Main Menu

Еще раз о ювенальной юстиции

Тема подростковых правонарушений все чаще возникает в нашем обществе: школьный рэкет, массовые драки между учениками. И вот совсем недавнее ЧП в селе Андарак, когда конфликт между подростками вылился в межнациональные столкновения. Как видим, грамотное воспитание подрастающего поколения становится залогом национальной безопасности, поскольку детские шалости оборачиваются недетскими проблемами.

По статистическим данным, в республике 58 тысяч мальчишек и девчонок живут в неблагополучных семьях, а около 10 тысяч детей в Кыргызстане находятся в конфликте с законом. Как вырастить из оступившегося подростка порядочного человека, какое наказание должно применяться к малолетнему преступнику? Эти и еще немало других непростых вопросов должна решать ювенальная юстиция. О введении в Кыргызстане особого законодательства для детворы говорится давно. Как показывает практика, карательные меры против малолетних хулиганов не приводят к положительному результату. Юные правонарушители, попадая в колонию, больше приобщаются к криминальному миру, нежели перевоспитываются.

К сожалению, страна все еще находится на пути к реализации подобной реформы. В прошлом году была создана коалиция из некоммерческих организаций  по внедрению принципов ювенальной юстиции в республики. Целью работы стали сотрудничество с государственными органами в продвижении законодательной реформы, осведомление общественности.

Трудные дети глазами милиционеров, адвокатов и судей
Для того чтобы понять, как относятся к трудным детям люди, непосредственно работающие с такой категорией мальчишек и девчонок, неправительственные организации провели социологическое исследование. Опрос проходил среди следователей, судей, адвокатов, сотрудников отделов поддержки семьи и детей, работников школы для детей, нуждающихся в особых условиях воспитания. Также на вопросы отвечали родители ребят, находящихся в конфликте с законом, и подопечные  колонии для несовершеннолетних.
На вопрос: «Есть ли категория трудных детей, в отношении которых бесполезно проводить профилактические мероприятия?»  утвердительно ответила большая часть опрошенных следователей, прокуроров. А среди работников спецшколы даже не было и сомнения по этому поводу. Свою точку зрения они прокомментировали тем, что к ним попадают дети и из благополучных семей, у которых не было проблем в жизни. Поэтому склонность к правонарушениям таким личностям присуща. Подобное мнение укрепилось, как показал опрос, и среди адвокатов. Исследователи приводят чаще всего звучавшее утверждение: «Это все генетика. Не зря наука занимается вопросом преступной личности. Есть дети, у которых в крови стремление совершать преступления».
На вопрос авторов мониторинга: «Несовершеннолетний, отбывший наказание, вновь вернется к правонарушению?»  большинство опрошенных ответило утвердительно. Среди мнений звучало и то, что после колонии ребятами никто не занимается и они вновь вступают в конфликт с законом.
Достаточно показательными можно считать ответы на вопрос о том, каким должно быть у нас законодательство в отношении детей. Следователи, прокуроры, судьи отметили, что надо оставить его таким, как оно есть. А вот сотрудники отделов по поддержке семьи и детей предложили даже ужесточить.
Резюмируя полученные ответы, авторы исследования отмечают, что, согласно результатам, уровень стигматизации несовершеннолетних остается довольно высоким. По-прежнему  «популярно» мнение о том, что совершение правонарушения заложено в трудном ребенке на генетическом уровне, а также, что есть дети, которые быстрее других  учатся совершать правонарушения. Большая половина следователей, прокуроров, работников спецшколы, адвокатов продолжают считать, что раскаяние несовершеннолетнего редко бывает искренним.
Из ответов следует: большинство опрошенных считают, что процветание школьного рэкета объясняется влиянием несовершеннолетних, которые ранее привлекались к ответственности и подвергались наказанию за правонарушения. Один из прокуроров предложил в качестве профилактики чаще использовать механизм направления несовершеннолетних, уличенных в школьном рэкете, в спецшколу. Однозначную уверенность в необходимости системной профилактической программы выражают судьи и адвокаты.
Делая выводы, исследователи отметили, что достичь формирования «доброжелательного» отношения общества к несовершеннолетним, находящимся в конфликте с законом,  лишь с помощью различных эдвокаси-кампаний сложно. Общество прежде всего ожидает позитивные перемены в поведении со стороны несовершеннолетних, в том числе находящихся в конфликте с законом или в группе риска. Большая часть респондентов выразили уверенность в том, что системная профилактическая работа позволит сократить количество несовершеннолетних, вовлекающихся в совершение правонарушений, а необходимая реабилитационная программа позволит оступившимся  встать на путь исправления. По мнению представителей неправительственного сектора, необходима  слаженная работа между следователями, судом, прокуратурой, ИДН, ОПСД, КДД, ГСИН, НПО, школьной администрацией, родителями. А для этого не обойтись без координирующего органа.

За координацию действий ответит совет
На днях представители коалиции НКО, проводившие исследование, а также сотрудники госорганов, занимающихся трудными подростками, обсудили результаты приведенного выше мониторинга за «круглым столом». А также поговорили о слаженности действий всех заинтересованных сторон.
Юрист центра «Право» Бакай Албанов в своем выступлении рассказал о механизмах координации, заложенных в готовящейся редакции Кодека о детях. Этот документ сейчас находится на рассмотрении у депутатов. В кодексе говорится о создании специального совета, который бы занимался выработкой политики действий в области работы с детьми, вступившими в конфликт с законом, определял ответственных за выполнение тех или иных задач и контролировал исполнение.
Немаловажное место в работе с малолетними правонарушителями занимает предотвращение преступлений.  Ведь главное в ювенальной юстиции не наказание, а исправление ребенка. О государственной программе профилактики рассказала начальник Управления дошкольного и школьного образования Министерства образования Дамира Кудайбергенова. Программа была разработана МО совместно с Министерством внутренних дел. Среди мер — борьба со школьным рэкетом посредством увеличения тематических классных часов, введение в школах новой единицы: социального педагога. Но среди намеченного есть немало задач, с которыми явно педагогам самим без поддержки государства не справиться. Например, когда речь зашла о выявлении пьющих подростков, было отмечено, что рядом со школами часто расположены торговые точки, где реализуются спиртные напитки и алкогольные «энергетики». В республике существует острая нехватка домов творчества и спортивных секций, где подрастающее поколение могло бы с пользой проводить часы досуга. Поэтому программы по воспитанию детворы требуют как финансовых вливаний, так и решительных действий всего государства.

Дмитрий АЩЕУЛОВ.






Добавить комментарий