Main Menu

«Наскальные письмена» Бишкека (фото)

Наскальные письмена Бишкека

В древние времена первобытные люди, косматые и чумазые, от избытка чувств рисовали на стенах пещер. И, судя по сохранившимся через тысячи лет изображениям, они были не лишены изящества и красоты. С тех пор человечество изобрело немало материалов для рисования: бумагу, картон, холсты, есть возможность создавать образы в цифровом формате. И все же, несмотря на все достижения и блага цивилизации, то ли подчиняясь неистребимому инстинкту, то ли от неуправляемости чувств, но  наши современники продолжают упорно рисовать на стенах и фасадах, в лифтах, на заборах и даже на коре деревьев. И надо признать, что порой наскальная живопись, оставленная охотниками на мамонтов, выглядит намного красивее и содержательнее, чем потуги нынешних «живописцев». И это не о художниках стиля граффити, а о тех, кого можно отнести к категории вандалов.

Наскальные письмена Бишкека
Работники музея ИЗО только и успевают закрашивать результаты уличного «творчества»

Что удивительно, их просто неудержимо тянет оставить свой след в большом искусстве. Вот, к примеру, фасад Государственного национального музея изобразительных искусств им. Г. Айтиева не раз подвергался разрисовыванию неизвестными «художниками». К сожалению, неизвестными, потому что все-таки хотелось бы, чтобы они несли наказание за свое творчество. Ведь в итоге работникам музея приходится закрашивать и забеливать мраморную плитку облицовки. И это не лучшим образом сказывается на внешнем виде здания, поскольку оно является объектом, представляющим культуру нашей страны, сюда часто приходят иностранные туристы. А они, кстати, в отличие от нас, кыргызстанцев, очень живо интересуются коллекцией музея. Здесь есть чем восхититься: в залах представлены работы средневековых и русских мастеров кисти, отечественных художников советского периода, которые уже давно стали классиками. Помимо живописи имеются скульптуры, изделия народного творчества: работы по металлу и коже, войлоку, керамике. Вот интересно, родители тех подростков, что в теплое время сидят на лавочках возле музея и от безделья разрисовывают стены, хоть раз приводили своих отпрысков в музей, проходили по залам вместе с ними? Вряд ли. А если бы так было, то ребята не стали бы марать мрамор кривыми буквами и нелепыми закорючками.

По словам заместителя директора музея ИЗО М. Шевчука, для борьбы с хулиганами в ближайшее время намерены поставить видеокамеры, записи с запечатленными на них нарушителями станут передавать в милицию. А вот насчет испорченного фасада — тут непросто: облицовочные плитки с надписями необходимо шлифовать, а это очень дорого для маленького бюджета музея.

Наскальные письмена Бишкека
Настенные росписи рядом с Театром оперы и балета

Еще одно здание, где с фотокорреспондентом Ниной Горшковой мы обнаружили следы неадекватной художественной деятельности, — это Национальный театр оперы и балета им. Малдыбаева. Содержание того, что выставляют на общее обозрение любители настенного жанра, вообще-то мало любопытно, хотя порой может очень сильно озадачить. Судите сами: на боку фонтана у еще одного важного культурного объекта — здания Государственного исторического музея — выведен маркером вот такой животрепещущий вопрос: «Кто это?». И больше ничего. Что побудило автора, согнувшись в три погибели, начертать эту экзистенциональную фразу, и испытал ли он удовлетворение от содеянного, нашел ли ответ на свой вопрос — приходится только догадываться.

Наскальные письмена Бишкека
Такая надпись «красуется» на бортике фонтана Исторического музея

Или вот еще из сомнительно-загадочного, орфографию сохраняем: «Может ты тафой, потому что любишь меня!». А вот в этой надписи нет пунктуации, ну очень много эмоций: «Антон Ярик Друганы». Зато два слова «Стоп СПИД», написанные на стене забора в сквере позади ЦУМа, говорят о том, что уличному творчеству подвержены и люди сознательные. А вот чуть дальше, на этом же заборе, написали явно сознательные, только уже для совсем несознательных: «В углу не мочиться». И это тоже говорит об общей культуре в нашей столице.

Заглянули мы в Дубовый парк. На аллее, начинающейся за памятником Курманджан датке, у фонтана создан уютный уголок: скамейки в живописном окружении кустарника. Да вот беда — местами скамейки разбиты: в одном месте развалена бетонная боковая стенка, в другом — обрушены балки сиденья. Чтобы свершить такое, нужно иметь недюжинную силу, да еще и скудное воображение. Так что надписи, оставленные на все еще целых парковых лавочках, выглядят просто как мелкие шалости. Тут и рисунки в стиле аниме, и имена влюбленных, и даже поздравление «Нурлан с днем рождения!». По этому поводу мы разговорились с одной из женщин, торгующих в парке.

— Весь этот беспорядок устраивает молодежь: специально прыгают на скамейках, чтобы разломать их, и безобразничают, ничего не стесняются! — с возмущением рассказывает женщина. — Сколько раз приходилось с ними ругаться, призывать к порядку. Как-то двое парней на стене памятника Курманджан датке написали: «Спайсы» — и номер телефона. Я сразу в милицию обратилась. Сейчас эту надпись затерли тазалыковцы. Хочется, чтобы правоохранительные органы чаще патрулировали Дубовый парк. Напишите об этом в газете.

То, о чем мы рассказали в этом материале, — лишь малая часть того, что видит любой житель города в центре, не говоря уже о подъездах, лифтах, стенах домов и заборах в спальных районах, на окраинах. Правда, есть и хорошие примеры использования граффити. Один из них — когда в Бишкеке — на фасаде столичной школы стилизовали репродукцию знаменитой картины С. Чуйкова «Дочь Советской Киргизии».

Наскальные письмена Бишкека
Однако в городе есть и позитивные примеры рисования на стенах

Но, к сожалению, больше всего приходится сталкиваться с примерами хулиганства и вандализма. Впрочем, подобная проблема знакома многим большим и малым городам мира. В Голландии для создания неудобства рисовальщикам стенки мусорных баков делают пупырчатыми. В Нью-Йорке даже создали специальное подразделение полиции по борьбе с хулиганами, вооруженными баллончиками с красками, а жители мегаполиса могут получить вознаграждение за информацию о вандалах. В столице Финляндии подключили мобильные бригады по замазыванию граффити. В Лондоне любой горожанин, по согласованию с мэрией, может сам установить лавочку в парке или сквере и написать на ней стихотворение, пожелание любимому человеку. Расчет прост: подобную памятную скамейку сломать, исписать психологически сложно, ведь в этом случае ты оскорбляешь чувства людей.

Мне больше нравится опыт некоторых европейских городов. Там к закрашиванию надписей привлекают школьников, считая, что дети, поучаствовав в таких видах работ, никогда сами не будут их портить. И это правильно, ведь вся проблема распространения на стенах общественных зданий уродливых граффити и прочего заключается в отсутствии воспитания подростков.

И тут не надо уповать только на школу, милицию, работу муниципалитетов — родителям не стоит забывать о воспитании своих детей, быть для них примером, а значит, и самим вести себя достойно. Быть может, тогда наш город станет чище, красивее и уютнее.

Надписи на стенах и заборах читали Дмитрий АЩЕУЛОВ и Нина ГОРШКОВА.






Добавить комментарий