Main Menu

Муфтият живет общими проблемами страны

Ре­ли­гия и об­ще­ство — те­ма веч­ная, как мир, и по­сто­ян­но ин­те­ре­су­ю­щая. Ка­за­лось бы, ре­ли­гия от­де­ле­на от го­су­дар­ства, но как их раз­де­лить, ес­ли но­си­те­лем ре­ли­ги­оз­ных воз­зре­ний и тра­ди­ций яв­ля­ет­ся на­род стра­ны — по Кон­сти­ту­ции га­рант су­ве­ре­ни­те­та и един­ствен­ный ис­точ­ник го­су­дар­ствен­ной вла­с­ти. Да­же ес­ли за­хо­чешь — не по­лу­чит­ся, то и де­ло пу­ти пе­ре­се­ка­ют­ся.
Се­год­ня наш со­бе­сед­ник — гла­ва Ду­хов­но­го уп­рав­ле­ния му­суль­ман Кыр­гыз­ста­на муф­тий МАК­САТ­БЕК ажы ТОК­ТО­МУ­ШЕВ.

1     — 2016-й в Кыр­гыз­ста­не объ­яв­лен Го­дом ис­то­рии и куль­ту­ры. Ка­кие пла­ны у Ду­хов­но­го уп­рав­ле­ния му­суль­ман стра­ны в этой свя­зи?
— Объ­яв­ляя о при­о­ри­тет­ной те­ма­ти­ке го­да, Пре­зи­дент стра­ны Ал­маз­бек Атам­ба­ев под­черк­нул, что этим пре­сле­ду­ют­ся важ­ные це­ли со­хра­не­ния и даль­ней­ше­го раз­ви­тия бо­га­тей­ше­го ис­то­ри­че­с­ко­го, куль­тур­но­го на­сле­дия на­ро­да Кыр­гыз­ста­на и эф­фек­тив­ное ис­поль­зо­ва­ние это­го ог­ром­но­го по­тен­ци­а­ла в фор­ми­ро­ва­нии и ре­а­ли­за­ции соб­ствен­ной на­ци­о­наль­ной мо­де­ли раз­ви­тия стра­ны, со­зда­ния но­вых мо­раль­но-нрав­ствен­ных ори­ен­ти­ров, объ­еди­не­ния граж­дан в по­стро­е­нии силь­но­го про­цве­та­ю­ще­го го­су­дар­ства. Это, ска­жем так, оп­ре­де­лен­ная ус­та­нов­ка для все­го об­ще­ства, и, раз­уме­ет­ся, муф­ти­ят, как часть его, не мо­жет ос­та­вать­ся в сто­ро­не. В этой свя­зи Ду­хов­ное уп­рав­ле­ние му­суль­ман Кыр­гыз­ста­на и все му­суль­ма­не в це­лом, ис­сле­дуя ис­то­рию до­су­ве­рен­но­го пе­ри­ода ре­с­пуб­ли­ки, пла­ни­ру­ют ве­с­ти ши­ро­кий по­иск на­уч­ных тру­дов и бес­цен­ных ру­ко­пис­ных со­чи­не­ний ре­ли­ги­оз­ных уче­ных со­вет­ско­го пе­ри­ода, ис­сле­до­вать их твор­че­с­кий и жиз­нен­ный путь, ко­то­рый для под­рас­та­ю­ще­го по­ко­ле­ния мо­жет стать при­ме­ром вер­но­с­ти дол­гу и ве­ре. Тем бо­лее что дан­ный пе­ри­од, увы, по­ка ма­ло        из­учен и на­ша за­да­ча от­крыть и за­пол­нить эту стра­ни­цу от­ече­с­т­вен­ной ис­то­рии. Ре­с­пуб­ли­ка гор­дит­ся име­на­ми зна­ме­ни­тых ре­ли­ги­оз­ных уче­ных, на­ших зем­ля­ков, де­я­тель­ность и тру­ды ко­то­рых спо­соб­ство­ва­ли со­хра­не­нию и раз­ви­тию ре­ли­гии и пе­ре­да­че ее в чи­с­то­те из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние. Ко­неч­но, из­да­ние та­ко­го тру­да яв­ля­ет­ся не­лег­ким де­лом, в этой свя­зи я на­де­юсь, что ве­ру­ю­щие кыр­гыз­стан­цы нам по­мо­гут в этом.
     — К со­жа­ле­нию, мы сей­час жи­вем в ми­ре, где уси­ли­ва­ет­ся ре­ли­ги­оз­ный экс­тре­мизм, ко­то­рый уже на­пря­мую свя­зы­ва­ют с тер­ро­ри­с­ти­че­с­кой уг­ро­зой це­лым ре­ги­о­нам и на­ро­дам. Что по это­му по­во­ду пред­при­ни­ма­ет ДУМК КР?
— Сра­зу хо­чу под­черк­нуть, что в ми­ре мно­го на­ро­дов,  ис­по­ве­ду­ю­щих ис­лам. Наш про­рок Му­хам­мад (сол­лол­ло­о­ху алай­хи ва са­лам) за­пре­ща­ет за­став­лять ко­го бы то ни бы­ло при­ни­мать ре­ли­гию, тем бо­лее ис­поль­зуя для это­го на­си­лие. Ре­ли­ги­оз­ной ра­ди­ка­лизм не име­ет ни­че­го об­ще­го с ис­тин­ным ис­ла­мом.
3 фе­в­ра­ля про­шло­го го­да на Со­ве­те обо­ро­ны Пре­зи­дент стра­ны осо­бо под­черк­нул на­рас­та­ю­щую уг­ро­зу экс­тре­миз­ма и тер­ро­риз­ма как вы­зов со­вре­мен­но­му об­ще­ству, ме­ша­ю­ще­му ста­биль­но­с­ти, раз­ви­тию эко­но­ми­ки, не­су­ще­му рас­кол в об­ще­ство. В но­я­б­ре 2015 го­да, при при­ня­тии Кон­цеп­ции го­су­дар­ствен­ной по­ли­ти­ки в ре­ли­ги­оз­ной сфе­ре, ока­зал под­держ­ку ве­ро­ва­нию «ах­ли сун­на­ти вал джа­маа», маз­ха­бу Ха­на­фи. В этой свя­зи мы уде­ля­ем боль­шое зна­че­ние про­фи­лак­ти­ке экс­тре­миз­ма и ра­ди­ка­лиз­ма. Толь­ко в про­шлом го­ду Ду­хов­ное уп­рав­ле­ние му­суль­ман Кыр­гыз­ста­на и его тер­ри­то­ри­аль­ные струк­ту­ры про­ве­ли 818 ме­ро­при­ятий. Для по­вы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции има­мов по про­фи­лак­ти­ке и борь­бе с ра­ди­ка­лиз­мом и экс­тре­миз­мом про­ве­де­но 29 тре­нин­гов, в ко­то­рых при­ня­ли уча­с­тие 575 има­мов. По это­му же во­про­су про­ве­де­но 18 тре­нин­гов с 920 уча­щи­ми­ся ме­д­ре­се. Бы­ло про­ве­де­но девять со­бра­ний с уча­с­ти­ем гу­бер­на­то­ров, аки­мов и ак­ти­ви­с­тов об­ла­с­тей, рай­о­нов. Для мо­ло­де­жи, жен­щин, жур­на­ли­с­тов про­ве­де­но пять тре­нин­гов. Не ос­та­лись в сто­ро­не от этой важ­ной ра­бо­ты и об­ла­ст­ные ка­зи­я­ты — не­по­сред­ствен­но в ме­че­тях про­ве­де­но 468 разъ­яс­ни­тель­ных ме­ро­при­ятий. Организовывались бе­се­ды и в ву­зах, шко­лах, рай­он­ных го­сад­ми­ни­с­т­ра­ци­ях, сре­ди про­сто­го на­ро­да. И все они ка­са­лись проб­лем экс­тре­миз­ма, ра­ди­ка­лиз­ма, школь­но­го рэ­ке­та, а так­же во­про­сов ве­ры.
Все эти ме­ро­при­ятия про­во­ди­лись со­вме­ст­но с со­труд­ни­ка­ми пра­во­ох­ра­ни­тель­ных ор­га­нов, и, смею на­де­ять­ся, вся эта круп­но­мас­штаб­ная разъ­яс­ни­тель­ная ра­бо­та уже да­ет свои пло­ды: ста­ти­с­ти­ка сви­де­тель­ст­ву­ет, что в на­сто­я­щее вре­мя со­кра­ти­лось чис­ло со­граж­дан, уез­жа­ю­щих в Си­рию. Это го­во­рит о том, что лю­ди на­ча­ли по­ни­мать, на­сколь­ко опас­ны по­след­ствия вер­бов­ки на вой­ну. Не се­к­рет, что в Си­рию уез­жа­ли ма­те­ри­аль­но нуж­да­ю­щи­е­ся и не­све­ду­щие в ре­ли­гии лю­ди, а не­ко­то­рые — вслед­ствие не­вер­ной ин­фор­ма­ции о зна­чи­тель­ных ма­те­ри­аль­ных вы­го­дах. В на­ча­ле го­да мы ут­вер­ди­ли го­до­вую про­грам­му, со­ста­ви­ли спе­ци­аль­ные те­мы вы­ступ­ле­ний на пят­нич­ных на­ма­зах. А в го­до­вых про­грам­мах пред­ус­мо­т­ре­ны ме­ро­при­ятия по со­вме­ст­ной ра­бо­те с со­от­вет­ству­ю­щи­ми ве­дом­ства­ми.
     — Для мно­гих ве­ру­ю­щих не­ма­ло­важ­но, сколь­ко квот по­лу­че­но в этом го­ду для со­вер­ше­ния ха­джа и за­кон­чит­ся ли к это­му вре­ме­ни стро­и­тель­ст­во ме­че­ти в Ко­ро­лев­стве Са­у­дов­ская Ара­вия?
— Не­дав­но де­ле­га­ты, воз­глав­ля­е­мые ди­рек­то­ром Го­су­дар­ствен­ной ко­мис­сии по де­лам ре­ли­гии КР Ороз­бе­ком Аб­ды­са­ла­мо­ви­чем Мол­да­ли­е­вым, ру­ко­во­ди­те­лем Агент­ства граж­дан­ской авиа­ции КР Эр­ме­ком Со­ци­а­ло­ви­чем Ому­ра­ли­е­вым, глав­ным бух­гал­те­ром ДУМК Дже­ниш ажы Бе­ки­е­вым и спе­ци­а­ли­с­том от­де­ла ха­джа и ум­ры ДУМК Ха­ми­дул­лой Са­дил­ла­е­вым, встре­ти­лись с зам­ми­ни­с­т­ра по па­лом­ни­че­с­т­ву Ко­ро­лев­ства Са­у­дов­ская Ара­вия док­то­ром Ху­сейн Аш-Ша­ри­фом. В хо­де дву­сто­рон­ней встре­чи он дал вы­со­кую оцен­ку ор­га­ни­за­ции про­шло­год­не­го ха­джа, от­ме­тив, что па­лом­ни­ки Кыр­гыз­ста­на осо­бо от­ли­чи­лись при­мер­ным по­ве­де­ни­ем, вы­раз­ил за это свою при­зна­тель­ность. В этом го­ду Ко­ро­лев­ство Са­у­дов­ская Ара­вия вы­де­ли­ло для Кыр­гыз­ста­на так­же 3 685 квот. В от­вет на на­шу прось­бу о вы­де­ле­нии до­пол­ни­тель­ных квот со­об­ще­но, что её рас­смо­т­рят. Это на­пря­мую свя­за­но со стро­и­тель­ст­вом, ве­ду­щим­ся в Мек­ке, ме­че­ти Ха­рам. Ес­ли эти ра­бо­ты за­вер­шат­ся (ин шаа Ал­лах), бу­дем на­де­ять­ся, что для па­лом­ни­ков ус­ло­вия еще бо­лее улуч­шат­ся и вы­де­лят до­пол­ни­тель­ные кво­ты. А во­об­ще мо­гу с уве­рен­но­с­тью ска­зать: в по­след­ние два го­да мы смог­ли вы­ве­с­ти ра­бо­ту ха­джа на вы­со­кий уро­вень, ис­пра­вив до­пу­щен­ные ра­нее ошиб­ки.
     — А ко­г­да за­вер­шит­ся стро­и­тель­ст­во Цен­т­раль­ной ме­че­ти сто­ли­цы?
— Стро­и­тель­ст­во Цен­т­раль­ной ме­че­ти бы­ло на­ча­то в 2012 го­ду. Осу­щест­в­ля­ет его стро­и­тель­ная фир­ма «КО­МАС», и в на­сто­я­щее вре­мя за­вер­ше­но 60%  ра­бот. Кста­ти, в этом стро­и­тель­ст­ве и го­су­дар­ство ока­зы­ва­ет по­мощь. Ме­четь рас­счи­та­на на од­но­вре­мен­ное по­се­ще­ние 8 ты­сяч ве­ру­ю­щих. И ко­г­да она нач­нет дей­ство­вать ста­нет не толь­ко круп­ней­шей в сто­ли­це, но и во всей Цен­т­раль­ной Азии. Ин шаа Ал­лах, на­де­ем­ся, что это слу­чит­ся в 2017 го­ду.
     — Не­ред­ко на об­ще­ствен­ных схо­дах, ку­рул­та­ях речь за­хо­дит о не­оп­рав­дан­ном рас­то­чи­тель­ст­ве при про­ве­де­нии сва­деб, по­хо­рон, име­нин и дру­гих се­мей­ных празд­ни­ков. Ка­кие ме­ро­при­ятия про­во­дят­ся ва­ми по про­фи­лак­ти­ке по­доб­ных яв­ле­ний?
— К со­жа­ле­нию, рас­то­чи­тель­ст­во, ко­то­рое по ша­ри­а­ту счи­та­ет­ся за­пре­щен­ным де­я­ни­ем, в по­след­нее вре­мя за­мет­но уси­ли­лось. Про­ве­де­ние тор­же­с­т­вен­ных ме­ро­при­ятий, сва­деб, по­хо­рон со­про­вож­да­ет­ся боль­ши­ми ма­те­ри­аль­ны­ми за­тра­та­ми. В этой свя­зи ДУМК го­то­вит спе­ци­аль­ные лек­ции (хут­бы) и по пят­ни­цам в ме­че­тях про­во­дит разъ­яс­ни­тель­ные беседы. Бла­го­да­ря это­му на­ме­тил­ся не­кий пе­ре­лом в ми­ро­воз­зре­нии при­хо­жан и тор­же­с­т­вен­ные или тра­ур­ные ме­ро­при­ятия они ста­ра­ют­ся про­во­дить без из­лиш­них за­трат. По ини­ци­а­ти­ве ме­ст­ных има­мов и жи­те­лей, в не­ко­то­рых се­лах зна­чи­тель­но со­кра­ще­ны расходы на про­ве­де­ние по­хо­рон.
     — Я слы­ша­ла о ре­фор­ме ДУМК и свя­зан­ной с нею ат­те­с­та­ци­ей има­мов. Ка­ко­вы ре­зуль­та­ты?
— Эта ре­фор­ма яв­ля­ет­ся ча­с­тью работы ДУМК по ис­пол­не­нию ре­ше­ний Со­ве­та обо­ро­ны 2014 го­да. Ат­те­с­та­цию мы на­ча­ли, так ска­зать, с го­ло­вы — сна­ча­ла ее про­шли ра­бот­ни­ки ДУМК, за­тем има­мы, и это яв­ля­ет­ся од­ной из глав­ных за­дач ре­фор­мы. Има­мы, про­шед­шие ат­те­с­та­цию, взя­ты под по­кро­ви­тель­ст­во и на­ча­ли по­лу­чать сти­пен­дии из фон­да раз­ви­тия ре­ли­ги­оз­ной куль­ту­ры «Ый­ман», со­здан­ном по ини­ци­а­ти­ве Пре­зи­ден­та на­шей ре­с­пуб­ли­ки. Вы­да­ва­е­мые сти­пен­дии, хо­тя и не очень боль­шие, слу­жат сти­му­лом в ра­бо­те има­мов, вдох­нов­ля­ют их на пло­дот­вор­ную де­я­тель­ность. Та­ким об­ра­зом, ДУМК обес­пе­чил зар­п­ла­той 166 ре­ли­ги­оз­ных ра­бот­ни­ков. В те­ку­щем го­ду пла­ни­ру­ем про­ве­с­ти ат­те­с­та­цию всех слу­жа­щих ме­д­ре­се ре­с­пуб­ли­ки, на­чи­ная с ру­ко­во­ди­те­лей и пре­по­да­ва­те­лей. Для это­го со­зда­на ко­мис­сия, рас­сма­т­ри­ва­ю­щая до­ку­мен­ты, не­об­хо­ди­мые для про­хож­де­ния ат­те­с­та­ции. Има­мы се­рь­ез­но от­но­сят­ся к это­му де­лу, при­хо­дят хо­ро­шо под­го­тов­лен­ны­ми и от­ве­ча­ют на все во­про­сы ко­мис­сии. Я уве­рен, что та­кие ме­ро­при­ятия по оцен­ке зна­ний кон­фес­си­о­наль­ных ра­бот­ни­ков  да­дут по­ло­жи­тель­ные ре­зуль­та­ты.
     — Го­во­рят, в чис­ле ре­форм муф­ти­я­та — еже­ме­сяч­ные от­чё­ты има­мов о про­де­лан­ной ра­бо­те…
— Да. Рань­ше та­ко­го не бы­ло. Сей­час раз­ра­бо­та­на еди­ная фор­ма от­чет­но­с­ти, и во всех ре­ги­о­нах ре­с­пуб­ли­ки про­ве­де­на разъ­яс­ни­тель­ная ра­бо­та. От­чет­ность — это не про­вер­ка ра­бо­ты има­мов, ско­рее, это ее оцен­ка. Цель —  по­вы­ше­ние зна­ний и ква­ли­фи­ка­ции, спо­соб раз­ви­тия от­вет­ствен­но­с­ти и тру­до­с­по­соб­но­с­ти.
С каж­дым от­че­том мы уз­на­ем, на чем кон­цен­т­ри­ру­ет­ся вни­ма­ние има­ма,  как ис­пол­ня­ют­ся по­ру­чен­ные на­ми за­да­ния. Это да­ет воз­мож­ность кон­т­ро­ли­ро­вать, на ка­ком уров­не вы­пол­ня­ются обя­зан­но­с­ти.
Има­мы даль­них ре­ги­о­нов сна­ча­ла сда­ют от­че­ты глав­но­му има­му-ха­ти­бу сво­е­го рай­о­на. Тот пе­ре­да­ет их в об­ла­ст­ной ка­зи­ят. А они, в свою оче­редь, по­сы­ла­ют эти от­че­ты в Ду­хов­ное уп­рав­ле­ние му­суль­ман Кыр­гыз­ста­на. Что ка­са­ет­ся оцен­ки этой ра­бо­ты, то она осу­щест­в­ля­ет­ся по спе­ци­аль­ным пра­ви­лам. На ос­но­ва­нии по­сту­пив­ших из ка­зи­я­тов от­че­тов муф­ти­ят,  оз­на­ко­мив­шись с ре­ли­ги­оз­ной об­ста­нов­кой ре­ги­о­нов, кон­т­ро­ли­ру­ет вы­пол­не­ние по­ру­чен­ных за­да­ний.
     — Все ли да­а­ва­ти­с­ты ис­по­ве­ду­ют ре­ли­гию по маз­ха­бу Ха­на­фи? Рас­ска­жи­те о ме­ро­при­яти­ях в этом на­прав­ле­нии…
— В про­шлом го­ду ДУМК по разъ­яс­не­нию маз­ха­ба Ха­на­фи и ве­ро­ва­ния ах­ли сун­на­ти валь джа­ма­а­та в ме­че­тях рай­о­нов про­вел лек­ции. В каж­дом рай­о­не в них уча­с­т­во­ва­ли в сред­нем от 500 до 700 че­ло­век. А в об­щей слож­но­с­ти уда­лось ох­ва­тить 38 500 че­ло­век. Кро­ме то­го, Ду­хов­ное уп­рав­ле­ние му­суль­ман Кыр­гыз­ста­на со­вме­ст­но с фон­дом «Ый­ман» про­ве­ло две­над­ца­тид­нев­ные се­ми­на­ры по по­вы­ше­нию ква­ли­фи­ка­ции има­мов в Биш­ке­ке, Ка­дам­жае, Кы­зыл-Кие, Оше, Джа­лал-Аба­де, Ис­сык-Куль­ской и На­рын­ской об­ла­с­тях. Все­го на этих се­ми­на­рах за­ни­ма­лись  и по­лу­чи­ли со­от­вет­ству­ю­щие сер­ти­фи­ка­ты 1 600 има­мов.
Кро­ме то­го, в Ош­ской, Джа­лал-Абад­ской об­ла­с­тях, в го­ро­дах Биш­ке­ке и Ка­ра-Бал­те ор­га­ни­зо­ва­ны «Кур­сы по­вы­ше­ния уров­ня зна­ний да­а­ва­ти­с­тов». На этих кур­сах на­зна­чен­ные муф­ти­я­том учи­те­ля пре­по­да­ют уро­ки по маз­ха­бу Ха­на­фи, чте­нию Ко­ра­на, важ­ным и не­об­хо­ди­мым ша­ри­ат­ским во­про­сам. Курс рас­счи­тан на один ме­сяц, пос­ле че­го слу­ша­те­лям вы­да­ют­ся сер­ти­фи­ка­ты. К то­му же каж­дую не­де­лю в ме­че­тях про­во­дят­ся  лек­ции по разъ­яс­не­нию пра­вил по­кло­не­ния в со­от­вет­ствии с маз­ха­бом Ха­на­фи.
     — В ин­тер­вью га­зе­те «Де­ло №», опуб­ли­ко­ван­ном 16 де­ка­б­ря, вы не­лов­ко вы­раз­ились о на­ибо­лее проб­лем­ных лю­дях в пла­не склон­но­с­ти к вер­бов­ке ре­ли­ги­оз­ны­ми экс­тре­ми­с­та­ми, на­звав их на­ци­о­наль­но­с­ти. Не­ко­то­рые чи­та­те­ли ус­мо­т­ре­ли в этом не­кор­рект­ность.
— Дей­стви­тель­но, как вы за­ме­ти­ли, это бы­ло не­лов­кое вы­ска­зы­ва­ние. При­но­шу свои из­ви­не­ния. Ра­ди­ка­лизм, экс­тре­мизм не име­ют гра­ниц и на­ций, и со­от­вет­ствен­но не мо­гут быть ра­ди­ка­ла­ми уз­бе­ки или уй­гу­ры. Ра­ди­ка­лом ста­но­вит­ся че­ло­век, не по­ни­ма­ю­щий ис­тин­ную сущ­ность ре­ли­гии, — ни уй­гур­ский, ни уз­бек­с­кий на­ро­ды тут ни при чем.
На­ше глав­ное бо­гат­ство — это друж­ба, един­ство и со­гла­сие на­ро­дов. Се­год­няш­ний Кыр­гыз­стан — го­су­дар­ство, раз­ви­ва­ю­ще­е­ся в ми­ре, бла­го­по­лу­чии и со­гла­сии. В нем друж­но про­жи­ва­ют пред­ста­ви­те­ли око­ло ста на­ци­о­наль­но­с­тей. На­род, ува­жа­ю­щий се­бя, ува­жа­ет свой язык, на­ци­о­наль­ное, куль­тур­ное на­сле­дие, тра­ди­ции, раз­ви­ва­ет их, рас­про­стра­ня­ет, пе­ре­да­ет  по­том­кам. Ду­хов­ное уп­рав­ле­ние му­суль­ман Кыр­гыз­ста­на раз­ви­ва­ет друж­бу меж­ду раз­лич­ны­ми кон­фес­си­я­ми. Ис­тин­ный ис­лам ни­ко­г­да не до­пу­с­кал и не до­пу­с­ка­ет уни­же­ния, ос­кор­бле­ния пред­ста­ви­те­лей дру­гих ре­ли­ги­оз­ных на­прав­ле­ний.
     — На­де­юсь, на сей раз Вас пой­мут пра­виль­но. Спа­си­бо за бе­се­ду.

Та­ть­я­на ПО­ПО­ВА.






Добавить комментарий