Main Menu

Сажать нельзя. Воспитывать

В Туркменистане прошел III Центральноазиатский форум по защите детей, сфокусированный на ювенальной юстиции. Нашу страну  представляла национальная делегация, в состав которой вошли депутаты Жогорку Кенеша, глава Департамента по защите детей, представители Верхового суда, прокуратуры и Министерства внутренних дел, а также главы НПО, защищающие права детей, и директор Центра по социальной адаптации уличных детей при мэрии Бишкека. По возращении они провели брифинг, на котором рассказали об итогах своей поездки и о том, какие меры теперь будут приниматься у нас в стране.

Последствия перехода стран Центральной Азии (ЦА), в том числе Кыргызстана, к рыночным отношениям в первую очередь отразились на положении самой незащищенной группы населения в регионе — детях. Они вынуждены работать, выпадая из системы школьного образования. Зачастую просто оказываются выброшенными на улицу, число беспризорников постоянно пополняется внутренними мигрантами и детьми, сбежавшими из интернатов. Во всех странах ЦА наблюдается тенденция роста числа детей и подростков, преступивших черту закона. Как обстоят дела с правосудием по делам несовершеннолетних  и как с этим бороться, обсуждалось в рамках форума.
«Кыргызстан представляла солидная делегация. Всего в форуме участвовали представители пяти стран ЦА, которые презентовали свои  доклады. Наша республика получила положительный отклик со стороны международных экспертов, потому что мы проделали большую работу по вопросам защиты детей», — сказала, открывая брифинг,  председатель Комитета по конституционному законодательству, госустройству, законности и местному самоуправлению Жогорку Кенеша Галина Скрипкина.
Как отметили члены делегации, в докладе о состоянии дел в нашей стране отражены  все имеющиеся минусы и плюсы. По словам директора ОФ «Центр права» Гульнары Шейшекеевой, уровень детской преступности значительно вырос после распада СССР, но начал снижаться в 1993 году. Так,  в 2009 году количество учтенных преступлений, совершенных несовершеннолетними, было на 36% ниже, чем в 1990 году, и на 51% ниже данных за 1992 год. В 2005 году в детских колониях содержались 400 человек, а в 2010 году их число сократилось на 80%. Сегодня в местах лишения свободы содержатся 35-40 детей. «Это связано с тем, что проводилась гуманизация  уголовного законодательства. Если раньше к лишению свободы приговаривали за незначительные преступления, то сейчас применяются альтернативные меры, например,  условное осуждение. И это к лучшему, ведь после пребывания в колонии подростка сложно вернуть в общество», — заявила Гульнара Шейшекеева. Она также отметила, что  профилактикой правонарушений по всей республике занимаются 417 инспекторов по делам несовершеннолетних. «В стране судьи прошли обучение по ювенальной юстиции, но в 2010 году их отстранили от должностей».
По словам координатора программы по защите детей ЮНИСЕФ Елены Заиченко, правонарушения, совершаемые подростками в Центральной Азии, исследованы международным экспертом    ЮНИСЕФ Дэном О’Доннелла. Его данные показали, что уровень преступлений, совершаемых несовершеннолетними в нашей стране, значительно ниже, чем в других странах Центральной Азии. «В Кыргызстане — 36 %, в Казахстане — 38%, в Таджикистане — 67%, в Туркменистане — 91%, в Узбекистане — 53%. При этом максимальный срок содержания под стражей в милиции без постановления суда составляет в Кыргызстане 48 часов, а в остальных  странах 72 часа. Стоит также отметить, что  у нас малолетних правонарушителей  задерживают при совершении особо тяжких преступлений или в случаях рецидивов, тогда как в других странах Центральной Азии подростков до  суда задерживают за преступления средней тяжести. Это означает, что ювенальная юстиция в нашей республике более гуманна, чем в других странах. На фоне других мы также выглядим неплохо, если смотреть на продолжительность судебных разбирательств. В Кыргызстане он занимает 2 месяца, а в других станах он может длиться до года, кроме Казахстана. Там весь этап разбирательств составляет год, а слушание по делам несовершеннолетних ведется закрыто. Также у нас самый маленький срок лишения свободы для подростков. Он составляет 5 лет за тяжкое и 10 лет за неоднократные тяжкие преступления. Между тем условия содержания детей в ИВС/СИЗО в странах ЦА хуже, чем в колониях для несовершеннолетних. В Кыргызстане на данный момент действует одна детская колония №14 в селе Вознесеновка. Также у нас в республике есть различные центры по предоставлению психологической и социальной помощи, центры оказания поддержки ребенку и семье», — заявила она.
Как отметила Галина Скрипкина, несмотря на то что показатели у нас ниже по сравнению с другими странами, все равно реформа системы правосудия по делам несовершеннолетних в Кыргызстане необходима. 24 мая в парламенте создана рабочая группа, которая представит Комитету по конституционному законодательству, государственному устройству и местному самоуправлению Жогорку Кенеша  пакет законопроектов по внесению изменений в Уголовно-исполнительный, Уголовно-процессуальный и Семейный кодексы, согласно которым разрабатывается  новая редакция Кодекса о детях.
По словам  директора Открытого центра для детей в конфликте с законом Алексея Петрушевского, в столице уже два года осуществляется пилотный проект в Октябрьском и Свердловском районах по работе с подростками, совершившими правонарушение. Данный проект занимается правовой защитой, социальным сопровождением на следствии и в суде, подготовкой отчетов судьям на основании психологического исследования и личности подростка. Сейчас дела 102 детей находятся на стадии судебных разбирательств, дела 57 подростков прекращены по примирению сторон, и еще 17 —  на стадии следствия.  «Самым главным послужил тот факт, что несовершеннолетний объяснял потерпевшему, почему он совершил правонарушение, а затем жертва рассказывала о своих переживаниях. И в примирительном договоре обсуждалось, какую ответственность подросток готов взять на себя.  Если же ребенка не привлекают к ответственности после примирения сторон, необходима его адаптация к обществу, чтобы он осознал свое преступление и был готов искупить его трудом и обучением», — добавил он. В качестве положительного момента также отмечено, что при МВД создан отдел по работе с детскими преступлениями.

Ирина КОВШОВА.



« (Previous News)



Добавить комментарий