Main Menu

Кыргызстан-2011: Кризис не преодолен

В Таможенном союзе будет легче, но проблемы сохранятся

Экономическая ситуация в республике остается сложной. За прошедший год экономика испытала удары мирового кризиса и ощутила последствия мощнейших политических катаклизмов — революционную смену власти в апреле и июньские межэтнические столкновения на юге страны. По данным Национального статистического комитета (НСК), валовой внутренний продукт практически не увеличился — рост в I квартале 2011 года составил всего 0,4%. Продолжается стагнация промышленного производства — за тот же период оно снизилось на 0,3%. Сохраняется тенденция сужения воспроизводственной базы экономики, поскольку сокращаются  инвестиции в основной капитал и соответственно объемы строительства. В I квартале текущего года падение в этом секторе экономики, по данным НСК, составило 10-12%, что в дальнейшем ограничит возможности для роста экономики.
Нерациональна и структура вложений — львиная доля идет на строительство жилья: за истекший квартал использовано (по оценке НСК) 2 291,6 млн. сомов инвестиций в основной капитал, что на 12,7% больше, чем в I квартале 2010 года, и составляет 43,5% от общего объема (5 263,9 млн. сомов). Это гораздо больше, чем вложения в такие по-настоящему воспроизводственные отрасли, как обрабатывающая промышленность (5,3%) и сельское хозяйство (1,7%). Известно, что вложения в жилищное строительство выпадают из воспроизводственного процесса после ввода жилья в эксплуатацию и вселения жильцов в квартиры или дома. Напротив, в промышленности и сельском хозяйстве они длительное время участвуют в воспроизводственном процессе, обеспечивая дальнейший экономический рост. Никто не ратует за уменьшение инвестиций в жилищное строительство, пусть они продолжают расти, однако правительству необходимо резко изменить свою экономическую политику в сторону стимулирования притока капиталов в промышленность и сельское хозяйство.
Весьма негативным симптомом неблагополучия в экономике Кыргызстана служит сокращение объемов оборота в сфере услуг, особенно в торговле. В течение последнего времени здесь наблюдается снижение объемов предоставления услуг, чего не было за все годы независимости. Так, по данным НСК, и в I квартале 2011 года сохранилась эта тенденция — общий объем оборота торговли, ремонта автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования снизился на 3,6%, услуги гостиниц и ресторанов — на 6,4%. Если учесть довольно значительную роль сферы услуг в производстве валового внутреннего продукта страны — около 50% ВВП, то такое положение представляет серьезную угрозу экономической безопасности республики.
Особенно неблагоприятным выглядит снижение продаж продовольственных товаров, которое на фоне существенной бедности населения может свидетельствовать об отказе его малоимущих слоев от потребления некоторых видов продуктов питания. По данным НСК, в I квартале текущего года объем продаж продовольственных товаров по сравнению с 2010 годом сократился на 7,3%. К тому же в этом году происходит сокращение объемов производства пищевых продуктов: муки — на 3,1%, хлеба свежего — на 13,7%, мяса и пищевых субпродуктов — на 13,6%, молока обработанного жидкого — на 46,3% (I квартал 2011 г., НСК). То есть тех продуктов, которые являются основными в рационе питания большинства населения республики.
Снижение производства и потребления продуктов питания сопровождается самыми высокими темпами инфляции в СНГ, что подтверждается данными Межгосударственного статистического комитета. За рассматриваемый период инфляция в нашей республике достигла 6,4%, что  в  годовом  исчислении превысит 20-процентный рубеж.
Как видно из приведенных данных, ситуация в экономике сложилась довольно критическая. И если не принять кардинальных мер по ее реформированию, не разработать и не реализовать жесткую экономическую политику с учетом сложившейся ситуации, то в ближайшей перспективе нас ожидает глубокий социально-экономический кризис с далеко идущими последствиями.
Прежде всего правительству необходимо тщательно разобраться, с какой экономикой оно имеет дело, знать точную ее структуру, слабые и сильные стороны, определить механизмы воспроизводственных процессов с учетом влияния внутренних и внешних факторов. Не секрет, что значительное влияние на состояние экономики оказывает теневой сектор, который, по разным оценкам, достигает 30-60% от ВВП страны. Взять хотя бы электроэнергетику, где никак не удается снизить потери, которые списываются как технические. На самом деле эта «потерянная» якобы электроэнергия потребляется теневиками, выпускающими продукцию на десятки, если не сотни миллиардов сомов, без уплаты полагающихся налогов. Кроме электроэнергии, в «черную дыру» теневой экономики проваливаются бюджетные средства государства, иностранные кредиты, сбережения населения, каким-либо образом соприкоснувшиеся с ней.
Однако правительство до сих пор окончательно не определилось со своим отношением к этому сектору, который играет существенную роль не только в экономике, но и в социальной сфере, ведь там работает чуть ли не половина трудоспособного населения страны. Попытки дважды легализовать теневиков одним росчерком пера ничего, кроме конфуза, не принесли ее авторам. Также следует остерегаться большевистских методов по уничтожению теневиков как класса, поскольку на дворе давно уже не те времена, когда огнем и железом можно было решать экономические проблемы.
То же самое можно сказать о проблеме мигрантов. Это на первый взгляд кажется, что решение уехать в другую страну — личное дело каждого. Но оно имеет весьма важное значение для самочувствия общества. Человеческий ресурс наряду с материально-вещественными факторами производства является основой экономического развития страны. Поэтому строить какие-то планы социально-экономического развития без учета человеческого фактора — значит, заранее обрекать их на невыполнение. А мы до сих пор не располагаем достоверными данными о том, сколько человек реально живут в республике, сколько выехало, сколько вернулось.
В политических целях, возможно, правильно считать, что в республике проживает более 5  миллионов человек, но никуда  не деться от факта отсутствия в республике более 500 тысяч наших сограждан (возможно, мигрантов гораздо больше), причем самого активного трудоспособного возраста. Если учесть более  2 миллионов детей и подростков в возрасте до 18 лет и 500 тысяч лиц пенсионного возраста, безработных, точное число которых никто не знает, то реально производительным трудом заняты несколько сот тысяч человек. При таких объемах вовлечения человеческих ресурсов в экономику, без массированных инвестиций в производство абсолютно нереально рассчитывать на экономический рывок, тем более на удвоение ВВП за относительно короткий промежуток времени. К сожалению, ни тем, ни другим республика не располагает. Нельзя скидывать со счетов и вопросы безопасности — не дай Бог завтра что-нибудь случится, кто будет Родину защищать?
Кроме всего прочего, миграция оказывает существенное влияние на макроэкономическую ситуацию, подстегивая инфляцию. Перевод валюты мигрантами — а это 1,5 млрд. долларов в среднем за год, по существующему курсу это почти 70 млрд. сомов — оказывает сильное давление на потребительский рынок. Задача правительства — создавая соответствующие условия для родственников мигрантов (рабочие места и т.д.), перевести их средства в инвестиционное русло, возможно, через создание специализированного банка или фонда.
В этих условиях вступление страны в Таможенный союз может сыграть весьма позитивную роль, т. к. наши экономические субъекты получат свободный доступ к рынкам других его членов. С другой стороны, это усилит конкуренцию в экономической и социальной среде. Взять хотя бы уровень заработной платы, по которой Кыргызстан серьезно отстает от других членов союза. В Бишкеке средняя зарплата в марте 2011 года составила 231 доллар, в Астане — 886,9, в Алматы — 809,4, в Москве — 1 271,7(!) доллара США (по данным НСК). При введении общего таможенного пространства цены в Кыргызстане за короткий промежуток времени непременно подтянутся до уровня более мощных экономик — рост составит в среднем от 20 до 50%, а в некоторых случаях и больше. Произойдет «вымывание» дешевых кыргызских товаров и заполнение местного рынка более дорогой продукцией из России и Казахстана. А зарплата останется на прежнем уровне, и так низкая ее покупательная способность еще более снизится, что может вызвать рост социальной напряженности в республике. Все эти вопросы необходимо самым тщательным образом рассмотреть при вступлении в Таможенный союз.
Не следует также забывать, что Кыргызстан является малой открытой экономикой, на которую существенное влияние оказывают внешние факторы. На наше счастье, народ быстро оценил преимущества такой экономики, и республика превратилась в своеобразную центральноазиатскую «трубу», по которой в огромных масштабах перекачивались дешевые китайские товары на рынки Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана и России. Тысячи кыргызстанцев неплохо зарабатывали на «трубе», которая служила долгие годы социальным амортизатором в республике, несмотря на экономические и политические кризисы. В едином таможенном пространстве  она сама собой отомрет и республике потребуется соответствующая экономическая и финансовая помощь со стороны более мощных членов Таможенного союза, чтобы компенсировать нашему населению потери немалых доходов, поскольку кыргызскому правительству это будет не под силу. Шутить с экономическими интересами своих граждан не позволено ни одному государству в мире. Да и у нас такая «шутка» прежнего руководства страны, как известно, закончилась апрельской революцией.
В целом необходимо отметить, что в экономике произошли и еще произойдут кардинальные сдвиги, которые существенно изменяют условия разработки и реализации экономической политики государства. Если этого не замечать, то экономика не замедлит наказать нас за самонадеянность и пренебрежение ее законами, как это произошло в Беларуси.

Алымбек БИЯЛИНОВ,
кандидат экономических наук.






Добавить комментарий