Main Menu

Больше профессионализма, парламент!

Инициативная группа НПО по поддержке британской программы «Укрепление участия гражданского общества в процессе формирования политики в парламенте КР», которую реализует Вестминстерский фонд за демократию, провела информационную встречу. На ней участники  диалога получили базовый общественный анализ и оценку нового регламента Жогорку Кенеша (он был принят 30 июня, а подписан экс-президентом  Р. Отунбаевой 18 ноября 2011 года) по вопросам гласности и открытости парламента, взаимодействия его со СМИ и общественностью, законодательному процессу и контрольным процедурам. Были также обсуждены инициативы по изменениям в Закон «О регламенте Жогорку Кенеша». Перед участниками выступили координатор правовой программы ПРООН Г. Маматкеримова, эксперты Вестминстерского фонда за демократию А. Кириленко и Ж. Койчукулова и руководитель коалиции «За демократию и гражданское общество» Д. Ошурахунова.

Касаясь роли СМИ  в освещении парламентской деятельности, эксперт Вестминстерского фонда за демократию Анна Кириленко  заметила, что если  пресса очень близка к парламенту, то это снижает шансы общества на доступ  к объективной информации. Но и то, что СМИ находятся далеко от парламента,  также не дает  оснований считать, что  население получит правдивую информацию. Однако некоторое «удаление» прессы от парламента дает ей необходимую оппозиционность и объективность в освещении его деятельности. Мы видим, утверждает эксперт, что оба этих полюса опасны. Раньше по тому, как писали СМИ  о деятельности парламента, можно было понять, какая пресса «проправительственная», а какая «оппозиционная».  Поэтому сегодня  настало время, когда каждое из средств массовой информации и его представители должны решить, на каком расстоянии от парламентской прямой они находятся.
Говоря о прогрессивных достижениях нового регламента ЖК и инициативах изменений в него со стороны депутатов, Жибек Койчукулова заметила, что новый парламентский регламент не успел еще вступить в силу, а профильный комитет уже инициирует поправки в него. Как она полагает, нардепы, видимо, не желают работать открыто и качественно с общественными организациями. Начиная с 2008 года изменился сам принцип формирования парламента, теперь выборы в него проходят по спискам политических альянсов. Закреплены и такие понятия, как «коалиционное большинство» и «парламентская оппозиция». Законопроекты принимаются в трех чтениях, прописаны и положения, решения по которым принимаются 50 голосами из числа присутствующих депутатов, но голосовать по доверенности не разрешено. По словам эксперта, руководитель профильного комитета по регламенту  и депутатской этике К. Абдиев в 2011 году поддержал новый регламент, но спустя какое-то время он уже инициирует новый проект в парламенте. По его инициативе возвращаются нормы, согласно которым голосование за законопроект проходит в день обсуждения, а это в свою очередь может негативно отразиться на качестве законопроекта, поскольку голосование после обсуждения выявит недостатки. Кроме этого, как отметила Ж. Койчукулова, глава профильного комитета предлагает отменить заключение самого комитета, результаты и обсуждения независимых экспертов, общественности, парламентских слушаний.
Предполагается также увеличить список законопроектов, которые можно принимать одним пакетом. В Кыргызстане законопроекты вносятся одним пакетом по 20-40  поправок, а за полвека в регламент Британского парламента было внесено всего 200 поправок. В закон так часто вносить изменения, как  у нас, невозможно. По новому регламенту ЖК изменения даже если вносятся, то они ограничены временными рамками, связанными с экспертизами, оценкой и принятием в трех  чтениях, подчеркнула Ж. Койчукулова. Она отметила, что согласительный процесс проекта, постановлений и решений правительства имеет закрытый характер, простые граждане к нему доступа не имеют. Политическая структура Жогорку Кенеша, добавила эксперт, включает в себя  фракции, которые, помимо регламента, должны работать на основании еще не разработанных положений. По новому регламенту спикер обязан отчитываться два раза в год (в июле и феврале), а зимой он должен отчитываться по внутреннему аудиту. Заседания Координационного совета должны проводиться один раз в месяц, а в его составе должны быть представлены лидеры всех фракций, ибо совет определят форму отчета спикера и внутреннего аудита. Отличие нового регламента от старого заметно и в наличии терминов, в частности, понятия о государственном интересе. Если выяснится, что новый член депутатской комиссии имеет личные интересы в рассматриваемом вопросе, то он обязан выйти из состава комиссии.
Далее Койчукулова сказала, что парламент республики должен принять свою стратегию развития. Она считает, что это предусматривается новым регламентом ЖК, также должен быть разработан  сессионный план для качественной работы парламентариев. Принятие проектов в трех чтениях — это не формальное действо, а возможность  внесения поправок, предложений и проведения экспертиз. По мнению Ж. Койчукуловой, если в один день принимать законопроекты в трех чтениях, то повышается риск принятия заведомо невыгодных для государства законов. Новый регламент впервые подразумевает проведение законов через лингвистическую экспертизу, без которой наблюдается неэффективная практика написания законов на официальном языке, а его обсуждения — на государственном.
Глава коалиции «За демократию и гражданское общество» Динара Ошурахунова заметила, что парламент страны должен быть предсказуемым. Сейчас мы не знаем, что получим в результате деятельности нынешнего Жогорку Кенеша через пять лет его работы. Она отметила, что каждая организация имеет собственные миссию и план, по которым выстраивает свои цели и задачи, стратегию и план деятельности, чего нельзя сказать о работе ЖК. Миссия, цели и задачи нового парламента хорошо прописаны в новой Конституции. Но что мы от него получим в итоге, общество не знает, вряд ли это знают и депутаты, ведь плана работы у них нет, считает Д. Ошурахунова. Парламентарии начинают инициировать и обсуждать какие-то вопросы, а правозащитники и пресса реагируют на это в пожарном порядке, это недопустимо. Получается, что они должны реагировать на уже принятые законопроекты, ведь депутаты решают все за закрытыми дверями, а  вопросы касаются и гражданского общества.  Парламент, по мнению Д. Ошурахуновой, должен иметь четкий план работы. Она также заметила, что с созданием нового парламента появилась и политическая конкуренция, что важно для формирования политической культуры и плюрализма мнений в обществе. Конкуренция предполагает конфликты, в частности, и в парламенте, отметила глава коалиции, но главное, чтобы такой спор не выходил за рамки ЖК, подчеркнула она.
Д. Ошурахунова также сообщила, что в парламенте рассматривается вопрос о штрафовании парламентариев, нарушивших дисциплину и депутатскую этику. Она сослалась на главу профильного комитета ЖК К. Абдиева, который информировал, что сейчас решается вопрос о штрафе для депутатов за их отсутствие  во время голосования или если они голосуют за коллег. Куда  будут направлены деньги, полученные от этих административных взысканий, неизвестно.

Александр ШЕПЕЛЕНКО.






Добавить комментарий