Main Menu

Государство и общество: шаг к партнерству

НА КОНКУРС “Профессиональная государственная служба — залог будущего Крыгызстана”

Специфическая концепция государственной службы в Кыргызской Республике положена в основу Закона «О государственной службе».  В трактовке этого закона под государственной службой понимается  деятельность государственных служащих в государственных органах по осуществлению на профессиональной основе задач, функций и властных полномочий, определенных Конституцией и иными нормативными правовыми актами страны.

Задача по привлечению внимания государственных служащих, общественности к вопросам развития госслужбы и решению наболевших в ней проблем в настоящее время является актуальной для модернизации системы государственной службы, изучения, понятия и совершенствования политико-административной системы, которая определяется как устойчивая совокупность отношений и связей, складывающихся между исполнительной властью и обществом, а также для формирования эффективной системы управления государственной службы в интересах повышения доверия граждан к органам государственной власти.
В связи с этим хотелось бы отметить актуальность задачи по повышению доверия граждан к органам государственной власти, что, несомненно, является условием успешных преобразований в политической и социально-экономической сферах общества.
В настоящее время необходимо привести систему государственной службы и технологии процессуальной деятельности государственных служащих в соответствие со сложившимися общественными отношениями и новыми экономическими условиями, необходимо улучшить качество оказания государственных услуг населению.
Одним из направлений для осуществления данной задачи является  оптимизация работы по вовлечению общественности в принятие и реализацию государственных программ в республике.
В настоящее время население слабо участвует в принятии и реализации государственных решений из-за недостатка информированности о действиях власти, что порождает недоверие к любому властному уровню.
Если государство заинтересовано в формировании гражданского общества, оно должно организовать этот процесс, создавать условия и стимулы для привлечения населения к разработке и реализации задач общегосударственного масштаба не только краткосрочного, но и стратегического характера, направленных на развитие общества и государства.
Для нас, государственных служащих, решение таких задач — это не только  основные формы непосредственной демократии, но и система мероприятий, некоторая инфраструктура, обеспечивающая это самое общественное участие.
Не сделаю открытие, если скажу, что сегодня общественность всё активнее вовлекается в выработку и принятие решений, касающихся вопросов развития города, региона, области. Спектр вопросов, поступающих на рассмотрение в Министерство финансов, в частности, в управление поддержки проектов развития от граждан, жителей регионов, неправительственных организаций, чрезвычайно широк: это и связанные с проблемами обеспечения услуг образования и здравоохранения местному населению, жилищное строительство, строительство объектов культуры и спорта,  улучшение инженерно-коммуникационной системы и многие другие. Очевидно, что если эту общественную потребность не обеспечить соответствующей инфраструктурой (то есть системой встреч, советов, консультаций, общественных дискуссий, международных проектов, нормативных актов, обозначающих «правила игры» в соответствии с существующим законодательством Кыргызской Республики), то она начнёт складываться стихийно, порой неконтролируемо, зачастую имея конъектурно-лоббистский характер.
И поэтому концепция сегодняшней деятельности по вовлечению общественности в принятие государственных решений должна стать такой, чтобы любой гражданин с любой инициативой мог включиться в процесс выработки и принятия решений, имеющих высокое социально-экономическое значение.
Однако обеспечение доступа к информации — достаточно сложная процедура. Чтобы обеспечить широкий и эффективный доступ к информации, необходимо иметь достаточно обширную нормативно-правовую базу, учитывающую специфику информации, ее ведомственную принадлежность, механизмы доступа к ней различных организаций и отдельных граждан.
Доступ к информации нужен не сам по себе — он важен для контроля. Законодатель, человек, который проводит контроль, или любой гражданин не может держать информацию при себе, если закон говорит о ней, что ее следует предать гласности. Бывает много причин как для утаивания информации, так и для ее поиска и распространения. Государственные органы могут препятствовать преданию информации гласности по запросам, так как эти запросы могут привести к общественному давлению на изменение политики, или просто эти запросы ведут к увеличению объема работ.
Чтобы правильно и конструктивно использовать информацию, необходимы такие механизмы к ее доступу, которые бы обеспечили ее выдачу   в виде, уже понятном для любого человека, не имеющего специальной технической подготовки. Государственные органы должны направить усилия на обучение общественности правильному анализу и использовать полученную информацию на пользу всему обществу.
А для этого можно внедрить практику проведения общественных слушаний.
Главная цель общественных слушаний состоит вовсе не в получении некоего заключительного вердикта общественности: «строить — не строить» тот или иной объект.
Вполне понятны и справедливы опасения госзаказчиков, что на уровне народного собрания принципиальные вопросы будут решаться очень трудно и все может повернуться так, как того захотят отдельные лидеры «толпы». Цель — в другом.
На общественных слушаниях выявляются и фиксируются реальные последствия осуществления намечаемой деятельности. Реальные последствия отличаются от действительных. Реальные, то есть вполне возможные, последствия заявляются либо теми, кого касается намечаемая деятельность (местное население), либо теми, кто знает, к чему это приведет, исходя из своего прошлого, в том числе профессионального, опыта (специалисты). В отличие от реальных действительные последствия — это те, которые уже проявились, они известны и осознаны обществом. Именно действительные негативные последствия привели к выработке таких норм и правил подготовки и ведения хозяйственной деятельности, следование которым позволяет при подготовке будущих решений их избежать. Таким образом, реальные последствия существуют только в мышлении.
Польза от проведения общественных слушаний возможна только при соблюдении следующего условия.
Общественные слушания должны проводиться превентивно, то есть упреждающим образом по отношению к началу реализации намечаемой деятельности. Это в свою очередь вызвано двумя причинами:
только таким образом возможно формирование атмосферы доверия в процессе общественных слушаний, поскольку, если уже (образно говоря, «копается котлован и в фундамент заливается бетон») обсуждать значимость будущего объекта бессмысленно, ничего изменить в проектных решениях нельзя. И общественность в данном случае видит в заказчике лицо, стремящееся всеми правдами и неправдами «протащить» нужное ему решение;
оппоненты всегда правы. Это, на первый взгляд, парадоксальное положение имеет большое значение. Как показывает практика, наиболее бессмысленным делом в рамках общественных слушаний является обсуждение резонности, разумности, аргументированности требований и заявлений общественности. Подобная чрезвычайно распространенная ошибка приводит только к обострению переговорного процесса, дискредитирует идеи общественных слушаний и формирует ошибочное мнение о том, что конструктивного диалога с общественностью не может быть в принципе.
Действительно, поскольку в центре общественных слушаний представлены мнения различных общественных групп, то необходимо понимать, что у каждого из них — свой мир и проектируемый объект в каждом из этих миров «выглядит» по-разному. Для местных жителей это  фрагмент их среды обитания (причем у каждого — своя среда), для заказчика — функциональный объект, для разработчика — инженерное сооружение и технологии, для архитектора — элемент планировки и объемные формы и т.д. И последствия от реализации намечаемой деятельности проявляются прежде всего в сознании людей, в их индивидуальных мирах, а не в действительной объективности. Индивидуальные миры крушить нельзя — их можно лишь чуть-чуть перестраивать «руками их владельцев» и учитывать в решениях по объекту только в процессе прямого диалога.
Задачи, решаемые заказчиком при проведении общественных слушаний, состоят в следующем:
привлечение населения к участию в подготовке проекта, его корректировке и реализации. Как только проект попадает в пространство личной заинтересованности, он становится собственностью человека, который начинает им дорожить, стремится сделать его лучше и, что самое главное, проявляет готовность «поступиться принципами», за которые еще вчера был готов «бросаться под бульдозер»;
поиск взаимоприемлемых решений в вопросах предотвращения или уменьшения отрицательных последствий (социальных, экономических, экологических) — это также один из ключевых элементов общественных слушаний, поскольку, как правило, наиболее вероятным их исходом является не согласие общественности с первоначально предложенным проектным замыслом, а формулирование перечня условий, при соблюдении которых заказчик может рассчитывать на реализацию своего проекта;
заключительным шагом заказчика является принятие окончательного решения о возможности и целесообразности осуществления намечаемой им деятельности на конкретной территории. Либо он, понимая, что дальнейшее движение связано с затратами и усилиями, которые могут сделать его проект нерентабельным, отказывается от своих планов, либо, отдавая себе отчет во всех плюсах и минусах достигнутого соглашения, он приступает к реализации проектного замысла.
Соучастие граждан в обсуждении проектов — это будет одним из достижений в разрушении стереотипов в обществе по отношению к государственным органам как к закрытым, «нетранспарентным» органам государственной власти. Именно при обсуждении проектов лучше выявляются интересы населения. Эти процедурные нормы должны реализоваться в соответствии с требованиями действующего законодательства Кыргызской Республики через общественную экспертизу, оказывающую действенное влияние на качество проекта и помощь в согласовании локальных, региональных и государственных интересов.

Айгуль АБДЫРАЗАКОВА,
главный специалист
управления  капстроительства Министерства финансов.






Добавить комментарий