Main Menu

Важный полустанок на дороге к зрелости, или Здоровая девочка — здоровая страна

важный полустанок на дороге к зрелости, или Здоровая девочка - здоровая страна

Нередко приходится слышать, что то у одних, то у других знакомых вышедшая замуж дочка никак не может забеременеть. А заведующий реанимационным отделением Бишкекской третьей городской детской больницы скорой помощи на одном из семинаров заметил, что все больше младенцев появляются на свет с различными патологиями. Большинство выпускников выходят из школы с «букетом» болезней. Понятно, что все это происходит не случайно и есть на то какие-то причины. В каждом случае — свои. Но если статистика свидетельствует о распространенности явления, надо искать его «корни».

Выявлению причин репродуктивного нездоровья молодых кыргызстанок и был посвящен «круглый стол», прошедший в Бишкеке. В ходе его состоялись презентации исследования по гигиене девочек-подростков в Кыргызстане, проведенного международной организацией «Спасите детей», и доклад первой леди республики Раисы Атамбаевой об анализе ситуации и мероприятиях по профилактической работе в общеобразовательных учреждениях нашей страны, направленных на сохранение и укрепление здоровья девочек-подростков, в том числе и репродуктивного.

Об актуальности темы свидетельствовал и состав участников «круглого стола»: кроме уже названной
Р. Атамбаевой присутствовали министры образования и науки Э. Сариева и здравоохранения Т. Батыралиев, заместитель представительства ЮНИСЕФ в КР Рауль де Торси, директор программы по школьному здравоохранению и питанию Save the Children International Сонг Ли, профессор, главный специалист Минздрава Республики Татарстан и РФ по гигиене детей и подростков Эльмира Мингазова, а также представители Жогорку Кенеша и школ разных регионов нашей республики.

«Подростковый возраст — болезнь сродни ветрянке», замечает в одном из своих произведений писательница Джоди Пиколт, да и многие из нас, взрослых, также считают проблемы этой поры в жизни наших детей ерундой. Однако специалисты утверждают: нынешние подростки испытывают куда большее психологическое давление, чем в прошлом, а это наряду с иными негативными факторами не может не отражаться на состоянии их здоровья.

Оценка проблем здоровья девочек-подростков в школах нашей страны была проведена организацией «Спасите детей» в сотрудничестве с Детским фондом ООН ЮНИСЕФ, Министерствами здравоохранения и образования и науки Кыргызстана, Кыргызско-Российским Славянским университетом и Университетом Эмори, а финансовую поддержку оказало правительство Канады.

— Несмотря на то, что исследование мы начали проводить в июле, когда учащиеся были на каникулах, — рассказала менеджер проекта Save the Children Асель Абдыраманова, — нам удалось к завершению его сроков, то есть к декабрю, опросить 200 его участников.

Для изучения проблемы были выбраны 6 школ Чуйской (Чуйский район) и Ошской (Алайский район) областей с плохими условиями водоснабжения, санитарии и гигиены. Исследования включали в себя фокус-группы не только с девочками 11-14 лет, но и мальчиками, мамами и отцами, а также интервью с ключевыми источниками информации — учителями.

Что показал анализ ситуации, догадаться нетрудно. Надо обратить внимание на состояние туалетов и их водоснабжение. И хотя в выбранных заведениях с этим более или менее благополучно, не секрет, что во многих школах, особенно отдаленных районов республики, они пришли в такое состояние, которое не позволяет ими пользоваться. Уборные, что на улице, часто расположены в 3-5 минутах ходьбы от здания школы, а переменки между уроками коротенькие, значит, опоздания неизбежны. Традиционно они выглядят так: с одной стороны М, с другой Ж. При этом внешняя дверь в них отсутствует, да и внутри нет приватности.

«В нашей уборной невозможно сменить прокладку, — сообщила одна из учениц Ошской области, — потому что у нас нет ни воды, ни туалетной бумаги».

Без воды невозможно после посещения туалета вымыть руки, вот и путь для инфекции.
Зимой в таких уборных холодно и скользко, поскольку полы покрываются от мороза льдом, пожаловались и мальчики из фокус-группы. Неудобства в подобных туалетах испытывают не только ребята, но и учителя, особенно мужчины.

В некоторых школах вода подается по расписанию, а в большинстве тех, где есть доступ к ней, отсутствует мыло для мытья рук. Вот так и живем…

Респонденты-девушки также сообщили о проблемах, связанных с критическими днями: страхе, когда они наступают впервые, боли и слабости в эти периоды, боязни появления пятен на одежде и насмешек со стороны одноклассников (одна из девочек даже перестала вовсе посещать школу по этой причине). Большинство признались, что испытывают дискомфорт в обсуждении темы из-за менталитета, и хотели бы, чтобы информатором в вопросе гигиены и советчиком была мама, но, к сожалению, у самих матерей недостает знаний в этой сфере.

Создают неудобства в менструальные дни: плохой доступ к воде, нехватка личного пространства, отсутствие в туалетах приватности и урн для утилизации использованных при менструациях средств.
Как следствие такого положения: пропуски занятий школьницами, стресс, рассеянность на уроках и плохое усвоение материала, самоизоляция и вероятность анемии и инфекций.

Десять лет назад подобные исследования, проведенные Фондом Ага-Хана в школах отдаленных районов Нарынской области, показали, что болезнь чаще всего начинается с несоблюдения правил элементарной гигиены, когда не хватает воды, нет мыла для мытья рук и т. д.

— Проблема сохранения общего и репродуктивного здоровья девочек актуальна сегодня во всем мире. В нашей стране исследования в этой области начали проводиться недавно,

— сообщила в презентации исследования по современным аспектам организации профилактической работы в общеобразовательных учреждениях в целях сохранения и укрепления здоровья девочек-подростков, в том числе репродуктивного, кандидат медицинских наук Раиса Атамбаева.

К сожалению, ухудшение состояние здоровья подростков имеет тенденцию к росту: до 75 процентов девушек, заканчивающих школу, имеют заболевания, юноши призывного возраста — тоже. Наши дети не знают основ здорового образа жизни, хотя в программе есть уроки ЗОЖ. Запредельные учебные нагрузки, стрессовые ситуации, отсутствие необходимых условий для занятий дома, некомпетентность родителей — вот лишь некоторые причины этого тревожного роста.

Кафедрой гигиенических дисциплин Кыргызской медицинской академии проведено исследование с привлечением педиатров, офтальмологов, невропатологов, гинекологов и других специалистов в двенадцати школах. Добровольный медицинский осмотр прошла 591 девушка-выпускница.

— Каждая пятая из обследованных школьниц, — сообщила Раиса Атамбаева, — имеет набор болезней. На первом месте оказались заболевания глаз и слуха, на втором — нервной системы, на третьем — пищеварительного тракта, у 18,6 процента девушек — гинекологические патологии органов малого таза.

Если девушка в столь юном возрасте имеет букет проблем со здоровьем, то что она, выйдя замуж, может передать потомству? Отсюда патологии у новорожденных и пусть снижающаяся, но все-таки имеющая место ныне, смертность младенцев и матерей.

Исследователями изучены и обозначены главные поведенческие факторы нездоровья девочек-подростков и девушек. Самый высокий показатель риска у курения (любительниц табака среди юных кыргызстанок, по итогам анонимного опроса в школах, немало). Разрушающее воздействие на организм подростков оказывает и употребление алкоголя. Несоблюдение навыков здорового образа жизни в том же списке, как и нарушение режима дня: подъем в 6-7 утра, в 14-15 часов возвращение уставшей домой, а еще надо сделать домашнее задание, посетить спортсекцию, танцевальную или музыкальную студию, позаниматься с репетитором или на подготовительных курсах, если грядет ОРТ…

Многие из перечисленных факторов, по мнению медиков, регулируемы. Следует уменьшить и учебные нагрузки в школах, рекомендуют исследователи. Кстати, выявлено, что педагоги тоже не знают, что такое репродуктивное здоровье и как его можно сохранить. Не хватает в республике подростковых акушеров-гинекологов, а у выпускников медакадемии этого профиля отсутствуют навыки работы с непривычным контингентом. А между тем общепризнано: работать в школах с детьми надо с пятого класса, когда начинается гормональная перестройка организма.

— В Малайзии, Турции и других странах, где я побывала, эту работу проводят не учителя, а врачи,

— акцентировала первая леди страны.

Наверное, пока у нас половым воспитанием занимаются не врачи, в университетах, где готовят педагогов, следовало бы учить будущих учителей особой работе со школьницами. Заниматься же их здоровьесбережением сегодня обязаны в первую очередь родители (многие из которых сами нуждаются в просвещении), а также школьные психолог, врач, педагоги и физрук в том числе, ведь здоровая девочка — это здоровая страна.

Было бы несправедливым не отметить, что обозначенные выше проблемы мало-помалу в республике все-таки решаются: новые школы строятся обязательно в соответствии с принятыми стандартами, а те, что подлежат ремонту, также переоборудуются. Центры семейной медицины получили экземпляры прогностической матрицы, с помощью которой можно отслеживать состояние здоровья девочек. Думается, что и рекомендации участников «круглого стола» обязательно воплотятся в жизнь.

Тамара НЕШКУМАЙ.
Фото автора.






Добавить комментарий