Main Menu

Витражных дел мастер (фото)

Витражных дел мастер (фото)

Что есть витраж? Наверное, многие представляют себе средневековые соборы с огромными цветными окнами-картинами, собранными как мозаика из разноцветных кусочков стекла, соединенных с помощью свинца. Они великолепны, величественны! Они радуют глаз и наполняют пространство цветными бликами. И хотя история витража уходит корнями в глубь времен, в наши дни он не потерял стратегических позиций на рынке декоративных изделий из стекла. 

Для Бишкека это дело новое, изготовлением витражей раньше здесь не занимались, хотя и славился город своим стеклозаводом, изготавливавшим прекрасный хрусталь, и на Токмокском стеклозаводе когда-то мастера выдували чудесные вазы и посуду из цветного стекла.

Наш рассказ о дизайнере Наталье Яковенко, которая каждое утро извлекает из специальной печи в мастерской на окраине Бишкека произведения искусства из стекла в особой технике «фьюзинг», о мастере, который запекает стекло и делает из него витражи и предметы декора.

Еще в ХIХ веке Луис Тиффани — американский художник и дизайнер, работавший в стиле модерн, изобрёл способ соединения небольших кусочков стекла с помощью медной фольги. Изысканные  витражи, лампы, абажуры, ювелирные изделия принесли ему мировую славу.

Наталья — дизайнер по декоративному стеклу в одной из бишкекских компаний, занимающейся изготовлением витражей в техниках «тиффани», «фьюзинг», а также кованых изделий.

Она — единственный специалист на этом производстве и  в одном лице представляет собой и дизайнера, и технолога, и мастера. За ней закреплен целый сегмент производства: разработка дизайна, компоновка его элементов, осуществление всего технологического процесса и контроль за ним. То есть от замысла до готового изделия.

Чтобы получить красивую вещь, нужно точно знать сочетание цветов и как они будут играть отражённым и проходящим сквозь стекло светом.  Печка, в которой спекаются изделия, отличается от муфельной, в которой обжигают керамические изделия, возможностью поддерживать более высокие температуры и давление. Поэтому «пирожки» в такой печи  могут и подгореть: то стекло лопнет или треснет, то специальная краска для росписи стекла не так ляжет, или само стекло не так растечется. И тогда всё приходится начинать сначала.

Каждое утро Наталья гадает, что за «выпечка» получилась? И приходится много экспериментировать, чтобы лучше понять свойства материалов.

«Меня шеф каждое утро спрашивает: «Ну что, «пирожки» испеклись?» — рассказывает Наталья о своих «трудовых буднях». А «пирожками» этими может быть и тарелка, и циферблат часов, и элементы декора витражей, которые она собирает.

Печь стекло непросто!

Давным-давно, когда Наталья еще и в школу не ходила,  старший брат соорудил из дерева маленькую копию их дома и вставил в окна цветные стёклышки — красные и ультрамариновые. Эти стёклышки в окошках поразили воображение девочки и врезались в ее память на всю жизнь.
В семье у Натальи, по ее словам, все были, как говорится, «рукастые», мастеровитые, способные к разным ремеслам. Отец — строитель, плотник, мама и старшая сестра — парикмахеры, брат — дизайнер мебели, но при этом увлекается резьбой по дереву.

«Недавно отец рассказал, что прадед был кузнецом. Значит, дело в генах, наверное?» — пришла к выводу Наталья.

Но, как я понял, со стеклом работать не легче, чем ковать фигурные решетки или резать по дереву, — очень сложные технологии, много различных тонкостей и секретов, да и сам материал для современных изделий непростой. Как сказала Наталья, стекло для фьюзинга изготавливается по специальной технологии, это совсем не то стекло, которым стеклят окна. Оно особое, и его у нас не производят, привозят из-за рубежа. Стекол нужно много и разных по цвету, но если они не совпадут по специальным температурным характеристикам, то при сплаве между ними  возникнет напряжение  и изделие покроется трещинами, а то и развалится на куски. А вот после запекания стекло становится намного прочнее, чем было.

«В последнее время появились люди, которые просят сделать такие предметы для украшения дома, в которых элементы фактурного стекла монтируются в ковку. Это красиво: стекло хорошо соседствует с металлом», — говорит Наталья.

По ее наблюдениям, стало модно совмещать различные техники и стили, особенно интересно смотрятся вставки в технике тиффани. Это большие полноценные витражи, состоящие из разных по форме и цвету кусочков стекла, спаянных между собой металлом.

Идею заняться декоративным стеклом и изготовлением витражей подал шеф компании, в которой работает Наталья. Вначале он занимался ковкой, но будучи художником и человеком прогрессивным, решил освоить технологии работы с декоративным стеклом, так как эти направления между собой связаны.

Новое для Бишкека дело налаживалось медленно и непросто. Спрос на витражи был, и по просьбе клиентов мастера вставляли листы витражного стекла в обычные окна.

Потом, с появлением новых технологий, компания стала применять более современное оборудование, такое, как печь для фьюзинга.

Наталья оказалась единственным дизайнером, который занялся новой технологией и надеется развить ее до нужного уровня, чтобы изготавливать самые разнообразные изделия.

«У нас в городе фьюзингом толком никто не занимается. Мы являемся первопроходцами, поэтому о вазах и более сложных изделиях и решениях пока говорить рано», — признается мастер.

Наталье интересно знать, как развиваются техники работы со стеклом во всем мире, что появляется нового, как работают мастера. Так рождаются собственные идеи.

Творческие люди работают по-разному. Кто-то «жаворонок», а кто-то «сова», кто-то работает по плану, собирает свой «багаж» по крупицам, а кто-то достает идеи словно бы из ниоткуда, из воздуха. Но за каждым мастером свой мучительный поиск и копилка удач и неудач. Бывает, что поиск в рамках одной задачи рождает интерес к смежному направлению и хочется попробовать себя в чем-то новом.

«Со временем хочется заняться выдуванием из стекла», — мечтает Наталья.

Но здесь свои сложности: процесс фьюзинга — выпекания — занимает около 6 часов, а для выдувания стеклянную заготовку надо томить в печи полсуток. Это долго и серьёзно.

Еще в её  планах — стеклянная скульптура и большие объёмные вещи.

Настоящий художник устроен так, что всегда работает не только для себя или ради заработка. Каждому хочется создать что-то способное принести радость всем людям. Вот и у Натальи тоже есть такая мысль.

«Есть мечта в будущем создать такие работы, которые бы стали достоянием города, и все люди любовались бы ими!” — делится она.

Пока же работы Натальи украшают чьи-то дома, делают праздничным быт семьи, создают людям хорошее настроение.

Наталья — дипломированный дизайнер, но продолжает учиться. Наверное, любой профессионал поступает так же, иначе можно отстать от жизни и от собственной мечты. Свободного времени у нее очень мало, как и у многих женщин: семья, кухня, дети. Но что-то толкает ее идти вперед и вперед, развиваться.

«Самая большая моя мечта сегодня — пройти обучение в Чехии, в старейшей европейской школе стекольного производства», — признается она.

Самым ценным своим достижением Наталья считает, что все ее работы — авторские.  Это значит никогда не повторяются, каждая создана в единственном экземпляре, в различных стилях вплоть до «хайтека». Но во многих присутствует кыргызский национальный колоритом и не случайно эти работы пользуются особым спросом.

Каждому мастеру хочется, чтобы его детище долго служило людям.

И тогда творчество приносит большую радость, ведь  в каждой работе заключена часть его  души. Наталья  из тех, кто щедро делится с окружающими своим огромным внутренним богатством.

Павел РЯЗАНОВ.
Фото Игоря САПОЖНИКОВА.






Добавить комментарий