«Наскальные письмена» Бишкека (фото)
В древние времена первобытные люди, косматые и чумазые, от избытка чувств рисовали на стенах пещер. И, судя по сохранившимся через тысячи лет изображениям, они были не лишены изящества и красоты. С тех пор человечество изобрело немало материалов для рисования: бумагу, картон, холсты, есть возможность создавать образы в цифровом формате. И все же, несмотря на все достижения и блага цивилизации, то ли подчиняясь неистребимому инстинкту, то ли от неуправляемости чувств, но наши современники продолжают упорно рисовать на стенах и фасадах, в лифтах, на заборах и даже на коре деревьев. И надо признать, что порой наскальная живопись, оставленная охотниками на мамонтов, выглядит намного красивее и содержательнее, чем потуги нынешних «живописцев». И это не о художниках стиля граффити, а о тех, кого можно отнести к категории вандалов.
Что удивительно, их просто неудержимо тянет оставить свой след в большом искусстве. Вот, к примеру, фасад Государственного национального музея изобразительных искусств им. Г. Айтиева не раз подвергался разрисовыванию неизвестными «художниками». К сожалению, неизвестными, потому что все-таки хотелось бы, чтобы они несли наказание за свое творчество. Ведь в итоге работникам музея приходится закрашивать и забеливать мраморную плитку облицовки. И это не лучшим образом сказывается на внешнем виде здания, поскольку оно является объектом, представляющим культуру нашей страны, сюда часто приходят иностранные туристы. А они, кстати, в отличие от нас, кыргызстанцев, очень живо интересуются коллекцией музея. Здесь есть чем восхититься: в залах представлены работы средневековых и русских мастеров кисти, отечественных художников советского периода, которые уже давно стали классиками. Помимо живописи имеются скульптуры, изделия народного творчества: работы по металлу и коже, войлоку, керамике. Вот интересно, родители тех подростков, что в теплое время сидят на лавочках возле музея и от безделья разрисовывают стены, хоть раз приводили своих отпрысков в музей, проходили по залам вместе с ними? Вряд ли. А если бы так было, то ребята не стали бы марать мрамор кривыми буквами и нелепыми закорючками.
По словам заместителя директора музея ИЗО М. Шевчука, для борьбы с хулиганами в ближайшее время намерены поставить видеокамеры, записи с запечатленными на них нарушителями станут передавать в милицию. А вот насчет испорченного фасада — тут непросто: облицовочные плитки с надписями необходимо шлифовать, а это очень дорого для маленького бюджета музея.
Еще одно здание, где с фотокорреспондентом Ниной Горшковой мы обнаружили следы неадекватной художественной деятельности, — это Национальный театр оперы и балета им. Малдыбаева. Содержание того, что выставляют на общее обозрение любители настенного жанра, вообще-то мало любопытно, хотя порой может очень сильно озадачить. Судите сами: на боку фонтана у еще одного важного культурного объекта — здания Государственного исторического музея — выведен маркером вот такой животрепещущий вопрос: «Кто это?». И больше ничего. Что побудило автора, согнувшись в три погибели, начертать эту экзистенциональную фразу, и испытал ли он удовлетворение от содеянного, нашел ли ответ на свой вопрос — приходится только догадываться.
Или вот еще из сомнительно-загадочного, орфографию сохраняем: «Может ты тафой, потому что любишь меня!». А вот в этой надписи нет пунктуации, ну очень много эмоций: «Антон Ярик Друганы». Зато два слова «Стоп СПИД», написанные на стене забора в сквере позади ЦУМа, говорят о том, что уличному творчеству подвержены и люди сознательные. А вот чуть дальше, на этом же заборе, написали явно сознательные, только уже для совсем несознательных: «В углу не мочиться». И это тоже говорит об общей культуре в нашей столице.
Заглянули мы в Дубовый парк. На аллее, начинающейся за памятником Курманджан датке, у фонтана создан уютный уголок: скамейки в живописном окружении кустарника. Да вот беда — местами скамейки разбиты: в одном месте развалена бетонная боковая стенка, в другом — обрушены балки сиденья. Чтобы свершить такое, нужно иметь недюжинную силу, да еще и скудное воображение. Так что надписи, оставленные на все еще целых парковых лавочках, выглядят просто как мелкие шалости. Тут и рисунки в стиле аниме, и имена влюбленных, и даже поздравление «Нурлан с днем рождения!». По этому поводу мы разговорились с одной из женщин, торгующих в парке.
— Весь этот беспорядок устраивает молодежь: специально прыгают на скамейках, чтобы разломать их, и безобразничают, ничего не стесняются! — с возмущением рассказывает женщина. — Сколько раз приходилось с ними ругаться, призывать к порядку. Как-то двое парней на стене памятника Курманджан датке написали: «Спайсы» — и номер телефона. Я сразу в милицию обратилась. Сейчас эту надпись затерли тазалыковцы. Хочется, чтобы правоохранительные органы чаще патрулировали Дубовый парк. Напишите об этом в газете.
То, о чем мы рассказали в этом материале, — лишь малая часть того, что видит любой житель города в центре, не говоря уже о подъездах, лифтах, стенах домов и заборах в спальных районах, на окраинах. Правда, есть и хорошие примеры использования граффити. Один из них — когда в Бишкеке — на фасаде столичной школы стилизовали репродукцию знаменитой картины С. Чуйкова «Дочь Советской Киргизии».
Но, к сожалению, больше всего приходится сталкиваться с примерами хулиганства и вандализма. Впрочем, подобная проблема знакома многим большим и малым городам мира. В Голландии для создания неудобства рисовальщикам стенки мусорных баков делают пупырчатыми. В Нью-Йорке даже создали специальное подразделение полиции по борьбе с хулиганами, вооруженными баллончиками с красками, а жители мегаполиса могут получить вознаграждение за информацию о вандалах. В столице Финляндии подключили мобильные бригады по замазыванию граффити. В Лондоне любой горожанин, по согласованию с мэрией, может сам установить лавочку в парке или сквере и написать на ней стихотворение, пожелание любимому человеку. Расчет прост: подобную памятную скамейку сломать, исписать психологически сложно, ведь в этом случае ты оскорбляешь чувства людей.
Мне больше нравится опыт некоторых европейских городов. Там к закрашиванию надписей привлекают школьников, считая, что дети, поучаствовав в таких видах работ, никогда сами не будут их портить. И это правильно, ведь вся проблема распространения на стенах общественных зданий уродливых граффити и прочего заключается в отсутствии воспитания подростков.
И тут не надо уповать только на школу, милицию, работу муниципалитетов — родителям не стоит забывать о воспитании своих детей, быть для них примером, а значит, и самим вести себя достойно. Быть может, тогда наш город станет чище, красивее и уютнее.
Надписи на стенах и заборах читали Дмитрий АЩЕУЛОВ и Нина ГОРШКОВА.
Related News
Совет за партнёрство
В Бишкеке состоялось очередное заседание Национального Совета по упрощению процедур торговли, на котором были рассмотреныRead More
Перекрёсток, свободный от пробок
Мэр города Оша Бакытбек Жетигенов посетил участок строительства от 660 км автодороги Ош — БишкекRead More