Main Menu

Земной поклон великому Земледельцу

Дмитрию Петровичу Зубкову, Герою Социалистического Труда, кавалеру ордена «Манаса», одному из первых в нашей республике дипломированному агроному, лауреату государственных премий Союза ССР, Кыргызстана, патриарху хлебородной земли в долине гор, исполнилось 100 лет со дня рождения.

Он ушел из жизни на 96-м году, почти пять лет тому назад, в горестный день яркого солнечного лета. И тогда, отдавая последний поклон этому поистине великому земледельцу, я на прощальном митинге говорил и те слова тоже, которые так или иначе сказал о нем в своих очерках и статьях в свое время, работая в газете «Советская Киргизия», ныне преемница которой — «Слово Кыргызстана», а также на страницах главных миллионных тиражных печатных изданий Советского Союза — «Правды», «Сельской жизни»…
Перед тем как поехать на памятное столетие этого доблестного Человека, полистал свой дневник. Нашел в нем такую запись: «Дмитрий Петрович Зубков… Его больше нет среди нас. С ним меня связывала более чем 35-летняя, теперь понимаю, добрая мужская дружба. Даже не был ей помехой мой возраст с разницей в 30 лет. И за время тесного общения с ним — а это  сотни и сотни встреч — были самые откровенные разговоры о жизни,  времени и о нас в нем. Что меня притягивало в Зубкове? Открытость и смелость в суждениях, особенно когда речь касалась дел на земле-кормилице. Он знал до тонкости эту «трудную тему», которой была пронизана вся его жизнь. И сколько же самой необходимой информации являло его ясное слово, когда он размышлял о земле и людях. При этом в глазах его, в лице, в мыслях зажигался какой-то неповторимый зубковский свет: «Земля наша хлебная… она живая. У ней есть душа и характер. Изучать и знать ее надо. И тогда тайна ее тебе откроется. Посмотри в Словарь Даля. Там о земле мелким шрифтом целых пять столбцов написано. Сколько мудрости о ней почерпнешь! Сам Всевышний повелел роду людскому от земли кормиться. Значит, добрым и внимательным хозяином быть на ней надо. Без него, такого хозяина, она  круглая сирота. Значит, отсюда дан нам всем завет: «Держись за землю, и она не обманет. Люди могут, а она нет…».
И вот такого человека не стало на нашей земле… Что я скажу о нем на прощальном митинге? Скажу главное, что с его уходом в людском сообществе стало меньше на одну Честность и Порядочность. И — на одну Преданность отчей родине, стране, во благо которой Дмитрий Петрович Зубков положил почти семь десятилетий пусть самого тяжелого, но и самого необходимого и благородного труда. И плоды его — хлеб и продовольственный достаток для людей.
Скажу и то, что после Зубкова мы осиротели на еще одно великое, добытое всей его жизнью утверждение: в созидательном труде всех вместе достигнем поставленной доброй и желанной цели. Переборем и победим все лихолетья, что выпали и еще, возможно, выпадут нам…
И я, глубоко переживая потерю Дмитрия Петровича Зубкова, всем существом своим ощущал, что нам предстоит осознать: без его жизни мы все-таки осиротели и на еще одну Убежденность в правоте и доподлинности сущности и предназначения нашего человеческого бытия — быть на земле созидателем, и еще много раз только им. Ведь люди именно такого рода движут жизнь к лучшему дню… И все, все это было в нем, нашем современнике Дмитрии Петровиче Зубкове. И этим он как мог до последних дней своих делился с нами. Поэтому и жить ему долго- долго в наших сердцах.
Это все так или иначе я сказал о Дмитрии Петровиче тогда, на поминальном митинге. Сказал, что лучшей и долгой памятью о создателе Киргизской МИС и ее первом директоре станет и будет, если все работающие в ней, все живущие в великолепном и зеленом благоустроенном поселке, сохраняя все сделанное им, преумножат плоды такого труда новыми благородными делами и волей своей, что вполне обоснованно и заслуженно, дадут Киргизской МИС имя Дмитрия Петровича Зубкова.
…Присутствующие на том прощальном митинге попросили меня прочитать стихи, которые были посвящены Дмитрию Петровичу в честь его 75-летия в 1986 году, когда он был еще на своем посту:

Пусть Вашему сердцу три четверти
века,
Но время не тронет его сединой.
Оно ведь  грохочет в груди Человека
Во имя земли хлебородной — родной!

О Дмитрий Петрович!
У отчего крова,
Где плач Ярославны певучий до слез,
В семье землепашцев у поля ржаного
В Семейкино мальчик родился и рос!

Такой синеглазый, как небо России,
И помыслом чистый, и светел умом,
Крестьянский мальчишка в работе
рос сильным.
…И стал он киргизской земли
Агроном!

В тридцатые годы двадцатого века
Свою борозду Вы по полю вели,
Вас знают здесь люди, и горы, и реки
Как сына и пахаря славной земли!

Над Вами промчались три четверти
века…
Солдат, опаленный в военной грозе,
Как высшее звание «Быть человеком»
Вы честно несете по трудной стезе!

Защитник Отчизны у стен
Сталинграда
И труженик вечный на Поле труда,
Вас Родина ценит! И высшей наградой
Сияет ее Золотая Звезда!

О Дмитрий Петрович! И в слове,
и в деле
Примером живущим светить
Вы смогли!
Дерзайте, творите за
Светлость идеи,
Великий Вы труженик нашей земли!

Вы — первый, директором здесь
нареченный,
Творец, хлеборобских полей бытие,
С Киргизскою МИС навсегда
обрученный,
Вы — Сердце,
Вы — Знамя,
Вы — Совесть ее!

Три четверти века они уже с Вами,
Как вехи прекрасные жизни большой,
К столетию четверть еще
перевалите,
А там уж решайте, сколь жить
Вам еще…

Мы верим, что время Вам силы
утроит,
И, глядя в высокую мудрость лица,
Пред Вами склоняем, наш Дмитрий
Петрович,
Да что там колени — склоняем сердца!

Вспомнил я и его 90-летие. Тогда, в 2001 году, огромный Дворец спорта, построенный в бытность Зубкова директором, был до отказа полон. И как не быть ему таким, коль поздравить с этим праздником Государственного Человека нашей республики приехал и глава государства, президент Аскар Акаев, а с ним я и другие гослица того времени. Были произнесены пламенные речи в честь юбиляра. Среди них и такие верные слова. Они сохранены тоже в моем дневнике с датой 23 мая 2001 года:
«Дорогой Дмитрий Петрович! Есть в Кыргызстане имена людей, которыми гордится наш народ. К ним принадлежит и Ваше имя. Имя великого труженика кыргызской земли, отдавшего ей почти 70 лет своей плодотворной, благородной и прекрасной жизни, жизни Творца и Созидателя с заглавной буквы. С чувством огромной благодарности я говорю Вам эти высокие и верные слова. Говорю потому, что их диктует мне Ваше безупречное и самоотверженное служение нашей Родине. Говорю потому, что сегодня в Вашей жизни большое событие — Вам 90 лет. И я от всего сердца поздравляю Вас, дорогой Дмитрий Петрович, с таким высочайшим и знаменательным юбилеем! Чон рахмат за все ваши труды во имя возрождения земли Ала-Тоо!».
… Да, в те далекие 30-е годы прошлого столетия Дмитрий Петрович был одним из первых дипломированных агрономов — зачинателей свеклосеяния в Чуйской долине. Отсюда он в 1941 году ушел на фронт и стал защитником Отечества, храбро сражался командиром роты. Сюда и вернулся он израненный и снова принялся обихаживать землю Кыргызстана. Киргизская МИС при нем стала лучшим в Советском Союзе полигоном, где испытывалась сельскохозяйственная техника, образцовым и высокорентабельным сельскохозяйственным предприятием. Доля его в производстве мяса составляла 37 процентов в районе, 30 — молока, 37 — свеклосемян и почти 30 процентов семян люцерны в республиканском масштабе. Ежегодно только сельскохозяйственной продукции Киргизская МИС продавала государству на 16-18 млн. рублей. Сюда приезжали все лидеры ЦК КПСС: Н.С. Хрущев, Л.И. Брежнев, А.Н. Косыгин и М.С. Горбачев. Здесь побывали и многие зарубежные гости тогдашней Советской державы. В этом трудовом коллективе, кроме директора Дмитрия Петровича Зубкова, Героями Социалистического Труда стали еще семь выдающихся тружеников полей, ферм, испытательного полигона. Наград высшего отличия — орденов Ленина, Трудового Красного Знамени, Октябрьской Революции, «Знак Почета» — заслужили более 100 человек. И по труду такая честь!
Земля хлебная этого хозяйства давала свыше 50-60 центнеров высококачественного зерна с гектара, а от молочного стада в 2 400 коров надаивали в год от каждой 6 тысяч и более килограммов ценного продукта. Вот такими производственными достижениями славилась 30 лет руководства Зубкова Киргизская МИС. Много, очень много было сделано и для людей — тружеников, всех жителей: от благоустроенных индивидуальных домов на центральной усадьбе до Дворца спорта со стадионом, прекрасной трехэтажной гостиницей, двухэтажным кафе «Ак Булак» и своим шикарным пансионатом на берегу Иссык-Куля, где в жару включалась система «дождь» и в течение 15-20 минут в аллеи пансионата входила свежесть дождевых капель…
Вот таким могучим и сильным оставил Дмитрий Петрович Зубков свое детище, уйдя на 80-м году жизни на так называемый заслуженный отдых. Но не ушел он от дел. Сердце и дума о родном детище не отпускали его — Творца и Созидателя Дмитрия Петровича Зубкова. Он горько переживал те лихие  90-е и первые годы этого века, когда пришедшие после него «хозяева» разрушали Киргизскую МИС.
Когда я наведывался в такие времена к нему, Дмитрий Петрович со слезами в своих синих глазах говорил: «Новые хозяева распродали и то, и это, всё нагло приватизируют». И стонала его фраза: «Сердце мое вот-вот лопнет, не выдержит оно такого разграбления. Сколько лет собирал наше хозяйство, а «эти» безжалостно разбирают и расхватывают». И просил меня напомнить ему строки поэта, любимого им Некрасова:

Я книгу взял, восстав от сна,
И прочитал я в ней:
Бывали хуже времена,
Но не было подлей….

Я читал, а он печально и задумчиво глядел в какую-то только ему видимую даль…
После его ухода я бывал в МИС, заезжал непременно и на его могилу. Она на сельском кладбище, рядом с могилой жены Нины Михайловны, которая ушла раньше его. Он пожелал, чтобы на скромном гранитном надгробье любимого человека были такие простые и ясные слова: «Родная, ты всегда со мной…». Теперь они навечно лежат рядом.
…Когда мне в день юбилейного столетия Дмитрия Петровича Зубкова первому из гостей было предоставлено слово, то я не удержался и посетовал на странную и непонятную забывчивость губернатора Чуйской области, министра сельского хозяйства; их почему-то в юбилейном зале не оказалось. Не было и других государственных лиц страны. А ведь был столетний юбилей выдающегося, подлинно Государственного Человека Дмитрия Петровича Зубкова. Не в пример такому небрежению и забывчивости нашли время и приехали в Киргизскую МИС чрезвычайные и полномочные послы: России — В.С. Власов, Беларуси — В.А. Денисенко, Украины — В.В. Соловей. И сказали свои проникновенные слова о Человеке, который при жизни сделал все, что мог, и еще столько-столько необходимого для жизни всех кыргызстанцев. Сказали юбилейные слова и другие гости.
На таком скромном, но искреннем митинге памяти Дмитрия Петровича Зубкова была, присутствовала и не уходила из юбилейного зала верная мысль классика литературы, что «если бы каждый человек на куске своей земли сделал все, что он может, как прекрасна была бы земля наша».
Свое слово о старшем брате по аграрному делу, великом современнике, истинном Земледельце я просто не мог в этот день не закончить такими строками. Они о нем, Дмитрии Петровиче:

Зубков! Дмитрий Петрович,
сквозь года,
Пока живу, Вы в памяти навеки,
Вы были яркой Личностью всегда,
В Вас столько много было Человека!

…И в этот День сегодняшнего мая
Исполнился бы Вам уж целый век.
И я всем сердцем, мыслью понимаю —
Вы были гениальный Человек!

Вам вечно чужд был подлый
компромисс,
Вы Человек в делах стальной породы!
Гремело в вашу пору имя МИС,
Горело маяком всему народу!

Не накопив ни злата, ни сокровищ,
Привержен вечно светлому огню,
По духу я Ваш брат, Дмитрий
Петрович,
В который раз Вам сердцем
поклонюсь.

…Но после Вас пришли другие люди,
На слом пустили все Ваши дела.
Я верю, что Всевышний их осудит,
И есть за что: их суть была подла!

Аграрную твердыню Вашу сдали,
Инстинктами хватательной руки
Делили меж собой всё, распродали,
Воздвигнув для себя особняки.

Пришло их время, —
сколько ж ему длиться?
Теперь они пример и образцы?
Полей профаны, наших сел убийцы…
И все ж я верю, что грядут Творцы.

Они придут вершить дела благие,
Спасители дающей хлеб земли,
И с ними времена придут другие,
Я вижу их. Они уж не вдали…

А вам, сегодняшние мисовцы: храните,
Как новых дел великую основу,
Храните, пусть не в бронзе
и в граните,
Храните в памяти дела Зубкова!

Ему, дерзну сказать, Земли
Создатель,
Дав славной жизни почти целый век,
Сам подтвердил: Зубков был
Созидатель,
Он был с заглавной буквы Человек!

Леонид Калашников,
заслуженный работник сельского хозяйства
Кыргызской Республики.






Добавить комментарий