Main Menu

Часть III. «Смотрящий», или Операция «Ы»

Часть III. "Смотрящий", или Операция "Ы"

(Продолжение. Начало в №№ 24, 25, 28)

Дилемма банкира

…Банку необходимо найти рациональный компромисс, выстраивая свои активы и пассивы таким образом, чтобы, во-первых, была возможность преобразования краткосрочных вкладов в долгосрочные ссуды, при этом освобождая вкладчика от необходимости исследования надежности заемщика, а во-вторых, одновременного обеспечения приемлемой прибыли и требования вкладчиков по выплатам.

Вместе с тем в сущность коммерческого банка заложена и социальная роль, которая состоит в обеспечении концентрации свободных капиталов и ресурсов, преобразовании краткосрочных вкладов в долгосрочные ссуды, необходимые для простого и расширенного воспроизводства, в упорядочении и рационализации денежного обращения.

Одним словом, банковская система не изолирована от окружающей среды, тесно взаимодействует с ней, представляет собой подсистему экономической системы, подчинена единой общей цели — долгосрочному социально-экономическому росту государства. Если главное, стратегически важное будет сделано и выстроено правильно, то потом даже некоторые ошибки не будут препятствием для развития в правильном направлении. А это дорогого стоит. В этой связи чрезвычайно важны качество долгосрочной социально-экономической политики и компетентность правительства, которое ее разрабатывает. Иначе — просто катастрофа.
Это как должно быть, а теперь рассмотрим, что имеем в реальности.

Хвостик для формы

Начнем с действующей Конституции КР. Статья 105: «НБКР осуществляет надзор за банковской системой КР, определяет и проводит денежно-кредитную политику в КР, разрабатывает и осуществляет единую валютную политику, обладает исключительным правом эмиссии денежных знаков, реализует различные формы и принципы банковского финансирования». Здесь перечислены все функции-права главного банка, дающие ему самые широкие полномочия. Но не сказано ни слова о его главной обязанности — содействии долгосрочному социально-экономическому росту страны. Давая самые широкие конституционные полномочия, конституционно ни к чему не обязали.

Далее — Закон КР «О Национальном банке Кыргызской Республики» от 29 июля 1997 года. Статья 2: «Целью деятельности НБКР является достижение и поддержание стабильности цен посредством проведения соответствующей денежно-кредитной политики».

Статья 3: «Основной задачей, способствующей достижению цели НБКР, является поддержание покупательной способности национальной валюты, обеспечение эффективности, безопасности и надежности банковской системы и платежной системы КР для содействия долгосрочному экономическому росту».

Здесь все задачи, которые ставятся перед НБКР, преследуют одну-единственную цель — «…достижение и поддержание стабильности цен». Текст «…для содействия долгосрочному экономическому росту КР» — словно пришитый только для формы хвостик. Так как все ныне действующие инструменты денежно-кредитной политики КР законодательно краткосрочные, сроком не более 6 месяцев (ст. 5, п. 1), и способны создавать только краткосрочные финансовые ресурсы, а для долгосрочного экономического роста необходимы долгосрочные ресурсы. Статьи скорее направлены на обеспечение текущего платежного баланса страны — на выплату текущего внешнего долга, как правило, в ущерб социальным обязательствам правительства, а не на долгосрочный рост. Кроме того, такой чисто монетарный способ стабилизации цен, как сокращение денежной массы, приводит к спаду, а не к росту экономики. То есть приведенные две статьи закона явно противоречат долгосрочному экономическому росту. Здесь явно перепутали приоритеты. Будем надеяться, что это обычное головотяпство законодателей, а не умышленная профанация общества.

«Не ваше дело»

Статья 9, п. 1: «По результатам проведенного НБКР тендера ЖК КР… рассматривает и утверждает аудиторскую организацию…».

Статья 10, п. 1: «Председатель НБКР ежегодно представляет ЖК КР отчет о деятельности НБКР… Заслушивание председателя НБКР в ЖК КР осуществляется с учетом самостоятельности и независимости НБКР и настоящего Закона».

Статья 11-1: «Бюджет доходов и расходов и бюджет развития НБКР… утверждаются правлением НБКР…».
Вам захотелось узнать о доходах-расходах и куда тратит свои деньги НБКР? Какая неслыханная наглость, нельзя. Правление главного банка страны само определяет и утверждает свой бюджет, точка. Раз вам нельзя, может, вы хотите нанять аудитора? Тоже нельзя. Аудитора банк выбирает сам, а вы, уважаемые депутаты ЖК, будьте добры, молча утвердите его. Ах, вы хотите задать эти вопросы на ежегодном заслушивании председателя НБКР в Жогорку Кенеше? Имейте совесть, ребята, не забывайте, что НБКР — самостоятельное и независимое учреждение в соответствии с положениями Конституции и законов, которые вы сами родили и утвердили. Все ваши вопросы будут неконституционными и незаконными. И вообще, не ваше это депутатское дело. И вообще, деньги любят тишину.

Статья 19: «Денежно-кредитная политика разрабатывается НБКР и осуществляется во взаимодействии с правительством КР».

Здесь непонятно, то ли НБКР со своей денежно-кредитной политикой содействует политике правительства в долгосрочном экономическом росте, то ли правительство со своей политикой долгосрочного экономического роста содействует денежно-кредитной политике Национального банка в «достижении и поддержании стабильности цен». Нам нужно как-то определиться с приоритетами — долгосрочный экономический рост или поддержание и стабилизация цен. От этого зависит, какой будет наша жизнь.

В чем провинилось правительство?

Статья 24: «Запрет на кредитование правительства КР», п. 1: «НБКР не вправе предоставлять кредит правительству КР и другим государственным органам».

Самая интересная и интригующая статья. Почему не вправе? Кто так решил? В чьих интересах? На каком основании? В чем и перед кем провинилось правительство? Ведь исторически эмиссионный банк создавался на условиях, что он будет финансировать в первую очередь именно правительство в обмен на защиту и полномочия печатать бумажные деньги под его долговые обязательства?

Данная статья является смысловой кульминацией наших рассуждений по поводу Закона КР о Нацбанке.
Вместе с тем согласно пунктам 1, 2, 3, 4 ст. 27 Национальный банк выступает в качестве финансового агента правительства по обслуживанию внешнего долга. Надо полагать, что правительство само с этим никак не справится. Нацбанк также является советником Президента, правительства и Жогорку Кенеша. Правительство при рассмотрении бюджета консультируется с ним. Вся нормативная база финансовой и банковской системы рассматривается Президентом, правительством и парламентом только по согласованию и при наличии заключения НБКР. Вот так. А то вдруг захотят внести изменения в законодательство без ведома НБКР. Видимо, есть чего опасаться…

Кто в доме хозяин?

Итак, наш самый главный банк ни за что не отвечает, зато имеет широкие полномочия. По своему усмотрению ведет денежно-кредитную политику, законодательно самостоятелен и независим, сам себя проверяет, сам определяет и утверждает свой бюджет, реально никому не подотчетен и даже не кредитует собственное правительство. При этом регулирует внешний долг страны, всем советует и всех консультирует, везде имеет неограниченный доступ, но к разработке своих нормативных документов без его ведома не подпускает даже самые высшие инстанции власти. Ну чем не «смотрящий»? С чего бы это? И вообще кто в доме хозяин?

На все наши вопросы дает разъяснение так называемая система сurrency board, в переводе с английского «валютный совет» или «валютная панель управления», в режиме которого, собственно, и разработан закон Кыргызстана о Нацбанке и функционирует вся банковская система страны. Система была создана англичанами для своих колоний еще в середине ХIХ века. Как мы видим, все новое — это хорошо забытое старое. Суть сurrency board в том, что выпуск национальной валюты идет только под обеспечение «резервной» валюты той страны, чьей колонией является страна. В современных условиях система приобрела демократичные формы — страна может выбрать себе «резервную» валюту, но суть от этого не меняется. Национальный Центробанк (ЦБ) фактически отказывается от своих прав по регулированию размера денег в экономике страны и самостоятельной эмиссии национальной валюты. Его денежная политика становится полностью пассивной, и ЦБ просто обменивает национальную валюту на иностранную, громко называя операцию “эмиссией национальной валюты”. При этом общее количество «резервных» денег в глобальной финансовой системе остается неизменным. За всем этим строго следит МВФ через национальные ЦБ. Роль настоящих эмиссионных центров остается за теми центральными банками, что осуществляют выпуск «резервных» валют и формируют резервы ЦБ всех остальных стран — членов МВФ.

Этой системы не смогла избежать даже великая Россия. В начале 90-х она подписалась под ней в обмен на признание легитимности Б. Н. Ельцина и не заметила, как надела на свою шею финансовый ошейник, от которого теперь никак не может освободиться В. Путин.

Учиться у Китая

Образцом грамотного ухода от сurrency board может служить Китай. Решая задачу реформирования экономики, он выстраивал свою суверенную денежную систему, попутно успешно решая задачу, как не сделать ее антагонистом мировой финансовой системы, чтобы обе системы могли нормально взаимодействовать, но при этом китайская оставалась по настоящему независимой. Семь главных банков КНР и 10 крупнейших акционерных банков предоставляют кредиты базовым отраслям экономики вообще без процентов либо почти без процентов. То есть им плевать на официальные цифры инфляции и даже на ставку рефинансирования Центрального банка КНР.

Денежная политика Китая определяется им самостоятельно, объем эмиссии юаня определяется независимо и не привязывается к количеству иностранной валюты в золотовалютных резервах страны. Очень важную роль в том, чтобы суверенная финансово-денежная система КНР стала эффективным рычагом развития экономики, сыграло то, что все делалось и создавалось поэтапно, в соответствии с четко продуманным планом. А сам план базировался на правильной достоверной модели мировой экономики. Китайцы сначала жестко уяснили: что, почему, каким образом, в чьих интересах происходит в мировой экономической системе. А затем на основе этих знаний построили свою красивую и прочную экономику.

Поэтому, если мы хотим долгосрочно развиваться, обязательно надо сначала уяснить и всегда четко держать в голове реальную модель мировой экономики. Имея правильную модель мировой экономики, руководителям страны гораздо легче будет проводить эффективную политику. Можно будет довольно быстро понимать, а вообще разбирается ли тот или иной министр либо чиновник высокого ранга, отвечающий за финансы и денежную политику, в этой самой денежной политике или его надо срочно менять.

Требуется понять одно: только то государство сможет быстро и эффективно развивать свою экономику, в котором правильно выстроена суверенная финансово-денежная система.

В заключение: не ищите в      ст. 24 закона КР о Нацбанке экономического смысла — экономически она абсурдна, имеет место смысл только политический…

Султанбай АЙЖИГИТОВ,
независимый эксперт, экс-губернатор Баткенской области.
Фото Кифаят АСКЕРОВОЙ. 

 (Продолжение следует)






Добавить комментарий