Main Menu

ЕАЭС: разработаны правила регулирования торговли

Совет Евразийской экономической комиссии одобрил проект “Правил регулирования торговли услугами, учреждения и деятельности”. Документ разработан на основе Договора о Евразийском экономическом союзе.

В настоящее время требования и процедуры в странах ЕАЭС имеют ряд негативных последствий как для бизнеса, так и для государств экономик в целом. К этому приводит отсутствие общих подходов к регулированию предпринимательской деятельности у членов союза. К тому же, действующие правила зачастую лишь усиливают нагрузку на субъекты предпринимательства и создают ряд барьеров.

Такая практика не соответствует основным принципам эффективного регулирования — соразмерности, определенности регулирования, законности, транспарентности. Это приводит к нечеткости и (или) неясности установленных законодательством требований и процедур, недоступности информации о порядке разрешительных процедур, о компетентных органах, осуществляющих выдачу разрешений; создает ограничения и дополнительные препятствия для учреждения и деятельности торговли услугами лицами государств союза. Разработанный комиссией свод правил существенно меняет сложившуюся практику. Документ направлен на повышение эффективности госрегулирования, улучшение условий для ведения предпринимательства в странах союза. Положения проекта учитывают прогрессивный международный опыт, лучшие практики интеграционных объединений и стран ЕАЭС.

Прежде всего предусматривается комплексный подход к регулированию предпринимательской деятельности на основе единых для всех стран союза принципов регулирования учреждения и деятельности торговли услугами. Так, в законодательстве государств ЕАЭС надо зафиксировать исчерпывающий перечень разрешений и уведомлений, требуемых от субъектов предпринимательства для осуществления деятельности, поставки услуг. Это минимизирует факты неправомерных действий и позволит структурировать лицензионно-разрешительную и уведомительную систему, сделав ее более прозрачной и понятной, снизить административную и финансовую нагрузку с компетентных органов и бизнеса стран союза.

Положения проекта носят прогрессивный характер и предусматривают общие подходы к контрольным (надзорным) процедурам: внедрение системы оценки рисков и управления ими, а также четкую правовую регламентацию контрольных процедур. Определены и гарантии прав субъектов предпринимательства, закрепленные законодательно.

Многие предприниматели сталкиваются с тем, что после подачи заявления с полным пакетом необходимых документов на получение какой-либо лицензии (либо разрешения) компетентный орган не торопится выдать этот документ (либо мотивированный отказ) в установленный законодательством срок. В этой связи правилами предусмотрены нормы, которые заимствованы из лучшей практики регулирования предпринимательской деятельности: в случае когда компетентный орган не выдал разрешение либо мотивированный отказ в выдаче разрешения в установленный срок, разрешение должно считаться выданным по умолчанию (принцип «молчание — знак согласия»).

Вместе с тем на заседании члены совета комиссии приняли принципиальные решения, в том числе: о распространении действия правил на все сектора (подсектора) услуг, а также учреждение и любые виды деятельности, не ограничиваясь при этом только секторами услуг в рамках единого рынка; о сохранении в правилах нормы, предусматривающей, что в случае невыдачи разрешения в установленный срок либо ненаправления отказа в его выдаче такое разрешение считается выданным по умолчанию; о сохранении действия правил на услуги, охватываемые разделами договора XIX (Естественные монополии), XX (Энергетика), XXI (Транспорт) в части, не противоречащей этим разделам.

Таким образом, предлагаемые в документе меры направлены на повышение конкурентоспособности национальных производителей на внутреннем рынке ЕАЭС и рост инвестиционной привлекательности этого сектора экономики. Ожидается, что применение правил на практике повлияет на снижение стоимости услуг и товаров для населения стран ЕАЭС. Соответственно, пакет предложений, содержащихся в разработанном комиссией документе, поспособствует успешному экономическому развитию стран союза.

Комиссии поручено ежегодно информировать Высший Евразийский экономический совет о результатах реализации государствами ЕАЭС положений, предусмотренных правилами. Документ вынесут для рассмотрения на заседании Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС).

Совет ЕЭК принял решение создать рабочие группы по подготовке планов либерализации по секторам (подсекторам) услуг, по которым формирование единого рынка услуг в рамках Евразийского экономического союза намечено осуществлять в соответствии с планами либерализации (в течение переходного периода).

Утверждены положение рабочих групп и их составы в областях: строительства, услуг в инженерных областях, градостроительного проектирования; аренды и лизинга прогулочных судов без оператора; аудита, составления отчетности и бухгалтерского учета; услуг, связанных с недвижимым имуществом и оценкой имущества; услуг по геологическим, геофизическим и другим видам изыскательских работ, маркшейдерской съемке, картографии, прогнозу погоды и метеорологии; рекламы; туристских услуг; услуг, связанных с производством и распространением кино- и видеофильмов, демонстрацией видеофильмов; проведения научно-исследовательских работ; услуг по техническим испытаниям и анализам.

Рабочие группы возглавят соответствующие министры ЕЭК. Их составы сформированы из представителей профильных уполномоченных госорганов государств-членов и структурных подразделений ЕЭК.

Рабочим группам поручается предусматривать в планах либерализации предельные сроки начала функционирования секторов (подсекторов) услуг в рамках единого рынка услуг, необходимые мероприятия по реализации планов либерализации (с указанием сроков их исполнения и ответственных исполнителей от государств ЕАЭС и (или) ЕЭК).

Либерализация ряда секторов (подсекторов) услуг приведет к снижению их стоимости для населения стран ЕАЭС с учетом роста конкуренции бизнеса на едином евразийском рынке услуг. В рамках функционирования единого рынка услуг на территории стран союза, планируется создать условия для обеспечения свободного движения услуг, уже диверсифицирован бизнес в сфере услуг, новые виды бизнеса на территории стран — партнеров ЕАЭС, привлечены дополнительные инвестиции в экономики стран ЕАЭС за счет направления внутренних денежных потоков.






Добавить комментарий