Main Menu

Часть II. Долларизация экономики. Что дальше?

(ПРОДОЛЖЕНИЕ. НАЧАЛО В № 24)

10 февраля правление Нацбанка КР утвердило изменения и дополнения в нормативно-правовые акты, касающиеся запрета коммерческим банкам и другим финансово-кредитным учреждениям выдавать ипотечные и потре­бительские кредиты фи­зическим лицам в иност­ранной валюте. Изменения вступили в силу 28 февраля. Такая административ­ная мера в условиях ры­ночной экономики обуслов­лена чрезвычайным уров­нем долларизации эконо­мики страны.

1 Долларизация экономики — это полноценное параллельное хож­дение доллара США в экономике государства наряду с националь­ной валютой. Вопрос не в присут­ствии доллара, а в достижении критического уровня подмены им национальной валюты государ­ства. То есть существует угроза суверенитету и национальной безопасности. В этом суть чрез­вычайности обстоятельств, сло­жившихся в Кыргызстане.
По данным НБКР, доля креди­тов в иностранной валюте в об­щем кредитном портфеле бан­ковской системы страны на конец сентября 2015 года составила 55%, а доля депозитов в иност­ранной валюте в общей сумме депозитов — 68%. Это только в банковской системе, а если взять во внимание теневую экономику и долларовую массу на руках насе­ления, то картина получается со­всем удручающей. Такой уровень долларизации экономики КР имел место только в 90-е.
Долларизация является проб­лемой многих стран мира, осо­бенно с переходной экономикой, в силу исторически сложившегося финансового миропорядка, кото­рым мы не в состоянии прене­бречь. Отсутствие параллельного хождения иностранной валюты присуще только экономике сис­темно развитого государства, на­циональная валюта которого пол­ноценно выполняет все функции денег.
Главная причина сегодняш­ней чрезвычайной долларизации нашей экономики заключается в том, что сом плохо выполняет функции меры стоимости и сред­ства сбережения, формально вы­полняет функции средства обра­щения, ограничиваясь обслужи­ванием бюджета страны и насе­ления в текущих расчетах. Это обусловлено отсутствием доста­точного объема финансовых средств в национальной валюте, особенно долгосрочных, а также неопределенностью и девальва- ционными ожиданиями экономи­ческих агентов.
Поэтому всеми экономически­ми агентами движет стремление к рациональным решениям. В силу дефицита сомовых ресурсов бан­ки вынуждены использовать средства в иностранной валюте, привлеченные как за рубежом, так и внутри страны. А в силу не­определенности и девальвацион- ных ожиданий — выдавать креди­ты в иностранной валюте. В свою очередь домохозяйства и бизнес также вынуждены перейти на иностранную валюту, которая бо­лее надежно выполняет функции меры стоимости и средства сбе­режения.
Правительство и Нацбанк, пы­таясь отрегулировать ситуацию путем конвертации в националь­ную валюту части ранее получен­ных ипотечных кредитов в иност­ранной валюте, а также запрещая дальнейшее кредитование в ино­странной валюте ипотечных и по­требительских кредитов, подвер­гаются резкой критике со стороны ряда экспертов, которые упрека­ют их в отходе от рыночных прин­ципов. Это напоминает мне вре­мя, когда модно было критико­вать за отход от принципов ком­мунизма.
Вместе с тем правительство и Нацбанк являются полноправны­ми игроками на рынке, а их регу­лятивные функции, бюджет и эмиссионный потенциал — неотъ­емлемая часть рынка и рыночных отношений, несмотря на истерику сторонников либеральной эконо­мики. Ибо сегодня стало очевид­но, что современная денежная система далеко не саморегулиру- ема и требует периодического вмешательства центральных банков, особенно во времена кри­зисов, а долгосрочный устойчи­вый рост экономики без стратеги­ческого планирования и содей­ствия со стороны государства, во всяком случае в переходный пе­риод, невозможен.
Другое дело, регулятивные действия НБКР и правительства на рынке не долж­ны ограничиваться простым ад­министративным запретом, как в нашем случае, а должны быть на­правлены на системное устране­ние самой причины доллариза­ции экономики страны путем сис­темного обеспечения экономики достаточным объемом финансо­вых ресурсов в национальной ва­люте, особенно долгосрочных, достижения стабильности курса сома, низких темпов инфляции и процентных ставок, устойчивого экономического роста и др.
Правительство и Нацбанк ско­рее следует критиковать за то, что они отмахнулись от своих ре­гулятивных функций, ссылаясь на пресловутую саморегулируе- мость рынка, а также за нежела­ние совершенствовать инстру­менты регулирования, а не толь­ко за их неуклюжую попытку ре­гулировать экономику.
К сожалению, в настоящее время все меры, предпринимае­мые НБКР по стабилизации кур­са сома, направлены на сокра­щение сомовой массы и проти­воречат интересам экономичес­кого развития страны. Меха­низм очень простой: сокращение сомовой массы приводит к росту дефицита сома на рынке, рост дефицита сома приводит к росту спроса на сом, а рост спроса на сом укрепляет курс сома. Спрос на национальную валюту повы­шается не из-за укрепления эко­номики, не потому что на сом можно купить какие-то качест­венные активы или хорошие отечественные товары, а из-за банального создания его искус­ственного дефицита. Вот такой нехитрый способ стабилизации курса национальной валюты.
Дефицит сомовой массы приводит к снижению цен на то­вары и услуги, прежде всего отечественного производства, не потому, что предпринимате­ли стали эффективно работать и выросла производительность труда, а из-за элементарной не­достаточности денег для их по­купки. Говоря научным языком, имеющаяся сомовая масса не покрывает произведенные в эко­номике товары и услуги, а произ­водители вынуждены опускать цены или сокращать производ­ство.
Кроме того, дефицит сома приводит к повышению процент­ной ставки на кредит в нацио­нальной валюте, делая его еще более недоступным для бизнеса и потребительских заемщиков. А это означает еще большее сни­жение деловой активности в стране. Сегодня сомовые креди­ты предоставляются только в двух государственных и не­скольких коммерческих банках. Для широкого круга заемщиков они недоступны из-за их крайней ограниченности и очень высокой процентной ставки. Самый низ­кий процент на сомовый кредит в коммерческих банках — около 30%. Для того чтобы такая став­ка процента была приемлемой, рентабельность бизнеса должна быть не менее 50%. Такое воз­можно только на спекулятивном рынке, о производстве и речи быть не может. Это означает обогащение небольшой кучки людей, а остальному народу прямой путь в нищету.
Все вышеизложенное приво­дит к устойчивому падению со­вокупного спроса в экономике, далее — к сокращению реального объема производства, росту безработицы, падению доходов и платежеспособности населе­ния, к еще большему снижению совокупного спроса и далее по следующему кругу. Таким обра­зом, мы собственноручно заго­няем страну в долгосрочную спираль экономического кризи­са. При этом бездумно расходу­ем золотовалютные резервы, что само по себе несет прямую угрозу не только экономической, но и национальной безопаснос­ти в целом.
Очевидно, что ситуация не саморегулируется, не рассосет­ся сама собой, как это бывало раньше. На этот раз все по- взрослому и надолго. Нужна по­литика системного долгосрочно­го развития, а не сокращений и ограничений, формально даю­щих кратковременные передыш­ки. Прилив поднимает все лодки одновременно.
Султанбай АЙЖИГИТОВ,
экс-губернатор Баткенской области.





Добавить комментарий