Main Menu

Танго вдвоем. Антикоррупционный форум

В Бишкеке прошло очередное, третье заседание по координации совместной деятельности государства и бизнеса в целях выполнения антикоррупционных мер правительства.

Руководитель Национального альянса бизнес-ассоциаций Улук Кыдырбаев напомнил: созданная по инициативе предпринимателей новая диалоговая площадка предназначена не для выяснения отношений, споров деловых людей с властью, а для совместного поиска и устранения причин коррупции. К сожалению, в нашей стране чиновники приспособились формально выполнять необходимую экспертизу при разработке и принятии законопроектов. Методика у нас есть, но, чтобы законы заработали, придумываются множество нормативно-правовых документов, в этих отсылках и содержится корень зла: именно «вилки» (расплывчатые, нечеткие правила) позволяют взяточникам уходить от ответственности.

Присутствовавшая на форуме депутат Жогорку Кенеша Таалайгуль Исакунова поддержала У. Кыдырбаева: действительно, все законопроекты, прежде чем выйти из стен парламента, обязаны пройти не менее пяти экспертиз (на гендерное равенство, соблюдение требований экологов, анализ регулятивного воздействия), в том числе и на наличие коррупционных схем. Для этого в Жогорку Кенеше создали специальный отдел правовых и специализированных экспертиз. Но 95% документов депутаты принимают «на веру», без всеобщего обсуждения, не требуя заключения экспертов. Процедура утверждения стратегически важных для страны законов превратилась в штампованные действия. Между тем существуют стандарты, принятые в Кыргызстане еще в 2008 году. Почему они не исполняются?

Т. Исакунова назвала Министерство экономики, откуда поступает большое количество законопроектов, «флагманом» рыночных реформ, призвала предпринимателей к прямому общению, постоянному контакту с парламентариями, попросила их быть всегда на страже, контролировать действия депутатов, по своему незнанию принимающих законы, имеющие негативные последствия для развития бизнеса, приводящие к свертыванию производственной деятельности.

Речь на форуме шла и о налоговых проверках. Когда, наконец, контролирующие органы перестанут представлять собой исключительно карающий меч? Существуют типовые требования, согласно которым инспектор обязан предоставлять налогоплательщику профессиональную помощь, помогать, объяснять, как устранить ошибки в отчетах, а не наказывать. Давно пора перейти к автоматизированной системе, в том числе по оценке рисков.

Улук Кыдырбаев рассказал, что в своей недавней поездке в Японию спросил местного предпринимателя: когда последний раз налоговики проверяли вашу компанию? Японец не мог вспомнить: «.. кажется, лет 5 или 6 назад».

О РЕГУЛЯТИВНОЙ РЕФОРМЕ

Как известно, для улучшению конкурентоспособности Кыргызстана в Евразийском экономическом союзе по инициативе правительства при поддержке ОБСЕ в Бишкеке началась инвентаризация всей имеющейся законодательной базы. Цель — ограничить вмешательство государства в дела бизнеса. Был создан Совет по регулятивной реформе, масштабный проект охватил 34 госоргана, проинспектировано более 72 тысяч нормативных документов. Чиновники предложили изменить или отменить всего 20% существующих законов, мешающих расширению предпринимательской деятельности, а 80% оставить без изменений. Что на это скажут те, кому приходится  ежедневно работать по этим правилам? В апреле свои доводы и предложения правительству предоставят бизнесмены.

Промежуточные результаты прокомментировала глава отдела по регулятивной реформе Индира Арунова. По ее словам, подготовлены рекомендации по 30 из 47 нормативных документов, введена единая система государственной регистрации предприятий и индивидуальных предпринимателей, в черный список заносят недобросовестных, работающих в тени. Запущена «электронная гильотина» — когда автоматически отсекаются все инструкции, увеличивающие препоны развитию предпринимательства.

Среди основных признаков коррупционных проявлений в нормативно-правовых документах названы бюрократизация административных процедур, информационная закрытость властей для населения, дублирование, избыточное государственное регулирование, правовые коллизии.
На форуме поднимался острый нынче вопрос подключения новых зданий к инженерным сетям. Процедура эта не только длинная, но и дорогостоящая. Сначала необходимо подать заявку в «Единое окно», там рассматривают ее в течение месяца, затем проект подключения проходит согласование в течение 19 дней (в муниципальных органах — 10 дней). Прокладка наружных сетей обходится строителям в 22 тысячи сомов, на это требуется 26 дней, ну а ОАО «Северэлектро» подключит дом к свету за 14 дней. При этом официальные выплаты составляют 44 716 сомов, а неофициальные (читай «взятки») от 5 000 до 50 000 долларов.

Результаты недавнего исследования, проведенного сотрудниками Торгово-промышленной палаты, по выявлению проблем подключения теплосетей, канализации, подачи электричества, воды, природного газа в новостройки обнажили следующую неприглядную картину: 43% предпринимателей вынуждены были преподносить материальное вознаграждение за услуги государственных органов. Львиная доля бизнесменов (64%) производила неофициальные выплаты или делала подарки руководителям сервисных организаций, хотя искренне считают, что нельзя давать взятки за то, что клерк обязан и так делать в силу своих функциональных обязанностей.

Деловые люди объясняли: нет времени ждать, теряем доходы, несем убытки, деньги даем для ускорения решения вопроса. По их мнению, на снижение коррупции в этих отраслях может повлиять усиление ответственности должностных лиц, расширение гласности, публикации в СМИ, а также простые и понятные условия для подключения инженерных сетей к новым многоэтажным домам.

КОМПЛАЕНС-КОНТРОЛЬ В БИЗНЕСЕ

Термин этот широко используется в международной практике, означает комплекс мер, применяемых для выявления, устранения и предотвращения нарушений законодательства, а также морально-этических норм. Комплаенс-программы тесно связаны с противодействием коррупции, но значительно шире простых антикоррупционных мер, так как подразумевают не только борьбу с нечистыми на руку чиновниками, но и создают условия для ведения честного и прозрачного бизнеса.

Сотрудники отдела по антикоррупционной политике аппарата правительства подготовили единую методику комплаенса, с которой и познакомили участников форума. Сначала каждая компания обязана самостоятельно или с привлечением экспертов оценить риски хищения, взяточничества, сговора или вымогательства на своем предприятии.

Затем рассмотреть возможный конфликт интересов, назначить ответственных, наделенных правом информировать совет директоров или комитет по аудиту о фактах коррупции на высшем уровне управления предприятием. В этот процесс необходимо вовлечь и отдел кадров, и службу безопасности, а на общем собрании учредителей компании регулярно рассматривать отчеты о реализации антикоррупционной политики предприятия.

Она должна включать обязательный контроль расхода финансовых средств, определенные процедуры при приеме на работу, исключить конфликт интересов. Компании обычно декларируют эти принципы в своем внутреннем кодексе.

Начать следует с формирования в обществе негативного отношения к коррупционному поведению, повышать уровень правовой культуры населения, внедрять в жизнь людей четкие нормы, соблюдение которых сделает невозможным или крайне сложным коррупционные проявления, говорили участники форума. Подписав Хартию против коррупции, бизнес-сообщества нашей страны намерены продвигать дальше современные принципы добросовестного корпоративного управления, обеспечение финансовой дисциплины, сознательный отказ от незаконных преимуществ.

Транснациональные компании, а также иностранные, работающие на территории Кыргызстана (австрийские, канадские и др.), обязательно применяют комплаенс-контроль в своей практике. Недавно одной шведской компании пришлось уплатить крупный штраф в $300 млн. Ее уличили в продаже ценных бумаг на фондовой бирже в Узбекистане без ведома акционеров.

Заведующий отделом антикоррупционной политики аппарата правительства Тилек Саякбаев напомнил, что наша республика за последние четыре года заметно продвинулась (на 41 позицию) в рейтинге Всемирного банка «Восприятие коррупции», оказавшись в пятерке самых прогрессивных стран. В этом заслуга бизнес-ассоциации ЖИА, члены которой постоянно встречаются с соотечественниками, проводят разъяснительную работу на местах, а также уполномоченных госслужащих по предотвращению коррупционных проявлений, они есть в каждом учреждении. Эти комиссары первыми подняли вопрос ограждения МСУ от нескончаемых проверок и добились успехов.

А что касается принятия комплексных антикоррупционных мер — комплаенс-контроля, то во всем мире компании стараются их избегать. Из 3 тысяч работающих концернов лишь 300 заявили о своем намерении внедрить новые правила на своих предприятиях. Но все страны мира постепенно и целенаправленно идут к этому, среди них и наша республика.

Галина ЛУНЕВА.






Добавить комментарий