Main Menu

Фискалы меняют мышление

Пришли наконец реформы в Государственную налоговую службу. Их  цель —  добиться баланса в экономической безопасности страны, ибо  наш бюджет  пополняется в основном налогами, и   при этом стимулировать   развитие бизнеса, особенно малого и среднего, где занято большинство населения республики.

Надо добиться, чтобы предприниматели, юридические лица сами платили налоги,  не докучать им проверками, контролировать только там, где  есть риск неуплаты налогов, таков прогрессивный международный опыт. И мы уже двигаемся в этом направлении,  фискалы ориентируются на клиента, стараются качественно его обслужить.
Об этом говорит  презентация Среднесрочной стратегии развития  Государственной налоговой службы при правительстве республики  на 2012-2014 гг. Документ определяет миссию ГНС, видение  завтрашнего дня,   повышение прозрачности деятельности,  сведение к минимуму возможности возникновения  коррупционных схем.
После того как мы приняли новую редакцию Налогового кодекса, в течение последних двух лет наблюдается стабильный  рост поступления налогов и сборов. Налоговая политика с каждым годом совершенствуется,  становится более справедливой,   поощряется   добросовестный налогоплательщик. Увеличение общей собираемости налогов  укрепляет  позиции правительства,  ибо ему надлежит исполнять взятые на себя обязательства перед гражданами, к тому же финансировать крупные   социальные проекты.
Стратегию помогали разрабатывать эксперты Международной финансовой корпорации в партнерстве с правительством  Швейцарии.  Документ презентовал заместитель председателя ГНС Октябрь  Абдыкаимов. Он рассказал не только о том, что нас  ожидает через три года, как будут взиматься платежи, но и о  механизмах  претворения в жизнь амбициозных планов налоговиков, что вызывает доверие.
Изменятся приоритеты и  методология администрирования. У налоговиков отнимут некоторые функции, к примеру, разыскивать  через адресное бюро несуществующие  предприятия, те, которые не сдают отчеты, подавать на них иски в судебные органы с целью принудительной ликвидации. Если лжефирма не зарегистрирована в органах юстиции, значит, ее не существует. И нечего  на это бесполезное занятие тратить государственные деньги и человеческие ресурсы.
Не потребуется в будущем  сдавать  нулевую налоговую отчетность. Инспекторов она не интересует, чего нельзя сказать о Счетной  палате Кыргызской Республики. Впрочем, это только проект стратегического развития  налоговой службы. Что изменится после утверждения документа  — пока неизвестно.
Но ежегодное увеличение  налоговых сборов запланировано на уровне 5 млрд. сомов. Помогут в этом внедрение  автоматизированной электронной системы учета, увеличение размеров  штрафов  и других санкций  при  скрытии налогов или уплаты их не в полном объеме.  Сегодня стоимость патента на рыночном комплексе         «Дордой» — 7 тысяч сомов, а штрафные санкции при его отсутствии — 2 тысячи, которые недобросовестные коммерсанты с радостью уплачивают, но патент не приобретают.
Улучшится администрирование земельного налога по приусадебным участкам,  принципиально  изменится  налог на движимое имущество.  Увеличение собираемости налогов будет измеряться не только  по размеру валовых сборов, но и  по количеству  налогоплательщиков.
В следующем году суммы налогов должны возрасти до  52 млрд. сомов, в 2013-м сборы составят 56 млрд. сомов, а к 2014-му  их количество достигнет 59 млрд. в национальной валюте. Доходная часть бюджета увеличится также за счет реализации специальных программ легализации теневого сектора экономики.
Выборочные проверки  на основании существующих рисков  неуплаты налогов в качестве эксперимента запущены в Чуйской,  Ошской, Джалал-Абадской областях, в случае  положительного результата этот опыт распространят по всей стране.
Что касается кадрового потенциала, то здесь, по словам  О. Абдыкаимова, тоже произойдут структурные изменения. Если раньше налоговики  работали  по отраслевому принципу, то теперь акцент переместится  к выполнению чисто функциональных обязанностей. А именно: кто-то будет работать   с налогоплательщиками,  кто-то с декларациями, взысканиями  долгов,  часть сотрудников  займется  аудиторскими проверками, апелляционными жалобами    и т. д.
Следующий этап —  качественная оценка персонала, повышение требований к  профессионализму государственных служащих. Чтобы влиться в ряды налоговых инспекторов, отныне необходимо соответствовать  дополнительным требованиям, иметь опыт работы в смежных отраслях не менее пяти лет. Сразу после студенческой скамьи рассчитывать на место ревизора не приходится.
У налоговиков введут  новую системную оценку результатов их работы, прежняя аттестационная комиссия  оказалась неэффективной,  она раз в год проверяла только знания налоговых инспекторов  и соответствие их  должностным обязанностям, а этого мало.
Теперь проверять  инспекторов станут ежемесячно или ежеквартально. Выносить вердикт станут  предприниматели-налогоплательщики, те,  с кем непосредственно работают налоговики. От их решения будет зависеть продвижение по карьерной лестнице.
В проекте Стратегии развития Государственной налоговой службы      предусмотрено улучшение материальной базы, независимые эксперты  проведут ревизию в том числе и в территориальных подразделениях, после этого определят источники финансирования.
Межрегиональные  подведомственные  подразделения  (их сегодня 59) планируется сократить вдвое и укрупнить, а на местах оставить  сервисные мобильные пункты из нескольких сотрудников. Они будут лишь вести учет налогоплательщиков, а рейдовые проверки передадут вышестоящим организациям. (Раньше  в каждом налоговом управлении держали юриста, кадровика, бухгалтера,  в будущем году они должны  переехать  в укрупненные  налоговые подразделения).
Высвободится около 200 человек, что даст возможность перераспределить ресурсы, укрепить аналитические отделы. Ожидается, что  собирать местные  налоги поручат МСУ. Произойдет, правда, это не сразу, а поэтапно.
Сбор страховых взносов  передадут  налоговикам, такое правило  заложено в правительственной  программе «Экономика и  безопасность».
Значительно упростится налоговая отчетность. Если раньше  ее надо было предъявлять три раза в год,  то теперь установят одну дату сдачи, причем баланс  можно будет сдавать вместе со страховыми отчислениями.
Что  касается  создания  региональных сервисных центров, то их модернизацию  берет на себя Азиатский банк развития. Новое оборудование вот-вот должно прийти. В  такие  центры может обратиться любой налогоплательщик с вопросом или жалобой, прислать их через Интернет. Он получит разъяснения специалистов, причем совершенно бесплатно. Есть и номер телефона: 194.
Налогоплательщик больше не будет привязан  к районной инспекции  по месту жительства. Сервисные центры начнут работать  сначала в Бишкеке и Оше, а потом и в других регионах.  Встречаться  с налогоплательщиками можно будет на двух дискуссионных площадках: в наблюдательном общественном совете при  ГНС и Министерстве  экономического регулирования.
Будут введены инновационные способы уплаты налогов, деньги  можно перечислять с любого места через  банковские карточки, терминалы, мобильные телефоны, Интернет. Соответствующее соглашение — на стадии подписания. В дальнейшем таким же образом станут выдавать патенты предпринимателям,  работающим в малом бизнесе.
Если раньше налог на имущество взимался по упрощенной схеме, то уже в следующем году соответствующий  закон заработает в полную силу, чтобы избежать  лжезачетов  по заниженной стоимости  имущества.
В стратегии приведен анализ сильных и слабых сторон  налоговой инспекции: из сильных  это обширный географический охват территории страны, налоговые инспекции есть в каждом районе, налогоплательщиков обслуживают  2 200 специалистов, штат достаточно солидный.
Из отрицательных сторон  О. Абдыкаимов отметил  недоверие населения  ГНС, а также  сопротивление инспекторов проводимым реформам.
В обсуждении проекта стратегии развития ГНС  приняли активное участие  не только налоговики, но и приглашенные. Так, заместитель председателя Совета по бизнесу и инвестициям при правительстве Рафкат Хасанов резонно заметил, что в документе  ни слова не сказано о презумпции  невиновности  налогоплательщика.

Галина ЛУНЕВА.






Добавить комментарий