным преимуществом экономисты называют дешевую рабочую силу и относительно выгодную стоимость электроэнергии. В качестве ключевого преимущества, не требующего основательной материальной и интеллектуальной базы, является качественное законодательство в области инвестиций. По оценкам кыргызстанских и зарубежных экономистов, эта область нормативной правовой базы отмечается как одна из наиболее лояльных в мире.

По мере развития интеграционных процессов во главу угла встает вопрос о ценностях, мотивах для кристаллизации программной платформы, на основе которой можно строить некий образ будущего. Если интеграция — процесс взаимовыгодный, то в рамках какой идеологии (как системы оценочных и побуждающих к действию, установок) он станет проходить? Нужна государственная воля, поддержанная общественностью, мощное освещение идей и особенностей интеграции в прессе, а также реальные гарантии суверенитета субъектов интеграции и живое партнерство с другими дружественными союзами на мировом рынке.

Статс-секретарь Министерства сельского хозяйства и мелиорации Максатбек Ташболотов отметил, что ожидания наших производителей от вступления в ЕАЭС пока не оправдываются: требования к кыргызстанской продукции стали жестче, чем до вступления в союз. Это стало одной из причин снижения экспорта отечественной продукции: молока, мяса, овощей. На сегодняшний день создан только один логистический центр, соответствующий требуемым параметрам, и три лаборатории прошли сертификацию по сельскохозяйственным товарам. Решение проблем упирается в отсутствие финансирования.

Заместитель председателя Государственной службы по миграции Алмазбек Асанбаев в своем выступлении обозначил две проблемы, решение которых возможно путем межгосударственных переговоров и внесения соответствующих изменений и дополнений в национальные законодательства. Это — эксплуатация труда мигрантов недобросовестными работодателями с целью получения незаконной выгоды (невыплата заработной платы, изъятие паспортов, содержание в плохих условиях и т. п.). При этом законодательство направлено именно против мигрантов, по сути не совершающих противозаконные действия, хотя вина лежит на работодателе. Проблема так называемых «резиновых квартир». И в этом случае ответственность возлагается на мигрантов, а не на квартировладельца, нарушающего национальное законодательство.

Президент Ассоциации «Кыргыз эт» Ырысбек Абдурасулов уделил внимание отсутствию целостной государственной политики по поддержке отечественного производителя, развитию инфраструктуры по продвижению кыргызстанского товара на зарубежный рынок и системной кредитной политики.

Фермер Надырбек Жээналиев (Таласская область) выразил общую проблему своих коллег:

«Мы прилагаем гигантский труд, чтобы вырастить овощи и фрукты, но из-за отсутствия овощехранилищ нам негде складировать продукцию, поэтому более ее трети становится не пригодной к употреблению. Еще более проблематично нашу продукцию сбыть. Государство в этом вопросе не помогает нашим фермерам».

Он предложил привлечь иностранных и особенно российских инвесторов для строительства предприятий по переработке сельхозпродукции и дальнейшего ее экспорта.

По словам политолога Дениса Бердакова, процесс интеграции состоит из четырех составляющих, предусматривающих свободное передвижение: капитала; рабочей силы, товаров и услуг.

Из этих четырех компонентов за данный период развитие получило только свободное передвижение рабочей силы. Сейчас следует принять меры для того, чтобы экономики наших государств могли обеспечить свободное передвижение остальных трех составляющих.

Все участники круглого стола особо отметили слабую деятельность государственных органов, ответственных за данное направление работы, характеризуемую отсутствием координации и системности. Выражено и общее мнение о необходимости дальнейшего развития и упрочнения ЕАЭС, расширения информационной политики и идеологической составляющей союза, а также систематизации работы госорганов Кыргызстана в решении экономических и политических задач, поставленных перед республикой.

По итогам обсуждения участники круглого стола приняли рекомендации.






Добавить комментарий