Часть II. Долларизация экономики. Что дальше?
(ПРОДОЛЖЕНИЕ. НАЧАЛО В № 24)
10 февраля правление Нацбанка КР утвердило изменения и дополнения в нормативно-правовые акты, касающиеся запрета коммерческим банкам и другим финансово-кредитным учреждениям выдавать ипотечные и потребительские кредиты физическим лицам в иностранной валюте. Изменения вступили в силу 28 февраля. Такая административная мера в условиях рыночной экономики обусловлена чрезвычайным уровнем долларизации экономики страны.
Долларизация экономики — это полноценное параллельное хождение доллара США в экономике государства наряду с национальной валютой. Вопрос не в присутствии доллара, а в достижении критического уровня подмены им национальной валюты государства. То есть существует угроза суверенитету и национальной безопасности. В этом суть чрезвычайности обстоятельств, сложившихся в Кыргызстане.
По данным НБКР, доля кредитов в иностранной валюте в общем кредитном портфеле банковской системы страны на конец сентября 2015 года составила 55%, а доля депозитов в иностранной валюте в общей сумме депозитов — 68%. Это только в банковской системе, а если взять во внимание теневую экономику и долларовую массу на руках населения, то картина получается совсем удручающей. Такой уровень долларизации экономики КР имел место только в 90-е.
Долларизация является проблемой многих стран мира, особенно с переходной экономикой, в силу исторически сложившегося финансового миропорядка, которым мы не в состоянии пренебречь. Отсутствие параллельного хождения иностранной валюты присуще только экономике системно развитого государства, национальная валюта которого полноценно выполняет все функции денег.
Главная причина сегодняшней чрезвычайной долларизации нашей экономики заключается в том, что сом плохо выполняет функции меры стоимости и средства сбережения, формально выполняет функции средства обращения, ограничиваясь обслуживанием бюджета страны и населения в текущих расчетах. Это обусловлено отсутствием достаточного объема финансовых средств в национальной валюте, особенно долгосрочных, а также неопределенностью и девальва- ционными ожиданиями экономических агентов.
Поэтому всеми экономическими агентами движет стремление к рациональным решениям. В силу дефицита сомовых ресурсов банки вынуждены использовать средства в иностранной валюте, привлеченные как за рубежом, так и внутри страны. А в силу неопределенности и девальвацион- ных ожиданий — выдавать кредиты в иностранной валюте. В свою очередь домохозяйства и бизнес также вынуждены перейти на иностранную валюту, которая более надежно выполняет функции меры стоимости и средства сбережения.
Правительство и Нацбанк, пытаясь отрегулировать ситуацию путем конвертации в национальную валюту части ранее полученных ипотечных кредитов в иностранной валюте, а также запрещая дальнейшее кредитование в иностранной валюте ипотечных и потребительских кредитов, подвергаются резкой критике со стороны ряда экспертов, которые упрекают их в отходе от рыночных принципов. Это напоминает мне время, когда модно было критиковать за отход от принципов коммунизма.
Вместе с тем правительство и Нацбанк являются полноправными игроками на рынке, а их регулятивные функции, бюджет и эмиссионный потенциал — неотъемлемая часть рынка и рыночных отношений, несмотря на истерику сторонников либеральной экономики. Ибо сегодня стало очевидно, что современная денежная система далеко не саморегулиру- ема и требует периодического вмешательства центральных банков, особенно во времена кризисов, а долгосрочный устойчивый рост экономики без стратегического планирования и содействия со стороны государства, во всяком случае в переходный период, невозможен.
Другое дело, регулятивные действия НБКР и правительства на рынке не должны ограничиваться простым административным запретом, как в нашем случае, а должны быть направлены на системное устранение самой причины долларизации экономики страны путем системного обеспечения экономики достаточным объемом финансовых ресурсов в национальной валюте, особенно долгосрочных, достижения стабильности курса сома, низких темпов инфляции и процентных ставок, устойчивого экономического роста и др.
Правительство и Нацбанк скорее следует критиковать за то, что они отмахнулись от своих регулятивных функций, ссылаясь на пресловутую саморегулируе- мость рынка, а также за нежелание совершенствовать инструменты регулирования, а не только за их неуклюжую попытку регулировать экономику.
К сожалению, в настоящее время все меры, предпринимаемые НБКР по стабилизации курса сома, направлены на сокращение сомовой массы и противоречат интересам экономического развития страны. Механизм очень простой: сокращение сомовой массы приводит к росту дефицита сома на рынке, рост дефицита сома приводит к росту спроса на сом, а рост спроса на сом укрепляет курс сома. Спрос на национальную валюту повышается не из-за укрепления экономики, не потому что на сом можно купить какие-то качественные активы или хорошие отечественные товары, а из-за банального создания его искусственного дефицита. Вот такой нехитрый способ стабилизации курса национальной валюты.
Дефицит сомовой массы приводит к снижению цен на товары и услуги, прежде всего отечественного производства, не потому, что предприниматели стали эффективно работать и выросла производительность труда, а из-за элементарной недостаточности денег для их покупки. Говоря научным языком, имеющаяся сомовая масса не покрывает произведенные в экономике товары и услуги, а производители вынуждены опускать цены или сокращать производство.
Кроме того, дефицит сома приводит к повышению процентной ставки на кредит в национальной валюте, делая его еще более недоступным для бизнеса и потребительских заемщиков. А это означает еще большее снижение деловой активности в стране. Сегодня сомовые кредиты предоставляются только в двух государственных и нескольких коммерческих банках. Для широкого круга заемщиков они недоступны из-за их крайней ограниченности и очень высокой процентной ставки. Самый низкий процент на сомовый кредит в коммерческих банках — около 30%. Для того чтобы такая ставка процента была приемлемой, рентабельность бизнеса должна быть не менее 50%. Такое возможно только на спекулятивном рынке, о производстве и речи быть не может. Это означает обогащение небольшой кучки людей, а остальному народу прямой путь в нищету.
Все вышеизложенное приводит к устойчивому падению совокупного спроса в экономике, далее — к сокращению реального объема производства, росту безработицы, падению доходов и платежеспособности населения, к еще большему снижению совокупного спроса и далее по следующему кругу. Таким образом, мы собственноручно загоняем страну в долгосрочную спираль экономического кризиса. При этом бездумно расходуем золотовалютные резервы, что само по себе несет прямую угрозу не только экономической, но и национальной безопасности в целом.
Очевидно, что ситуация не саморегулируется, не рассосется сама собой, как это бывало раньше. На этот раз все по- взрослому и надолго. Нужна политика системного долгосрочного развития, а не сокращений и ограничений, формально дающих кратковременные передышки. Прилив поднимает все лодки одновременно.
Султанбай АЙЖИГИТОВ,
экс-губернатор Баткенской области.
экс-губернатор Баткенской области.
« 1916 год: полемика вокруг восстания кыргызов (Previous News)
(Next News) Все мы немножко бизнесмены… »
Related News
Электронный счёт минус теневой оборот
С начала года субъекты предпринимательства выписали более 9,2 млн. электронных счетов-фактур (ЭСФ) на сумму оборотаRead More