Main Menu

Не забыли… И в галерею пригласили

Давида Флекмана в нашей газете, конечно, знали и почитали. Но, скорее всего, как художника.  И вот где-то в начале нынешнего века зашел в редакцию будущий известный меценат художественного искусства Дамир Акманов и разложил на нашем столе веер флекмановских стихов. Как поэт седой художник, разменявший тогда, кажется, восьмой десяток, состоялся только-только, но уже не представлял своей жизни без строчки. Поэтической…

И наша газета в разное время  дала несколько стихотворных страниц, напоминая о том, что Давид Флекман, как правильно заметила известный наш искусствовед Г. Токтосунова, «в стихах был живописцем, а в живописи поэтом».
А восемь лет назад нас обожгла печальная весть: не стало Флекмана. И создатели художественного салона «Аль Хаят» Дамир и Татьяна Акмановы вновь пришли к нам в редакцию и принесли кое-что из последних стихов Давида Нафтуловича.
В изломах гор,
Из голубой канвы
Зимой, весной
И осенью, и летом
Седой Тянь-Шань
Из неба синевы
Меня встречает
Ласковым рассветом.

Тогда Акмановы не побоялись сказать: «Не забудем!». И не забыли. В «Аль Хаяте» открыта персональная выставка Давида Флекмана, которую в день вернисажа посетили известные в республике художники — почти все ученики  Давида  Нафтуловича, музыканты, журналисты, иностранные ценители искусства. Среди гостей — и первая леди республики Раиса Атамбаева.
Негладкой дорогой шел в своем творчестве художник. Случались годы, когда мастер работал и «на корзину». Ревнителям традиционной школы живописи казалось, что художник из Киргизии переступает порой порог дозволенного. Флекман успокаивал себя: не приняли работу сегодня, засверкает она завтра. Не ошибся человек.
Выставка памяти художника в “Аль Хаяте” впечатляет, многие работы располагают к размышлениям. Верно подметила во вступительном слове к выпущенному только что прекрасному буклету «Давид Флекман» Гульчехра Токтосунова: «Предвкушение от воссоздания мира, которым он наслаждался, а затем и сам процесс творчества были смыслом жизни, ощущением ее полноты. Так было всегда: от юных лет и до поры, каким знали мы его — ученики в третьем поколении».
«Новостройка», «Натюрморт с колючкой», «Джайлоо», «Тополя», «Летний день в горах», «Плывут облака», «Натюрморт с хурмой»… Кто-то правильно сказал: «Флекман не мог писать плохо, потому что он очень любил страну Ала-Тоо»…
А ведь многих удивляла эта любовь. Паренек из Одессы на время Великой Отечественной войны перебирается в далекую Киргизию и успокаивает себя: только на время… Одесса ждет. Завоевав как художник Одессу, можно потом завоевать и весь мир. Он навсегда остался в Киргизии. Он полюбил ее…
Горные выси, покрытые
снегом,
Дремная ширь под
чарующим небом,
Царство покоя
и снежные вихри,
Краски живые
волшебной палитры.
Очень интересен портретный ряд выставки: «Асель», «Мальчик из Торкента», «Портрет жены», «Чабан», «Девушка с тревогой в глазах», портреты художника Герцена, драматурга Турсунова… — тут все: и людские судьбы, и черты времени, и штрихи событий…
И все это надо увидеть и «пощупать» своими глазами. И спасибо устроителям выставки, что такая возможность есть. Надо только заглянуть в «Аль Хаят», где вы и повидаетесь с тем, что нам оставил очень хороший человек, художник и поэт Давид Флекман.

Вилор АКЧУРИН.
Фото Александра ФЕДОРОВА.






Добавить комментарий