Main Menu

Просто слово о женщине

Выставка, посвященная Году Курманджан датки, открыта в Национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева. Произведения, среди которых работы мастеров прошлого века и  современных авторов, рассказывают о женщине — кыргызстанке,  матери, дочери, жене, хранительнице  не только домашнего очага,  но и народных традиций,  обычаев,  великой труженице и  творческой натуре.

Портрет невероятно умного, прозорливого, обладающего удивительным мышлением и чутьем политика позапрошлого века, женщины, матери — Алайской царицы — акварельной кисти   известного художника и актера  Суйменкула Чокморова открывает экспозицию женских образов. А знаменитых женщин в Кыргызстане не перечесть. Смотрят  с портретов, написанных еще в прошлом веке, именитый скульптор О. Мануйлова, талантливые балерины Р. Чокоева и Ч. Джаманова, певица М. Омурканова, искусствовед Т. Попова, герои труда З. Кайназарова, К. Шопокова, С. Ногоева, С. Кулматова кисти А. Усубалиева, Г. Айтиева, Д. Флекмана,  С. Чуйкова, А. Каменского. Но и простые, неизвестные никому молодые девушки, юные девчонки,  умудренные жизнью пожилые женщины становились героями полотен живописцев, где те  с большим мастерством умели отобразить внутренний мир своей современницы.
Известные по многим репродукциям серии Л. Ильиной «Материнство» (за которую она удостоена Государственной премии СССР), «Делегатки Тянь-Шаня», «За мир», «Слово о кыргызской женщине» в оригинале, как и положено, производят гораздо более сильное впечатление, чем  книжные иллюстрации, неплохо бы чаще ходить на выставки.
Женщина в искусстве — это не только героини произведений, но и сами многочисленные художницы-кыргызстанки, которые преуспели и в живописи,  и в графике,  и в декоративно-прикладном искусстве. Нурганыш Асанова, Калипа Асанакунова, Галина Турдиева, Райгуль Акматова, Роза Караголдоева, Татьяна Лысенко плодотворно работают  в техниках войлока, гобелена, чия,  авторских сувениров,  кукол — искусства, которое в у нас в стране еще только набирает обороты.  Работы их находятся не только в КГМИИ им. Г. Айтиева, они приобрели известность далеко за пределами  страны. Удачное сочетание традиционной манеры и собственных технологий дали новую жизнь ала-кийизу, ширдаку, вышивке, тиснению по коже, кураку.   Художницы переосмысливают художественное наследие, привнося в него необычное  звучание, выразительность, оригинальность композиций, продуманность сюжетов и приемов, свежую колористику.  Ко всему хочется добавить, что   народное искусство во многом создавалось женщинами и на сегодняшний день именно они продолжают сохранять и развивать народные традиции.

Галина МИХАЙЛИНА.
Фото автора






Добавить комментарий