Main Menu

Иса ОМУРКУЛОВ: «Надо любить свой город»

Даже самые упертые скептики не будут отрицать, что столица  день  ото дня приобретает облик современного мегаполиса.  С учетом нынешнего непростого времени  власти  целеустремленно и настойчиво обновляют столичное хозяйство, модернизируют деятельность  служб, реабилитируют  социальную инфраструктуру, улучшают градостроительную ситуацию. Словом, Бишкек  прилагает все больше   усилий, чтобы жить  по международным стандартам. О том, какие   шаги предпринимает мэрия города для этого, корреспонденту газеты рассказывает  глава городской администрации Иса ОМУРКУЛОВ.

— Иса Шейшенкулович, каковы сегодня приоритетные направления деятельности городской администрации?
— Одно из них — обеспечение столицы питьевой водой. Сегодня мы изыскиваем резервы и возможности, чтобы найти продуктивное решение этого вопроса. Другая проблема — бесперебойное электроснабжение жителей города, промышленных предприятий и транспортных узлов. Еще одна из насущных задач, стоящих перед городскими властями, — это наведение порядка в дорожном хозяйстве. Сегодня, к сожалению, нет серьезных разработок развития автомагистралей и дорожных развязок. Назрела потребность в строительстве новых автотрасс и объездных дорог.
— А если коснуться приоритетов в социальной сфере?
— Давно требуют решения вопросы, накопившиеся в области образования и здравоохранения. Ощущается острая нехватка мест в школьных и дошкольных учреждениях столицы, койко-мест в лечебных заведениях. Необходимо безотлагательно заняться экологической безопасностью и санитарно-эпидемиологической обстановкой в столице. Это ненормально, когда город с миллионным населением не имеет мусороперерабатывающего завода. Я обозначил лишь круг первоочередных проблем, над решением которых мы работаем.
— На последнем координационном совете столичной мэрии вы подвергли нелицеприятной критике работу правоохранительных органов…
— В первую очередь я недоволен их бездеятельностью в наведении порядка на остановках общественного транспорта, которые, по сути, превращены в мини-рынки и стоянки для частных извозчиков. Сегодня в этом направлении мы начали наводить порядок: убираем павильоны и возводим типовые остановочные комплексы. Приведение их в надлежащий вид — мера своевременная, поскольку транспортным предприятиям столицы мной дано указание обеспечить для удобства горожан ежедневный выход на линию 350 автобусов, до последнего времени их выходило около 200. Особенно много претензий у нас имеется к сотрудникам столичной ГАИ. За порядок на остановках они напрямую ответственны. В самое ближайшее время мы строго спросим с руководителей, непосредственно отвечающих за этот участок работы.
— Горожане и гости столицы с удовлетворением отмечают начавшиеся перемены на Ошском рынке и прилегающей к нему территории. Хватит ли воли у городского руководства довести их до логического конца?
— Благоустройство и наведение там порядка волнуют всех горожан, особенно живущих в прилегающих к рынку районах. Здесь расположены школа, роддом и государственные учреждения. Вокруг антисанитария, грязь, как говорится, не пройти, ни проехать. Гостям, прибывающим в столицу из аэропорта «Манас», никак не проехать мимо Ошского рынка. Картина, которую здесь они видят, довольно неприглядная.
План реконструкции Ошского рынка включает в себя два этапа. Первый уже закончен. Мы убрали на прилегающей к нему территории все стихийное — мини-рынки и павильоны. Сделать это было непросто, потому что встретили упорное сопротивление не только со стороны владельцев незаконных торговых точек, но и довольно высоких чиновников. Несмотря на это, мы выстояли, и сегодня в адрес мэрии поступает большое количество писем и обращений жителей столицы, в которых они одобряют и поддерживают твердую позицию городских властей по наведению должного порядка в самом крупном торговом комплексе. Наши планы также встретили понимание у многих местных предпринимателей, вместе с ними облагораживаем территорию внутри рынка, укладываем брусчатку, приводим в современный вид торговые места. Раньше, чтобы проехать мимо Ошского базара, приходилось простаивать в длинных пробках. Большую проблему создавали конечные остановки маршрутных такси и никем не регулируемая парковка частного транспорта вокруг рынка. Для них сегодня определены места за улицей Фучика, что позволило значительно разгрузить Чуйский проспект от проспекта Молодой Гвардии  и дальше в западном направлении столицы.
Второй этап реконструкции Ошского рынка городские службы благоустройства начали с ремонта дорожного покрытия и тротуаров вокруг него, замены освещения и восстановления ирригационных сетей. Расчищена и расширена улица Бибисары Бейшеналиевой, здесь установлены светофоры, оборудованы места для транспортной парковки. А улицу Киевскую по плану предполагается продлить до улицы Фучика через рынок «Берекет». В ближайшем будущем в районе Ошского базара будут отремонтированы фасады зданий, причем  независимо от форм их собственности.
— Насколько нынешний городской бюджет позволяет Бишкеку проводить преобразования и обретать лицо миллионного мегаполиса?
— В процентном отношении в 2011 году на нужды города из общих поступлений в городскую казну было выделено 22,9%. По минимуму мы вышли на этот уровень, но для развития города этого недостаточно. С учетом внутренней миграции Бишкек перенаселен, наблюдается большая нагрузка на все сферы жизнеобеспечения столицы: коммуникации, инфраструктуру, энергоснабжение и другие. Давайте для наглядности обратимся к системе образования в городе. Чтобы обеспечить необходимое количество школьных мест, должны ежегодно сдавать в эксплуатацию четыре школьных комплекса, а мы, если взять прошлый год, построили всего одну школу и реконструировали среднюю школу № 33 в Первомайском районе столицы. А в центре Бишкека все школьные здания настоятельно требуют обновления, потому  что  были построены в 40-х — 50-х годах прошлого столетия. Это что касается только центральных районов столицы. Но не надо забывать, что к Бишкеку относятся 48 жилмассивов, где не хватает воды, электричества и нормальных дорог, их благоустройство требует больших средств. Только в прошлом году мы установили здесь 50 новых подстанций, открыли несколько детских садов и школ. Сейчас развитие жилмассивов идет по отдельно утвержденному плану. Чтобы развивать город дальше, необходимо увеличить доходную часть бюджета, этот вопрос сегодня мы ставим перед новым правительством.
— Иса Шейшенкулович, в столице немало успешных предпринимателей и крупных бизнесменов. Насколько существенен их вклад в решение городских проблем?
— Особой активности в этом среди представителей бизнес-общества не наблюдается, хотя столица очень заинтересована в инвестировании проектов по реконструкции и развитию городской инфраструктуры. Напротив, вместо поддержки некоторые из них в погоне за прибылью создают немало проблем, которые приходится решать потом бишкекским властям. Возьмем тот же Ошский рынок. Владельцы торгово-рыночных павильонов здесь зарабатывают огромные деньги, но, как правило, не очень-то охотно участвуют в улучшении условий функционирования рынка, хотя сделать это в их интересах.
— Насколько эффективно взаимодействие мэрии и столичного кенеша народных депутатов?
— Цели и задачи у нас одни — сделать столицу лучше и краше, обеспечить достойную жизнь бишкекчан.
Как руководитель города, в решении насущных вопросов столицы нахожу ответное взаимопонимание и поддержку.
— До сих пор мы говорили о том, что делают столичные власти и службы мэрии для развития Бишкека. А в чем должна быть поддержка и каковы действия со стороны самих горожан?
— Прежде всего любить свой город. Как ни банально это звучит, но чувства патриотизма у бишкекчан еще маловато. Требуя от мэрии четкого функционирования всех служб жизнеобеспечения, горожане сами должны проявлять заинтересованность в наведении порядка в столице, поддерживать его в своих домах и на прилегающей территории. Сделать привлекательным облик города — наша общая задача, и каждый его житель может внести определенный вклад  в  это благородное дело. Уж не говорю о том, что жесткой оценке со стороны населения должны подвергаться факты вандализма, к сожалению, имеющие место на улицах и в районах столицы. Разбитые фонари, разрушенные коммуникации и фонтанные комплексы, перевернутые цветочные чаши — все это негативно отражается на впечатлении прибывающих к нам гостей. Чтобы восстановить объекты, подвергшиеся набегу вандалов, требуются немалые средства.
— И последний вопрос, Иса Шейшенкулович: что для вас на посту мэра является главным в работе?
— Во-первых, это доверие горожан и их поддержка в реализации намеченных проектов переустройства. Когда жители видят активную позицию градоначальника в стремлении сделать Бишкек современным мегаполисом, они не останутся в стороне и будут тоже стремиться к этому. Как правило, когда выезжаю в город с проверкой работы служб мэрии, всегда беседую и с жителями столицы. Это дает возможность наметить для себя первоочередные задачи по устранению недостатков и решению планов на будущее. Одно из моих правил — помнить об ответственности перед горожанами, а возложенные на меня государством обязанности выполнять с полной самоотдачей и требовать этого же от руководителей всех  служб города.

Сергей СИДОРОВ.






Добавить комментарий