Main Menu

ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: ГОТОВЫХ РЕЦЕПТОВ НЕТ

Покупательская способность  кыргызстанцев падает,  а цены на базарах продолжают расти. Люди даже со средним достатком  вынуждены  все чаще урезать свой бюджет, отказывая в приобретении   привычных  продуктов питания.  Они, увы, и далее будут дорожать, такова общемировая тенденция.

— Наша республика   становится похожей на нормальное государство, где производительный сельскохозяйственный труд  ценится выше «купи-продай», — говорит исполнительный директор  независимого экспертного  объединения  Кыргызстана Улан  Адамалиев.- Содержание, к примеру, крупного рогатого скота  —  выращивание кормов, ветеринарное обслуживание, ежедневный уход за животными — по себестоимости не сравнить ни с посреднической деятельностью, ни с добычей нефтепродуктов. Не может литр молока стоить меньше,  чем, скажем, литр  дизтоплива.
В Кыргызстане  все наоборот. Долго так продолжаться не может. За свой нелегкий  труд  фермеры  должны получать адекватную плату, иначе  продовольственная безопасность страны, объявленная властями первоочередной, приоритетной задачей,  окажется  под большим  вопросом, если не сказать жестче, потерпит крах. Разобраться в продовольственной проблеме  попробовали в Министерстве экономического регулирования, собрав   представителей  заинтересованных ведомств. Пригласили международного  консультанта IFC  Дональда Макрэя. Зарубежного специалиста  с огромным опытом  работы  в инспекциях  тепло приветствовал  заместитель  министра экономического регулирования Олег Панкратов.
Гость  сразу предупредил: исчерпывающего ответа не даст, его попросту не существует, каждая суверенная страна  решает продовольственную проблему исходя из собственных ресурсов и возможностей. Но своим мнением  Дональд Макрэй  все же поделился  с кыргызстанцами, сконцентрировав внимание  на необходимости организации специализированного агентства по продовольственной безопасности. Оно может быть создано  внутри  продовольственной стратегии, написать которую не так-то просто. На это уйдут годы, ведь на рынке много игроков, и все они нуждаются в руководстве.
Главное,  по словам  международного консультанта, чтобы  люди, употребляющие те или иные продукты, оставались здоровы. Абсолютная безопасность, которая, как оказалось, имеет определенную цену,  исключена, речь может идти только об относительной, но достаточно гарантированной   продовольственной безопасности. И проблема эта отнюдь не правительства, а фермеров-производителей и самих потребителей,  которая решается созданием в стране  лабораторий, где можно получить  сертификаты соответствия установленных стандартов.
Исполнительная власть может только поддерживать крестьян, но не контролировать качество выращенной ими  сельхозпродукции, это сделают  конкуренция и спрос. Государству необходимо лишь создать  подходящие  условия для бизнесменов, стараться их стимулировать. Для этого нужна  четко выверенная стратегия обеспечения продовольственной безопасности.
Начинать следует с выяснения: какие конкретные проблемы пытаемся решить? Политические, подъема экономики  или связанные со здоровьем людей и животных? По мнению Д. Макрэя, Кыргызстан слишком мал, имеет ограниченный рынок, поэтому не может решить продовольственные  проблемы собственными силами. К тому же страна вынуждена  ввозить ряд продуктов питания, так как фермеры не обеспечивают  внутренний спрос.
У правительства  финансы ограничены, но  деньги можно  привлечь извне в качестве грантов или льготных кредитов. К тому же  средства есть у частников, и они их будут тратить, выступая  в роли потребителей и  доноров. Правительство может регулировать эти процессы с минимальными для себя затратами. Как? Бизнес нуждается в помощи, чтобы производить те продукты питания, которые ждут люди и по  приемлемой для них стоимости. Вмешательство государства должно быть стимулирующим и поддерживающим, но ни в коем случае не  контролирующим,  считает  консультант.
Олег Панкратов  вспомнил  советскую державу, в которой не было конкуренции, работали на склад и в результате пришли к дефолту. А ведь государство  в те времена контролировало каждый шаг  товаропроизводителей, считалось, что в «едином и могучем» не может быть инфляции. К сожалению, вера  во всемогущество власти, чиновников  перешла к нам  в ХХI век, но ведь сегодня в корне изменились  и производственные, и экономические отношения. Идет настоящая битва за потенциальные рынки сбыта.
По мнению О. Панкратова, государству необходимо  часть своих контролирующих полномочий  передать бизнесу,  только делать это надо аккуратно, поэтапно.  Нельзя разрушать старое, не дав взамен ничего нового, поэтому следует сначала написать   продовольственную стратегию, обсудить ее с гражданским обществом, а потом уже думать об организации  агентства по продовольственной безопасности.
Присутствующие на презентации сошлись в едином мнении: создание единого агентства управления продовольствием отвлечет и без того скудные  государственные ресурсы, спровоцирует  излишнюю бюрократию. Кто-то из  чиновников станет решать: давать  зеленый свет  продуктам или опустить перед сельскими производителями шлагбаум, а это прямая дорога  к коррупционным схемам, которых в нашей республике предостаточно.

Галина ЛУНЕВА.






Добавить комментарий